Эстетика индустриального

Пейзажи с заводами, шахтами и железными дорогами в наше время воспринимаются несколько негативно. Но в середине прошлого века они отражали дух времени, эпоху покорения природы, когда «человек сказал Днепру, я стеной тебя запру». На одной из обложек журнала «Ордым» («Тропа») 1927 года изображен коми охотник, выходящий на лыжах из дремучей тайги к оптимистично дымящимся трубам нового завода.

Яркие образцы советского индустриального пейзажа представлены на открывшейся 7 апреля выставке в отделе истории Национального музея Коми. На экспозиции показана треть коллекции индустриального пейзажа из собрания музея, которая в целом насчитывает почти сотню единиц произведений живописи и графики. Это изображения шахт и буровых, строек, заводов, речных и морских портов, процессов лесозаготовки и лесопереработки, а также развития железнодорожного транспорта, инфраструктур промышленных объектов. Все это раскрывает этапы индустриального развития Коми АССР в советское время.

Индустриальный пейзаж считается самым молодым видом пейзажного жанра и одним из ведущих жанров соцреализма. Он культивировал позитив в осмыслении промышленной темы, находя прекрасное в металлических конструкциях и монолитах бетонных фасадов, гармонично сосуществующих с природой.

На выставке представлены работы 1940-1980-х годов. Среди авторов Валентин Поляков, Михаил Безносов, Виктор Постников, Георгий Стронк, Сергей Добряков, Пантелеймон Митюшев, Виталий Рожин, Борис Старчиков, Георгий Гориневский, Яков Вундер, Григорий Кудяшев, Рем Ермолин, Станислав Торлопов, Евгений Борисевич.

Не все художники попадали на север по своей воле. В частности, Яков Вундер в середине прошлого века во время ссылки в Воркуту сделал первую серию зарисовок полярной природы. С 1955 года он в качестве художника-фотографа ездил в тундру в составе Воркутинской геофизической экспедиции. В итоге десятилетних творческо-геологических экспедиций родились работы, составившие большую часть творческого наследия художника. Он писал тундру, Карское море, Уральские горы, будни геологов. Старчиков и Гориневский тоже были репрессированные.

– Идея представить широкой публике произведения этого жанра зрела давно, – отметила и.о. директора музея Светлана Бандура. – Пришло время взглянуть на эти картины иначе. Они заставляют задуматься, как освоение Севера повлияло на экологию и жизнь местного населения.

Куратор выставки Мария Куликова обратила внимание первых посетителей экспозиции на то, что на картинах очень романтичные и нежные акварельные сюжеты, краски мягких тонов весны в тундре.

Интересны сюжеты картин Бориса Старчикова о доставке в 1946 году паровоза из Усть-Выми в Княжпогост (его по лесу на гигантских санях тащили трактора) и вагонов (их везли на барже). Его картина «Временный железнодорожный путь по льду Вычегды» сопровождается фотографией этой ледовой дороги. С фотоснимка автор и нарисовал картину.

Несколько работ посвящено строительству и работе Сыктывкарского ЛПК. Картина Станислава Торлопова называется просто «Гигант на Вычегде». Порой названия работ носили более технический характер. Например, картина Виктора Постникова «Трелевка леса на тракторе КТ-12 (у верхнего склада)», а работа Валентина Полякова «Копер шахты «Капитальная».

Экспозицию дополнил документальный фильм, призывающий молодежь на комсомольскую стройку в Воркуту.

Выставка «Индустриальный пейзаж» будет открыта в отделе истории музея до 7 мая.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Эстетика индустриального"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.