Тарифы на оказание социальных услуг в Коми значительно выше, чем в других регионах, не по карману нуждающимся в них людям, поэтому их необходимо снизить. К такому выводу пришли участники прошедшего 16 марта заседания президиума республиканского совета ветеранов. В нем приняли участие представители министерства труда, занятости и социальной защиты населения и некоммерческих организаций по оказанию соцуслуг.
Модератор совещания – председатель Коми республиканского совета ветеранов Людмила Жукова отметила, что вынесенная на обсуждение тема не просто актуальна, но, как показывает анализ ситуации на местах, вызывает возмущение и протест ветеранов, чьи пенсии совершенно не соразмерны с действующими тарифами.
О работе социальных служб с ветеранами и инвалидами рассказали руководитель управления по социальной защите населения Сыктывкара Марина Южина и руководитель АНО ЦСОН «Жизнь» Элина Муравьева. Для тех пожилых людей и инвалидов, которые могут прийти самостоятельно, на базе территориальных социальных центров в двух районах столицы – Лесозаводе и по улице Тентюковской – созданы хорошие условия для оздоровления, творческой самореализации, проводятся мероприятия по социальной реабилитации, досуговые занятия, работает пункт проката ТСР. Все это очень востребовано у ветеранов. Люди ездят на занятия в центры даже из других районов. По словам Марины Южиной, стоимость услуг зависит от дохода пенсионера. При пенсии в 24 тысячи набор этих услуг стоит не больше 700 рублей.
Сложной категорией подопечных являются граждане, требующие межведомственного взаимодействия. Это те, кого до определения в дом-интернат нужно куда-то разместить на проживание. Чаще всего это люди из числа бездомных. Вторая сложная категория – люди с деменцией, которые нуждаются в помощи специалиста, но не хотят платить за услуги соцработников и не подписывают договор об оказании услуг.
АНО «Жизнь» функционирует уже с 2017 года в 11 муниципалитетах республики. В перечне их услуг – психологические, медицинские, реабилитационные, бытовые, услуги сиделки и даже обучение пожилых людей компьютерной грамотности и уход за домашними животными. Однако, как призналась Элина Муравьева, их подопечные пенсионеры также считают услуги дорогими, и были даже случаи, когда приходилось взыскивать с людей задолженности за оказанные услуги через суд.
– А о каких суммах вообще идет речь? – поинтересовалась Людмила Жукова. – Назовите минимальный и максимальный размер оплаты за услуги. И еще: какие бывают причины отказов от соцуслуг?
Элина Муравьева ответила, что размер оплаты зависит от среднедушевого дохода, а расчет производится по особой формуле. Размеры платы колеблются от 400 до 20 000 рублей. А отказ от услуг чаще всего обусловлен двумя причинами: смертью человека и высокой стоимостью услуг.
– Люди возмущаются, откуда берутся эти суммы. И почему общественная организация должна обязательно дать пинок, чтобы где-то что-то зашевелилось? Мы сегодня по разные стороны стола сидим – чиновники и общественники, – не стала сдерживать эмоций лидер ветеранов. – К примеру, мне нужно оплатить квитанцию за газ 67 рублей. А соцработнику я должна за эту услугу заплатить 182 рубля 10 копеек. Разве так можно? В то время как в Башкортостане это стоит 20 рублей 50 копеек. Бабушка из Инты жаловалась, что ей нужно было принести батон, который стоит 40 рублей, а она за это 170 рублей заплатила соцработнику. Мы обратились в региональный минтруд с предложением, чтобы они в свою очередь вышли с обращением в правительство республики по снижению тарифов. Сколько лет уже об этом говорим.
В доказательство своих слов Людмила Жукова привела сравнительную таблицу тарифов в Республике Коми, Кировской области и Приморском крае. Так, услуга по покупке и доставке продуктов и промтоваров в Коми обходится в 182,10 рубля, в Кировской области – 27 рублей, в Приморском крае – 77 рублей. За сдачу вещей в стирку пенсионер из Коми должен заплатить 364,20 рубля, а в Кировской области эта услуга стоит 59,57 рубля. Помощь в приеме пищи в Коми стоит 182,10 рубля, а соседи из Кирова платят за эту услугу 36 рублей, в Приморском крае – 66 рублей.
– Я подняла информацию наших организаций из всех муниципалитетов и посмотрела раздел соцобслуживания. На протяжении длительного времени на первое место среди причин отказа от услуг выходит дороговизна, – поддержала Людмилу Жукову председатель Коми республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Маргарита Колпащикова. – Люди вынуждены отказываться в пользу других, жизненно необходимых вещей. Наша категория особенная, потому что инвалиды должны еще и лекарства в большом количестве иногда приобретать за собственные деньги. В то же время в ходе мониторинга на вопрос: «Хотели бы вы получать социальные услуги» – 67 процентов ответили «да». В этом числе даже люди, проживающие с родственниками. Вчера я встречалась с женщиной, которая мне сказала, что живет одна и на протяжении уже пяти лет совершенно не может принимать ванну, потому что не может в нее попасть. Выходит из положения тем, что ходит в бассейн, там плавает, а потом в душе моется. А помощь соцработника, хоть и пенсия у нее неплохая, для нее очень накладна. Потому что у нее серьезное заболевание почек, требующее лекарств на четыре тысячи рублей в месяц.
Маргарита Колпащикова подняла также острую тему сопровождения инвалидов. В сопровождении нуждаются как дети, так и взрослые люди с инвалидностью. В столице Коми есть незрячие дети, посещающие общеобразовательную школу. Отвести их в школу и потом забрать для родителей, которые сами торопятся на работу, настоящий ежедневный стресс. К тому же в этом году в Сыктывкаре состоится спортивный чемпионат для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и в восьмой раз пройдет фестиваль бардовской песни для инвалидов. А проехать на инвалидной коляске по городу возможно далеко не везде, поэтому участникам фестиваля и чемпионата потребуются сопровождающие.
По словам Элины Муравьевой, услуга по сопровождению в АНО «Жизнь» осуществляется, но не для опорников и не бесплатно. В ходе совещания были высказаны пожелания ввести услуги сиделок. На что замминистра труда и соцзащиты Валерий Коротин заверил, что планируется введение сиделки в стандарт.
– Когда введем эту норму в стандарт, будет и эта услуга. Хотя все понимают, что стоить она будет недешево. Тарифы у нас, конечно, не самые низкие, но на них влияют два показателя, от которых мы, к сожалению, уйти пока не сможем. Это районный коэффициент и МРОТ. Но мы знаем эту проблематику и будем с ней работать, – пообещал замминистра.
О том, как формируются тарифы на соцуслуги и почему так велик их размер, рассказала руководитель отдела финансирования государственных учреждений Анна Кучерова. С 2015 года закон четко распределил полномочия федеральных органов и субъектов. Утверждение тарифов на соцуслуги – прерогатива субъектов. Но делается расчет на основании методических рекомендаций федеральных органов. Минтрудом России был принят порядок об утверждении расчета подушевых нормативов финансирования, на их основании и рассчитываются тарифы на соцуслуги. Методика очень сложная, для расчета тарифов на соцуслуги применяются абсолютно все расходы на оказание этой услуги.
В частности, это прямой расход, к которому относятся заработная плата соцработника и все расходы, направленные на этого работника, такие как проезд к месту отдыха и обратно, обеспечение спецодеждой и т.д. Косвенные расходы также влияют на стоимость этих услуг: работа административно-управленческого персонала, содержание имущества. По российской методике к этим базовым расчетам применяются обязательно еще и индексы-дефляторы. В каждом субъекте индексы-дефляторы утверждаются ежегодно статистическим управлением.
С 2018 года ожидался рост тарифов, потому что действовали дорожные карты по указу президента №597, которые говорили о том, что в каждом субъекте уровень заработной платы медицинских и социальных работников должен быть приведен к ста процентам среднего уровня зарплаты в регионе. Кроме того, есть решение Конституционного суда, где сказано, что уровень заработной платы работника должен быть не ниже МРОТ. При этом МРОТ в каждом субъекте применяется с учетом районных и северных надбавок, если эти регионы надбавки имеют.
– Обобщив все это, можно сказать, что Коми попадает в группу регионов, где уровень зарплаты выше, чем в средней или южной полосе. Сегодня у нас планка средней зарплаты 56 тысяч рублей, в южных регионах – 32 тысячи. МРОТ у нас 12 273 рубля. Мы писали с 2016 года в Минтруд России о том, что сегодня эта федеральная методика не учитывает особенности регионов, и предлагали внести изменения. И если бы наши предложения были реализованы, мы бы тарифы изменили. Тарифы, конечно, высокие, мы согласны. Но и не применять эту методику мы не можем. Мы запустили проект постановления о применении поправочных коэффициентов. Проанализировав практику регионов, увидели, что многие регионы эту практику уже применяют. Мы хотим быть в их числе. Сегодня осталось доработать данный вопрос только с минфином. Встреча с минфином будет на этой неделе, и дальше пакет документов направим в администрацию главы, – подытожила Анна Кучерова.
Подводя итог совещанию, Людмила Жукова дала рекомендации представителям советов ветеранов из муниципалитетов продолжать мониторить эту ситуацию на местах. Высказанные на президиуме предложения по обеспечению инвалидов спецтранспортом, сиделками, а также по сопровождению были внесены в постановление президиума.
Галина ГАЕВА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Услуги дороже бюджета"