Безопасность детей: экономия или качество

В Госсовет Коми обратилась группа организаций Печоры, профессионально занимающихся услугами охраны. Они обеспокоены тем, что при проведении конкурсных процедур по отбору охранных организаций в школах главным критерием отбора становится цена. Некоторые частные охранные предприятия (ЧОП), в том числе из-за пределов республики, выигрывают конкурсы, предлагая более низкие цены в ущерб качеству. Своим сотрудникам они не всегда платят северные и районные надбавки, нанимают людей без лицензии охранника, то есть по сути обычных сторожей. Но безопасность детей должна быть в приоритете, считают печорские специалисты. Поэтому вопрос был вынесен на обсуждение в комитете по законодательству и местному самоуправлению.

Сейчас в Коми физическая охрана специализированными структурами организована во всех крупных муниципалитетах республики, но в некоторых сельских районах, особенно труднодоступных, где нет подразделений Росгвардии и охранных предприятий, с этим есть проблема. Как сообщил замминистра образования Максим Ганов, остается несколько муниципалитетов, где тревожные кнопки образовательных учреждений не выведены на пункт единой диспетчерской службы Росгвардии и вневедомственной охраны. Вопрос решается планомерно, в том числе путем подключения тревожных кнопок через единую диспетчерскую службу и Систему-112. Организации, имеющие лицензии, включены в специальный реестр, чтобы руководство школ и детских садов на него ориентировалось.

– На протяжении двух лет совместно с Росгвардией прорабатывался вопрос о разработке типового контракта по оказанию охранных услуг, и в 2020 году приказом Росгвардии он был утвержден. Но проблема пока остается, поскольку нередко в конкурсах по оказанию охранных услуг побеждают малочисленные организации, не имеющие филиалов в районах и городах и оказывающие услуги, не всегда соответствующие требованиям. Проверки показали, что зачастую охранники, дежурящие в школах, не входят в штат организации, не имеют удостоверения охранника, что является нарушением и может служить основанием для отзыва лицензии, – признал заместитель министра.

Всего, по данным минобраза, квалифицированной охране подлежит 60 процентов образовательных организаций, из них ЧОП охраняются 35 процентов учреждений.

Руководитель администрации Печорского района Валерий Серов участвовал в заседании по видеоконференц-связи.

– Сейчас превалирующим условием является наименьшая цена, и это очень негативно отражается на безопасности дошкольных учреждений и школ. У каждого из нас дома стоит железная входная дверь, и никто на своей собственной безопасности не экономит. Но когда речь идет об оказании услуг, то возможность, существующая сейчас согласно федеральному закону №44, позволяет различным компаниям экономить на безопасности детей. Мы закладываем в договоры требования, но это все равно не позволяет нам избавиться от недобросовестных поставщиков услуг. У нас буквально на днях случилась ситуация в школе №2: охраннику стало плохо, группа быстрого реагирования не приехала, школа осталась без охраны, и сотрудники Росгвардии были вынуждены брать на себя эту ответственность. Они, конечно же, подъехали по тревожной кнопке и подменили собой те услуги, за которые мы уже де-факто заплатили. Считаю, что необходимо разработать рекомендации, которые бы позволили самим выбирать и привлекать наиболее качественные фирмы для охраны школ и детских садов, – отметил мэр Печоры.

Представитель печорского охранного предприятия, обратившегося в Госсовет, Олег Ратников присутствовал на мероприятии лично и представил расчеты. Час охраны, куда заложены расходы на МРОТ, северные и районные коэффициенты, отпуск сотрудника, налоговые отчисления и так далее, стоит 296 рублей. При этом в месяц на посту должны сменять друг друга четыре охранника. ЧОП же, которые выиграли конкурсы на охрану детских учреждений в Печоре, предложили цену в два с лишним раза ниже – 118 рублей. Получается, что «законодатель сэкономил на детях», – сделал вывод выступавший.

По мнению Олега Ратникова, минимальные цены контрактов не позволяют охранным организациям выплачивать своим сотрудникам даже МРОТ и платить налоги, поэтому необходимо регулирование начальной цены, что не предусмотрено законодательством, которое, напротив, ориентировано на экономию средств. Но такие моменты приводят к тому, что нанимается персонал без соответствующей квалификации.

– Нарушается налоговое и трудовое законодательство, происходит нарушение лицензионных требований: работают граждане, не имеющие квалификации охранника, не проходящие ежегодные медосмотры и проверки. В то же время крупные охранные структуры, имеющие высококвалифицированный персонал, не могут быть конкурентными на таких торгах, – заявил оратор.

Подытоживая сказанное, представитель охранной структуры из Печоры внес несколько предложений. Во-первых, следует заложить в техническое задание контрактов такие положения, которые отсекут возможность ЧОП из других регионов участвовать в торгах. Во-вторых, министерству образования надо разработать дополнительную методику по торгам: собрать закупочную комиссию, которая бы устанавливала предельный размер цены на охранные услуги. В-третьих, в муниципалитетах должны появиться постоянные комиссии от минобраза, которые бы занимались вопросами исполнения контрактов.

Представитель Росгвардии Николай Ануфриев озвучил статистику: если в 2019 году было выявлено 85 административных правонарушений при оказании охранных услуг, то в 2020-м – уже 96. Среди основных нарушений – отсутствие специального допуска, документа о пройденных курсах обучения, медицинского освидетельствования. Росгвардия рекомендует министерству образования обязать руководителей школ ежедневно контролировать охранника: проверять наличие удостоверения, знать его статус, обращать внимание на внешний вид и состояние сотрудника, проверять наличие профилактической информации при входе в школу.

Основным критерием при выборе охранной организации должна быть не цена вопроса, а качество услуг, отметил председатель Госсовета Коми Сергей Усачёв, указав, что проблема свидетельствует о необходимости усовершенствования законодательства. В свою очередь депутат Елена Иванова предложила создать реестр недобросовестных поставщиков охранных услуг наподобие реестра недобросовестных застройщиков.

А вот, например, в Сыктывкаре проблем с недобросовестными охранными организациями нет, потому что есть четкий список организаций, имеющих лицензию.

– Управление образования регулярно отправляет во все школы и детские сады этот список. Сами образовательные учреждения имеют четкие методические инструкции о том, каким образом каждое утро они должны осуществлять надзор за тем охранником, который заступает на пост. Проверяют его внешний вид, у него должно быть удостоверение, личная карточка, ежедневно заполняется журнал. Многие вещи – в руках самих образовательных организаций, если они хотят навести у себя порядок в рамках действующего законодательства. Федеральный закон №44 определяет ключевые моменты, но есть технические задания – сделайте их жесткими, детальными, более расширенными, – высказала мнение председатель совета Сыктывкара Анна Дю, добавив, что в столице республики школы и детсады охраняют исключительно местные организации.

Галина ВЛАДИС

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Безопасность детей: экономия или качество"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.