В прошлом году на экраны вышел американский сериал «Ход королевы», где вымышленная героиня Бет Хармон сражается на равных с мужчинами и в итоге добивается звания гроссмейстера. Сюжет хоть и придуман, но не фантастичен, ведь шахматы – один из немногих видов спорта, где мужские турниры имеют статус открытых для женщин. Есть одаренные шахматистки и в Коми, например, уже не первый год на слуху имя Полины Алфёровой из Воркуты. Она еще учится в школе, но уже конкурирует со взрослыми спортсменами, имеет первый разряд, тренируется под руководством Евгения Белова в спортивной школе «Смена». В феврале на проходившем в Ухте чемпионате республики юная шахматистка заняла четвертое место в общем зачете с мужчинами. В интервью «Республике» ее наставник рассказал не только о Полине, но и в целом об особенностях работы с юными шахматистками.
– Вы с раннего возраста тренировали Полину?
– С тех пор, как она появилась в Воркуте. В первом-втором классе она по семейным обстоятельствам жила во Владимире, и там у нее был сильный тренер, который заложил хороший фундамент. Дальше я уже с ней работал и продолжаю работать.
– В чем отличия в работе с мальчиками и девочками?
– В общении. Если от мальчика можно что-то более жестко потребовать и он поймет, то с девочками всегда по-разному, у них все от настроения зависит. Частенько приходится подстраиваться именно под воспитанницу.
– В манере игры у них какие отличия от мужчин? Более импульсивны или наоборот?
– Многое совпадает. Опять же девочки, как и мальчики, разные. Кто-то атаковать любит, кто-то с удовольствием защищается. Кто-то вначале закрытые позиции ставит, кто-то, наоборот, в открытых любит играть. Все разноплановые. Девочки не всегда быстро в партию входят, они садятся, им надо понять, где они, а мальчики быстрее включаются. Но это нюансы, это опять же не всегда так.
– На данный момент Полина Алфёрова сильнейшая шахматистка в Коми?
– Да, на уровне Коми среди женщин сильнейшая. Второй год подряд она становится чемпионкой Воркуты, выступая среди мужчин. Это связано еще и с тем, что в городе осталось мало играющих мужчин. Свой класс на уровне республики подтвердила тем, что заняла четвертое место среди всех в мужском турнире. Это хороший результат, хотя нужно тоже отметить, что состав был ослабленный в связи с пандемией. Тем не менее уровень у нее хороший.
– Какое у нее будущее в шахматах?
– Полина учится в 11 классе, а окончив школу, собирается поступать в один из столичных вузов. Там намерена играть на уровне Москвы за вуз, поэтому республика ее на время потеряет, и неизвестно, вернется она потом или нет. О каком-то серьезном развитии говорить трудно. Вряд ли бросит, в свободное время играть будет. Из тех, кто уезжал, все поначалу играли, а потом всякое бывало. Девочки есть девочки, они ведь и замуж выходят, и детей рожают, потом на шахматы уже не всегда время остается. Она собирается заниматься научной деятельностью, стать ученым в области медицины и биологии. Если будет время, то продолжит, ведь играет Полина с детства и любовь к шахматам никуда не уйдет.
– Вообще, женщины имеют полное право участвовать в любых турнирах на равных с мужчинами и могут составлять им достойную конкуренцию?
– Да, могут. Яркий пример тому венгерская шахматистка Юдит Полгар, она была в десятке сильнейших в мире среди мужчин несколько лет.
– Что мешает большему количеству женщин выходить на столь высокий уровень?
– Считаю, что азарта у женщин меньше, мужчины же по природе своей более азартные, поэтому они больше играют, соревнуются, горят этим желанием, а женщины к этому спокойнее относятся. Какое-то время они получают от игры удовольствие, но это быстро пресыщает, появляются другие интересы, другие дела, в которых представительницам прекрасной половины тоже хочется достичь успеха. Женщины более рациональные, а мужчины более склонные к игре и импульсивные существа.
– А может быть, это еще и потому, что в шахматы изначально больше мальчиков идет?
– Трудно сказать. Только частично с этим можно согласиться. Например, по воркутинскому шахматному клубу это видно. Девочек какое-то время шло заниматься не меньше, чем мальчиков, примерно одинаково. Девочки быстрее растут, и, соответственно, они быстрее прогрессировали, в какой-то момент по многим возрастам у нас девочки были на равных, а то и сильнее, чем ребята. Но по мере взросления они уходят, их становится меньше, и мальчики их догоняют. Мальчики чаще остаются и до последнего играют, до 11 класса.
– Сколько сейчас девчат у вас в клубе и сколько таких, которые по уровню уже где-то близки к Полине?
– В каждом возрасте есть одна-две девочки, которые, может, и не совсем равны ей, но по графику движения вполне могут добиться даже большего, если будут заниматься. Сейчас дети стали немножко более растянутые по интересам, так как много того, что их отвлекает, им вроде как трудно сосредоточиться на одних только шахматах. Для того чтобы расти, надо еще и индивидуально заниматься, помимо того, что в клубе с тренером, а это нелегко для многих. Приходят домой, а там уроки, интернет, тик-токи всякие. А в целом малышей много, причем поколение сейчас очень способное, они становятся более восприимчивыми к информации. Сильные дети в любом возрасте есть, и девочек среди них немало, они занимаются шахматами с удовольствием.
– Где еще сильные в республике девчата?
– Ухта и Сыктывкар имеют большие шахматные школы с сильным тренерским составом. Если брать остальные муниципалитеты, то там тренеров поменьше, но девочки все равно есть яркие – и в Инте, и в Усинске. То есть одаренные шахматистки появляются, это же просто как цветочек на клумбе, надо только его растить, и если тренер хороший, то девочка будет сильно играть.
– Что толкает девочек в шахматы?
– Спортивный интерес, желание соревноваться и быть не хуже других, какие-то амбиции, тщеславие в хорошем смысле слова.
– В целом шахматы в Воркуте как развиваются? Есть некий всплеск интереса или, может быть, наоборот?
– Да, была общая проблема, связанная со всем известными глобальными событиями. Интерес не теряется, новички идут, новый тренер у нас появился для совсем юных спортсменов, и это отлично. Сказать, что очень большой всплеск, тоже нельзя, так как население Воркуты уменьшается. Клуб у нас хороший, он работает, турниры по массовости остаются такими же, и количество их не уменьшилось. Ждем больше выездных турниров, в марте на мемориал Савченко в Ухту собираемся. К сожалению, за последние годы уехали два тренера, которые со старшими ребятами работали. В принципе мы держимся на плаву, спортсмены у нас хорошие, общий уровень не упал.
Ярослав СЕВРУК
Фото предоставлено СШ «Смена»
Отличный шахматный клуб в Воркуте, отличные тренеры, всегда приятно туда приезжать, чувствуешь себя, как дома, мало таких клубов даже в больших российских городах. Огромное спасибо Евгению Юрьевичу за такую работу