21 февраля гонщики Коми из спортивного клуба «СуперШип» триумфально выступили на автотурнире Кубок Поморья по ледовым гонкам в Вельске Архангельской области. В классе, где соревновались машины с шипами четыре с половиной миллиметра, Иван Турышев и Владислав Рубан заняли первое и третье места соответственно, в классе «шип 1,5 мм» победил Виталий Лебедев. Руководитель клуба «СуперШип» Иван Турышев, который более десяти лет занимается развитием технических видов спорта в регионе, рассказал «Республике» о том, как при мощнейшей конкуренции удалось столь успешно выступить в Вельске. Также собеседник издания поделился мнением о том, насколько важно развивать автоспорт в Коми и каким он видит это развитие.
– В день стартов стояли страшные морозы. Насколько сложно было соревноваться?
– Во время гонки было 37 градусов, но для нас это не стало проблемой. Я так и сказал ребятам из центра России, среди которых были и чемпионы страны: «Кто в Коми рос, тому не страшен мороз». Надо отдать должное организаторам, они взяли на себя большую ответственность. Я как организатор подобных чемпионатов в Коми при таких погодных условиях серьезно задумался бы о проведении, потому что риск очень большой. Аварий было много, благо обошлось без травм и последствий для здоровья участников. Опасная была гонка потому, что все-таки видимости не было совсем, а ехали быстро. Погода позволяла. В холодную погоду машина едет быстрее, чем в теплую, топливная смесь действует гораздо лучше. Самое страшное – это снежная пыль, если ты едешь первым, то еще все видишь, вторым видишь чуть меньше, но видишь, а вот дальше уже видимости ноль.
В этой гонке решающим был старт. Но опять же изюминка еще и в «джокере» (петля, по которой каждый спортсмен обязан проехать один раз за гонку, – авт.), в нем при проигрыше старта можно обогнать лидера. У меня машина на квалификации была сломана, неполадки с электропроводкой. В итоге как-то на скруточках, на синей изоленте доехали (улыбается). В одном из финальных заездов мне повредили автомобиль. Во втором финальном перезаезде температура у мотора была под 200 градусов, он уже глох. На последнем издыхании – газ в палас – и доехал. После этого больше ее не заводил. В общем, цена первого места – это «убитый» мотор.
– А что можете сказать о Виталии Лебедеве и Владиславе Рубане?
– Виталий Лебедев – это вообще сенсация года. Он в квалификации показал всего лишь 15-е время, никто на его победу не ставил, но у Виталия, как и у меня, все звезды правильно сошлись. Он молодец, не сделал ни одной грубой ошибки, результат – заслуженная победа. Владислав из года в год растет в плане опыта. Своим упорством Влад все же добился бронзы, несмотря на то, что ребята из Вологды вели себя не совсем корректно на трассе, в частности, Даниил Ковалёв постоянно ударял его машину в ходе гонки.
Мы все очень довольны, потому что два золота вообще впервые везем в республику. Приурочили свою победу к 100-летию любимого региона. Спортсмены со всей страны, приезжающие туда, видят, что наш уровень заметно вырос. В первое время, когда мы приезжали, нас всерьез не воспринимали, а сейчас с каждым годом нас все больше считают конкурентами, которые могут навязать серьезную борьбу. В этом году наш клуб «СуперШип» опять это доказал. А конкуренция там была очень серьезная. Именитые соперники: Андрей Масленников (Королёв), Вячеслав Русаков (Екатеринбург), как я уже сказал, Даниил Ковалёв, Владимир Черевань (Орёл). Чтобы вы понимали уровень, среди них есть чемпионы России, обладатели кубков страны, мастера спорта.
– Как давно вы стали выезжать на Кубок Поморья?
– Команда из Коми выезжает туда регулярно с момента первого старта, который состоялся в 2017-м. Ранее эти старты носили название Кубок городов России. На первых же соревнованиях была одержана победа нашего клуба, в группе «шип 1,5» первое место взял Сергей Шерстобитов (один из сильнейших гонщиков Коми – авт.). В этом году я ему сказал: «21-го числа 21-го года 21-й номер выиграет гонку» (бортовой номер Ивана Турышева №21 – авт.). Слова оказались пророческими.
– Готовить машины к гонкам и ездить на соревнования – это наверняка очень затратно. У вас есть спонсорская поддержка?
– Спонсор у меня появился лишь в прошлом году – «Северрегионснаб». На соревнованиях в 2020-м я сломал руку, а они мне выделяли на подготовку машины сто тысяч рублей. В итоге в стартах участвовать не смог и деньги потратил на организацию соревнований по зимнему дрифту, картингу и трековым гонкам. Этот год, как сами понимаете, тяжелый для бизнеса, и компания выделила мне десять тысяч на поездку в Вельск. Кроме того, они предоставили призы для первенства по картингу, остальные затраты – собственные средства. Поездка обходится в сумму порядка тридцати тысяч рублей. Из призов там дали кубок, медаль и картину, написанную маслом.
Я благодарен любой поддержке. Любой вклад ценен. Почти все едут на старты без спонсоров, только за счет личных ресурсов. У нас все на альтруизме и энтузиазме. Хотелось бы получать больше поддержки от руководства Коми, надеюсь, в этом году мы ее найдем. Финансово становится сложнее, постоянно приходится что-то выискивать, кого-то упрашивать и уговаривать, чтобы помогли. Поэтому количество гонок в Коми мы сократили.
– Откуда у вас такая любовь к автогонкам?
– Папа очень рано научил ездить на автомобиле, у него была возможность учить меня в большом гараже. Мне было лет 15-16, и я там на «Жигулях» ВАЗ-2106 боком по гаражу катался. Это сейчас называется дрифт, а тогда я просто катался. Это по сути занятие на закрытой площадке, пусть без тренера, но с кучей бензина, которым папа заправлял машину, не жалея, чтобы только я научился ездить.
Затем прокатился в любительских стартах, появились амбиции, чтобы как-то показать, что могу быть первым. И потом по образованию я инженер-механик, дружу с техникой. Если затянуло в профессиональный спорт и финансы позволяют этим заниматься, то там остаешься навсегда, несмотря на травмы и поломки. Мне, конечно, тяжело быть и организатором, и участником соревнований, потому что голова становится как дом советов: надо и машину подготовить, и трассу, которую обычно в ночь перед соревнованиями чищу сам, надо уладить все вопросы по безопасности, да и массу других организационных вопросов решить.
Мне повезло, меня всецело поддерживает и помогает семья: супруга, сестра, теща, теперь и сын подрос, ему уже 13 лет. На гонке в Вельске сын был моим механиком: подавал инструменты, колеса, заправлял. Сложно, но есть желание участвовать и навязывать борьбу сильным спортсменам, огонь внутри не погас!
– А с какого года вы уже серьезно стали заниматься именно автоспортом?
– В спорте я с 2008 года. В первый раз участвовал на ралли «Север-2008», мы там заняли третье командное место, это был хороший результат. Затем участвовал в автокроссе в Кировской области, это был опыт первой профессиональной гонки. Потом купил трековый автомобиль. Мы развиваем и организовываем гонки уже много лет, потому что любим автоспорт, отсюда и энтузиазм рождается. Наши успехи подтверждают, что в республике очень хорошая школа автомобильного спорта. Мы не зря этим занимаемся, с нами считается вся страна, несмотря на то что там участвуют чемпионы России и мастера спорта. При должной поддержке мы могли бы даже сами на чемпионат России боеспособный экипаж выставить.
Наш регион хорош тем, что у нас очень длительный зимний период. И мы конкретно к ледовым гонкам можем подготовиться, как никто другой. Самое главное, что ведь молодежь тянется. Приходят 18-19-летние ребята, за ними тоже кто-то стоит, команда людей, это четыре-пять человек, которые им помогают постоянно в гараже, увлеченно крутят гайки.
– Если говорить о молодежи, то в столице Коми примерно сколько занимающихся автоспортом и желающих им заняться?
– Начнем с того, что в Сыктывкаре есть около 20 спортсменов, которые занимаются серьезными трековыми гонками, и среди них немало молодых ребят. Активно набирает обороты картинг. В секции картинга, которую на базе ДОСААФ организовал Александр Боев, тренируются 16 маленьких картингистов. Плюс более 40 человек занимаются зимним дрифтом. Это все разные дисциплины, а еще ведь многие занимаются просто на любительском уровне. На озера к нам масса людей приезжает.
Поэтому на сегодня один из самых важных вопросов – чем занять людей в плане технических видов спорта, потому что им это интересно. На озерах не только гонки и тренировки проходят, не так давно, например, сотрудники ГИБДД там тестировали подчиненных. С теми же дрифтерами, которым по 18-20 лет, мы смогли найти общий язык. Они обратились ко мне по поводу соревнований на озерах, я им сказал: «Парни, мы чистим трассу, давайте вместе, и я вам помогу организовать официальное мероприятие».
– Гонки «СуперШип» – одно из любимых зимних зрелищ у сыктывкарцев. Вернутся ли эти соревнования на республиканский стадион после его реконструкции?
– Конечно, это в наших планах. Надеюсь, руководство республики прочитает вашу статью, и мы вернемся на стадион. Во-первых, это нужно болельщикам, максимальная посещаемость была 6000 человек, люди выходной день проводили с семьями на свежем воздухе, получая положительные эмоции. Во-вторых, проводя старты на стадионе, мы по крайней мере покрывали затратную часть за счет входных билетов. Поэтому нам становилось проще, могли организовывать призовой фонд для участников, чтобы они в конце чемпионата хоть часть затрат покрыли, ведь технически подготовить автомобиль стоит очень дорого. Также в наших планах проведение соревнований по картингу на Стефановской площади в Сыктывкаре. Попробую договориться с администрацией города, с ДОСААФ и министерством спорта. Если найдем точки соприкосновения и решим все вопросы, главное, вопросы, касающиеся безопасности, то я бы очень хотел провести для ребят эти старты и приурочить их к столетию Коми.
– Картинг в столице Коми тоже развивается на энтузиазме?
– Да. ДОСААФ Саше Боеву предоставил помещения в аренду. Надо парню отдать должное, потому что он все за свой счет тянет. А ведь так не должно быть, технические виды – это тоже спорт, который необходимо поддерживать на уровне государства. Ведь любой спорт хорош тем, что отвлекает ребят от бездумного шатания по торговым комплексам, провокационных митингов и игр в телефоне. Ребенок если и использует интернет, то с пользой, ищет, как поставить ту железяку, прикрутить эту. Все мальчики и девочки, прошедшие эту школу, на 95 процентов сядут в будущем за руль, и у них уже будут навыки грамотного вождения.
Ярослав СЕВРУК
Фото vk.com
Отличная статья) всечело поддерживаем