Послание с фронта на фронт

Письмо из госпиталя младший лейтенант Ефим Ивашев написал в 1943 году воюющему отцу

С фронтов Великой Отечественной войны письма приходили не в конвертах, а сложенные в треугольник, который делали из любой подвернувшейся под руку бумаги. Отправляли их в основном в тыл, домой, туда, где ждали родители, дети, жены, родные и близкие, друзья и подруги. Письмо не заклеивали, цензоры все равно должны были ознакомиться, не содержит ли треугольник полевой почты секретных сведений. Но иногда писали с фронта на фронт. И таких писем до наших дней сохранилось немного. Одно из них стало экспонатом школьного музея в корткеросском селе Большелуг. О том, кто и кому его написал и отправил, «Республике» рассказала заведующая музеем Ольга Мишарина. Она же помогла перевести с коми на русский язык содержание письма.

– Это письма нашего земляка младшего лейтенанта Ефима Ивашева. Всего у нас в музее хранится четыре его письма. Одно отцу на фронт, а остальные три домой – матери и сестрам. Все написаны на родном коми языке. В письмах огромная любовь к родителям, сестрам, понимание того, что им тоже трудно, тоска по родным местам, по сельскому труду. До войны Ефим начал учиться в сельхозтехникуме, который располагался в нынешнем Ульяновском монастыре. Но вернуться домой и продолжить учебу ему уже не довелось. Он погиб в 1943 году, в возрасте двадцати лет, – рассказала Ольга Мишарина.

Незадолго до своей смерти Ефим написал письмо отцу Михаилу Ивашеву. Тот тоже был на фронте.

«Добрый день! Веселый час! Бур лун! Гажа час! – так начал Ефим письмо. – Здравствуй, любимый батя да золотой батя! Здравствуй, муса бать да зӧлӧта бать! Привет от твоего единственного сына Ефима М. Во-первых, я тебе сообщаю, что жив и здоров. Тебе желаю доброго здоровья и живым возвратиться в родные места и встретиться со всей семьей.

Ну вот, напишу про свою жизнь и бои здесь. Я писал тебе, что случилось со мной. Моя рана полностью еще не зажила, но я вышел в бой. Сейчас снова в госпитале лечусь. Всего восемь дней был на задании: на 12 километров заходили к ним в тыл, четыре дня были в кольце, но с боями удалось вырваться и встретиться со своими. Отсюда бегут. «Шалят» иногда немного, иногда довольно сильно. Уходя, эти сжигают жилища, если успевают, если нет, то все остается…

Здесь мы скоро подойдем к большому городу В. от Смоленска к западу, ты поймешь. Сейчас пока я лечусь. Отправляли далеко в тыл, но не захотел: тут все знакомые санитарки, голову помоют и все. Раненых пока немного. Я ведь, милый батя, 8 октября 1943 в часа 4 вечера был контужен. Ничего не слышу. Некоторые контуженные даже не только не слышат, но и вообще не разговаривают, но через месяц выздоравливают. Надеюсь, недели через три смогу встать в строй. Домой об этом, скорее всего, не буду писать, у мамы ведь сердце слабое, а ты, милый батя, обо мне не горюй, все пройдет. Скоро опять получу деньги и отправлю домой, здесь ими нечего делать. А письмо просить не решаюсь, а если напишешь, адрес такой: «Полевая почта 73.790 «Д».

Ну, пока все, не горюй. Война закончится, и домой вернемся, долго обо всем будем говорить с тобой. Верно, милый батя? Не осуждай, что мало написал. Конечно, тебе все хочется знать обо мне, но ведь обо всем не напишешь. Крепко обнимаю тебя. Не беспокойся обо мне. Вернемся домой здоровыми. Прощай же, любимый батя. Прощай. Остаюсь твой сын Ефим Михайлович. До свидания. 11.10.43. 14.11.43».

В Национальном музее Коми сохранилось письмо ровесника Ефима Ивашева – сыктывкарца Алексея Плотникова. 2 мая 1945 года 21-летний Алексей погиб. Свое письмо матери он написал летом 1944 года на обратной стороне бумажной наклейки на бочку или банку с огурцами из литовского Каунаса. Мать Анна Васильевна тогда жила в доме №27 по улице XX МЮД. 3 июля 1944 года Алексей написал ей свое стихотворение: «Сын ушел от школьной парты за Отчизну воевать. И три долгих-долгих года не видала сына мать…» И дописал, что пока жив и здоров. Интересовался молодой боец и тем, что пишет отец (видимо, также бывший на фронте), и передавал привет всем сотрудникам конторы и знакомым.
Судьба Алексея Плотникова, ушедшего на фронт в 1942 году сразу же после окончания школы, долгое время была неизвестна сотрудникам музея. Потом удалось установить, что младший сержант, наводчик-минометчик расчета Плотников участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Литвы, Германии. 21-летний Алексей за неделю до победы – 2 мая 1945 года в боях за немецкий город Фрайберг был тяжело ранен и умер. Похоронен у деревни Стары Косини около польского города Белосток. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны II степени (посмертно).
«На подступах к городу колонну полка обстреляли немецкие танки и автоматчики. Автомашина сержанта Плотникова была подбита. Тяжело раненный, с автоматом в руках, он отражал натиск противника до прихода подкрепления. При этом лично уничтожил шесть автоматчиков противника», – описан его подвиг в наградном листе.

А вот что Ефим Ивашев писал домой. Это его последнее письмо родным:

«Добрый день! Веселый час! Бур лун! Гажа час! Здравствуйте, домашние – милая мама и милые сестры мои: Александра Мих., Анна Мих. и Ксения Мих. Всем вам посылаю огромный привет от своего молодого сердца вашим молодым сердцам и желаю вам счастья, здоровья и нас домой здоровыми дождаться.

Во-первых, сообщаю о себе, что жив и здоров, чего и вам желаю. Живу на прежнем месте, о чем уже писал. Лечусь в госпитале, но не лежу, а гуляю везде. В нашей землянке девятнадцать человек, у всех своя койка. Едим-пьем очень хорошо. Праздник тоже прошел отлично, гуляли по городу. Обо мне не горюйте. Было немного денег, купил себе кожаный пиджак и перчатки. Здесь теплые вещи нам пока не выдали. 10.11.43.

Вот дальше пишу. Каждую ночь во сне вижу крестного. Наверно, что-то где-то творится. Письма от одной получал, потом ни от кого. Но, милая мамук, я вас не осуждаю из-за этого и не обижаюсь. Когда вернусь домой, обо всем поговорим по душам. Вы, милая мамочка и милые сестры, тоже на меня не обижайтесь, если письма часто не приходят. Мне охота узнать, как вы живете, но не знаю, когда получу письмо от вас. А так мы здесь отлично живем пока, и скоро, через неделю, меня могут отправить в резерв… Передайте привет всем родственникам и соседям, зулэбским девчатам и парням, если те дома еще. Но письмо пока не отправляйте. Я пока ваши старые письма перечитываю, очень часто смотрю на мамину фотографию. Семе Насте тоже передайте от меня привет, но самый большой привет – любимой и золотой мамочке от единственного сына. И любимым сестрам Ал-дре, Анне, Ксене. И желаю всем крепкого здоровья и ума. Санюк и Анук, вы уже большие. Слушайтесь маму, хорошо, с рассудком живите. Мне всякого повидать довелось, и хорошего, и плохого, и поведение девушек. Но, все об этом. Вы должны меня понять. И не поминайте лихом. Прощайте все. Остаюсь жив-здоров ваш Ефим Михайл. Заканчиваю это письмо в 12 часов ночи. Пока все. Крепко обнимаю всех. Прощайте. До свидания. Е.М. Ивашев. 16.11.43».

Ефим прощался с родными так, словно предчувствовал свою гибель. И, действительно, спустя менее полутора месяцев после отправки этого письма он погиб. В первом томе «Книги памяти Республики Коми» про него всего несколько строчек: «Ивашев Ефим Михайлович, 1922 г.р., уроженец д. Зулэб Большелугского с/с. Мл. лейтенант, ком. роты. Служил в 612СП, 14 СД. Погиб в бою 30.12.1943 г. Захоронен в Витебской обл., Витебский р-н, д. Васьково».

А отец его Михаил Ивашев прошел все войну и вернулся с фронта. В пятом томе «Книги памяти Республики Коми» можно узнать, что «Ивашев Михаил Семёнович. 1896 г.р., уроженец с. Большелуг. Призван Сторожевским РВК в феврале 1942 г., рядовой. Демобилизован в августе 1945 г.».

Михаил Семенович – участник трех войн. В 1915-1922 годах – Первой мировой, а затем и гражданской, с февраля 1942 по август 1945-го – Великой Отечественной войны.

В школьном музее сохранились воспоминания внука Михаила Семеновича от дочери Ксении – Михаила Ивашева. Он вспоминает «ыджыд батя» (это дед по матери на коми языке), который с малолетства научил его охотиться на дичь и на разных зверей, водил на рыбалку и охоту. Внуку Мише он рассказывал, что однажды во время атаки был страшный удар в руку. Подумал, что оторвало осколком. Посмотрел – рука цела, но приклад винтовки разлетелся вдребезги.

«В деревне и близлежащих селах его звали Семе Миш, а по прозвищу – Чапай, – вспоминал внук. – Прозвище такое получил, наверно, потому, что был человеком бесстрашным, горячим и расторопным в работе, открытым. Всю жизнь работал трактористом: и до войны, и после демобилизации. Начинал на тракторе СТЗ в конце 1930-х годов – пахал, боронил, трудился на строительстве дорог между Зулэбом и Сюзяыбом, Зулэбом и Выльыбом и после войны до выхода на пенсию. Семе Миш прожил долгую жизнь – его не стало в 92 года.

С женой Настасьей Никандровной в любви и согласии прожили 66 лет, вырастили сына и трех дочерей. Слыли гостеприимными хозяевами: в праздники приходили и приезжали гости наведать уважаемых хозяев и отведать мягкую, вкусную брагу хозяйки. Ивашевы жили в маленькой деревне Зулэб, которая до 1950 года входила в Богородский с/с, а затем в Большелугский. Называлась деревня раньше Зулэбдін по речке Зулэб, которая как раз на том месте впадает в реку Вишеру, а Вишера уже является притоком Вычегды. Деревня Зулэб существует и поныне. Там проживает около сотни человек. Находится она в восьми километрах от Большелуга в сторону Богородска».

Ольга Мишарина

Сначала Ефим Ивашев считался пропавшим без вести, но родственникам удалось разыскать место его гибели и захоронения.

– В 1966 году Михаил Семенович с дочерью Ксенией Михайловной и внуком Мишей ездили в Белоруссию, – рассказала Ольга Мишарина. – Мише тогда было около семи лет, и он хорошо помнит о поездке на могилу своего дяди Ефима в Витебск. Помнит, как положили горсть земли, привезенную из родного Зулэба. Оказывается, Ефим Ивашев был сначала похоронен в деревне Васьково Витебской области, а в 1957 году останки солдат перевезены в Витебск. Письма дяди в 1984 году принесла в школьный музей Оля Меникова, племянница Ефима и внучка Михаила Семеновича от дочери Ксении.

Как добавила Ольга Мишарина, из Большелуга на фронт Великой Отечественной войны было призвано порядка шестисот человек. В «Книге памяти» пока написано только о 590 из них. Их имена есть на новом сельском мемориале, который открыли 9 мая. Живыми с фронта вернулись 234 солдата. Для сравнения, на 1 января 2021 года в селе прописаны около 1200 жителей.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Послание с фронта на фронт"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.