Дмитрий Алексеев: «У «Юнармии» широкий спектр задач»

Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» начало свою большую историю в 2016 году. С этого же года движение активно развивается на территории Коми, его республиканский штаб возглавляет руководитель регионального Центра патриотического воспитания Дмитрий Алексеев. В интервью «Республике» начальник штаба рассказал о становлении «Юнармии» в Коми, об основных мероприятиях, в которых участвуют юнармейцы, а также тех проблемах, с которыми сталкивается организация.– Как создавалось региональное отделение столь масштабной организации?

– В мае 2016 года состоялся всероссийский юнармейский слет, куда мы ездили делегацией из четырех человек. В августе 2016-го создали региональную организацию, осенью того же года провели первый юнармейский слет в Коми во время очередной смены в детском лагере «Гренада». Вот с того времени юнармейское движение и начало активно развиваться в Коми. Первый штаб организовали в Сыктывкаре. Накануне прошло заседание в министерстве образования, там присутствовали ветераны, заместитель министра образования, руководители военно-патриотических клубов и общественники. Предложили мою кандидатуру, так как я был в числе тех, кто ездил на всероссийский слет. Вот с того времени являюсь начальником. В 2018-м мы зарегистрировали организацию юридически.

– В России уже более 700 тысяч юнармейцев. Сколько их в одиннадцатом регионе и как ребята вступают в эти ряды?

– Сейчас в наших рядах на территории Коми более пяти тысяч юнармейцев. У нас 20 муниципальных штабов, то есть в каждом муниципалитете есть свой штаб. На территории Коми действует 154 юнармейских отряда. Когда мы принимаем новых юнармейцев, то присваиваем индивидуальные номера, выдаем значки и книжки. Так было не всегда, сейчас главный штаб с этим помогает. Ребята раньше приобретали все это за счет спонсорских средств, школ и с помощью родителей.

– В какой-то степени «Юнармия» заполняет пробел, возникший в связи с отсутствием ныне уроков начальной военной подготовки?

– Насколько это возможно. Руководители штабов, которые считают необходимым обучать соответствующим навыкам, дополнительно проводят занятия и организуют подобные уроки. Тут важно понимать, что занимается организация не только военной подготовкой, а больше патриотическим направлением в целом. Это основное направление нашей деятельности. У нас широкий спектр задач, в числе приоритетных – социальное, духовно-нравственное, физическое и интеллектуальное развитие детей. Где-то какой-то проект или акция затрагивает несколько направлений, где-то одно.

Один из важных векторов – военно-спортивные игры. Есть региональные игры, такие как «Арми», есть всероссийские, например, юнармейская игра «Победа», «Зарница», «Зарничка», «Орлёнок». В прошлом году между волнами пандемии мы успели провести республиканскую игру «Орлёнок», победили ребята из Сосногорска. Планируется участие нашей команды в юнармейской лиге КВН. Это проект федерального уровня, региональных этапов еще не было, но в 2021 году постараемся это культурно-массовое мероприятие организовать. Также киберспортивные турниры у юнармейцев проходят. Нужно отметить, что все это мы проводим при поддержке министерства образования.

– А как вы привлекаете детей в ряды юнармейцев? По школам ходите?

– Есть разные подходы. Допустим, если говорить об опыте Ухты, то они создали актив юнармейцев. Активисты ходили по школам, когда еще можно было, до пандемии, рассказывали о движении. Некоторые муниципалитеты выбирают такой путь. Также у нас в образовательных организациях есть информация о том, что дети могут вступить, и перечень того, что для этого нужно. Для этого необходимо заполнить пакет документов. Нужна справка о состоянии здоровья, чтобы педагог знал, в каких мероприятиях ребенку можно участвовать, а где есть ограничения. Требуется непосредственно заявление от родителей и от самих детей о том, что они хотят вступить в движение.

– Активность детей в организации вы отслеживаете? Кого-то отчисляете?

– Отчислить мы можем за какие-то грубые нарушения устава движения или по заявлению ребенка. Таких случаев пока не было. Вступая в ряды движения, ребенок дает клятву юнармейца. Это один из важнейших ритуалов. В тексте клятвы есть такая строчка: «Активно принимать участие в мероприятиях». Хочу сказать, что наши ребята действительно активно участвуют. Буквально недавно мы с детскими домами провели игру в режиме онлайн. Целый ряд муниципалитетов в этой игре принимал участие. Уполномоченный по правам ребенка и сотрудники МВД также на ней присутствовали. Привлекаем всех к партнерству. Игра называется «Непобедимый город», наподобие «Своей игры» по своим принципам, это интеллектуальная игра.

– Вы сказали, что привлекаете к сотрудничеству МВД. А с кем еще активно взаимодействуете?

– С военкоматом,  региональным отделением ДОСААФ России, ветеранскими организациями, МЧС и общественными организациями: военно-патриотическим клубом «Вöркань», «Волонтеры Победы», поисковым движением России. Со всеми в той или иной мере мы сотрудничаем, но самая плотная работа идет с министерством образования, так как я являюсь сотрудником Республиканского центра детей и молодежи, а это структурное подразделение министерства образования.

– Пандемия сильно замедлила развитие организации и приток новых юнармейцев?

– В период пандемии у нас все перешло в онлайн-формат. Это не совсем хорошо, потому что от мероприятий в таком формате ребята просто уставали. Хотелось больше проводить офлайн-событий, все-таки «Юнармия» – это мероприятия наставнической направленности, когда педагоги непосредственно работают с детьми. Из-за ограничений это было делать сложно либо вообще невозможно. Приток снизился из-за отсутствия посвящений, а это один из важных факторов вступления в ряды организации. Мы же не можем просто собрать списки и всех включить, есть определенный ритуал, у детей должен запасть он в сердце, как присяга в армии. Они должны понимать, что клятву произнесли и необходимо участвовать в мероприятиях, быть достойным гражданином страны.

– До 23 февраля объявлен месячник спортивно-патриотической работы. Расскажите о тех мероприятиях, которые проходят в рамках месячника.

– Старт месячника стал импульсом к проведению целого ряда мероприятий, потому что с сентября мы начинали раскачиваться, понимать, что и как будет, а уже после Нового года, после снятия части ограничений, включились в работу. В январе прошла акция «Блокадный хлеб», к 15 февраля, ко дню вывода советских войск из Афганистана, юнармейцы записывали видеоролики о ветеранах. Список всех мероприятий отражен на сайте патриот11.РФ, это сайт Центра патриотического воспитания. Любой может зайти и ознакомиться.

– Что для вас лично значит патриотизм и как его понимает молодежь?

– Любовь к Родине для всех разная. Если лично мое восприятие, то это знание истории, нужно чтить героев Отечества, помнить их подвиги, не допускать ошибок прошлого. У нас история циклична, и мы должны эти моменты помнить. Для ребят в первую очередь это знание и своих прав, и истории, и географии. Без знания географии, знания того места, где ты живешь, любви к Родине не может быть. Поэтому важны туристические мероприятия. Комплекс всех этих мероприятий и есть для ребят патриотизм. Во время Великой
Отечественной войны в бой шли под лозунгом «За Сталина!», но все же каждый представлял свою родину. Люди думали о семьях, о малой родине и с мыслями об этом шли в атаку. Поэтому ребята должны понимать и знать в первую очередь себя, свое окружение, то где они живут.

– Важно, чтобы современные дети пронесли через всю жизнь уважение к подвигам ветеранов. Удастся заложить этот фундамент?

– Мы сделаем для этого все. Нужно подчеркнуть, что дети должны чтить и помнить не только военные подвиги, но и гражданские. Это примеры великих ученых, в том числе работавших в Великую Отечественную войну, а сейчас это те, кто работал над вакциной против ковида. Это необходимо до ребят доносить. Просто говорить, что мы любим и чтим ветеранов, – это одно, другое дело, когда ты знаешь конкретно те или иные подвиги.

– В январе в Ухте отделение «Юнармии» реконструировало подвиг Александра Матросова. В Сыктывкаре что-то подобное планируется?

– Для этого нужна мощная материально-техническая база, а у нас с этим сложно. Мы общественная организация. Дополнительного финансирования у нас нет. А то, что делается в Ухте, это по большей части на собственные средства местных энтузиастов. В Сыктывкаре мало возможностей по оснащению команд.

– Получается, у «Юнармии» в Коми есть финансовые проблемы?

– Это проблемы общественной организации. Педагоги, которые руководят отрядами, либо работают в допобразовании, либо просто занимаются этим на общественных началах. Они проводят большую работу, за это им огромное спасибо, но все это они практически делают бесплатно. Начальники штабов – это либо руководители центров патриотического воспитания, как я, либо люди, работающие бесплатно. Конечно, хотелось бы, чтобы у педагогов были надбавки за эту работу.

Также на региональном уровне есть поддержка в инфраструктуре, предоставляют базы летнего отдыха, материальную базу, хотелось бы, чтобы и на муниципальном это было. Но так как это общественная организация, то это противоречит закону. Если «Юнармия» станет общественно-государственной организацией, то, возможно, что-то изменится. Проблемы есть, потому что все на энтузиазме.

– Все мы видим красивую форму у ребят. С этим нет проблем?

– Есть. Руководители ее сами закупают со спонсорами, школами, у каждого своя ситуация. Плюс для севера форма является только парадно-выходной, а обычно это «зеленка», в которой ребята занимаются. С этим есть проблемы, но сейчас главный штаб помогает, в рамках конкурса это все будем разыгрывать. Не все так красочно, как у нас рисуют в некоторых пабликах. Якобы мы продаем форму и еще что-то. Нам что направляют, мы разыгрываем, а так многие самостоятельно форму приобретают.

Важно понимать, что форма не главное – одного значка достаточно, нужно принимать участие в мероприятиях, развиваться, становиться лучше. Есть проблема такая, но она не магистральная. Главная – это финансирование мероприятий и деятельности с точки зрения оплаты педагогам. Если снять эти проблемы, то развитие организации пойдет быстрее.

– А какие планы в целом по развитию?

– Юнармейское движение вошло в госпроект патриотического воспитания, в ближайшее время до нас доведут уже непосредственные задачи. Мы хотим больше системных проектов, чтобы развиваться. В прошлом году мы открыли Дом «Юнармии» в Сыктывкаре. Возможно, такие дома появятся и в других муниципальных образованиях. Это площадки, где дети могут заниматься, допустим, приезжать в райцентр из деревень и там проводить общие районные мероприятия.

Ярослав СЕВРУК

Фото предоставлены Дмитрием Алексеевым

Оставьте первый комментарий для "Дмитрий Алексеев: «У «Юнармии» широкий спектр задач»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.