80 лет исполнилось на днях артисту балета госансамбля «Асъя кыа», заслуженному работнику Республики Коми Виктору Полежаеву. Свой юбилей он отметил на сцене – выступил в концертной программе «Север праздничный». И это, по признанию юбиляра, стало для него лучшим подарком от коллектива, в котором он проработал порядка 16 лет. В творческой судьбе артиста было много городов и ансамблей, но Сыктывкар и «Асъя кыа» стали для него родными.
Виктор Полежаев родился в Челябинске, в рабочей семье, и сам восемь лет проработал «у станка». В трудовой книжке значатся такие профессии, как слесарь по отоплению, токарь, подручник кузнеца, слесарь на заводе имени Орджоникидзе, слесарь по ремонту тракторов на Челябинском тракторном заводе. При этом молодой рабочий танцевал в самодеятельности.
– Танцевать я начал с четырех лет, – рассказал «Республике» артист. – Отец играл на ложках, а мне нравилось под этот ритм приплясывать. Помню, мне пошили красную рубаху, и в таком виде я под аккомпанемент отца и танцевал. В танцевальный класс я приходил раньше всех и уходил позднее всех. Сколько себя помню, танцевал все время, это моя жизнь. И вообще мой лозунг – «Ни дня без танца!».
Свою творческую биографию Виктор начал в 1961 году в Алтайской филармонии в ансамбле «Золотые колосья». Затем была работа еще в нескольких ансамблях, в том числе в родном Челябинске, Петрозаводске и даже в Москве, в знаменитой «Березке». Создатель и художественный руководитель легендарного ансамбля Надежда Надеждина предлагала остаться, но Виктор решил вернуться в Челябинск. Там руководитель местного коллектива Наталья Карташова взяла его своим помощником.
– Но я не «кабинетный» человек, и эта должность оказалась абсолютно не моя, – вспоминает Виктор Полежаев. – И тут приходят мне сразу два вызова – из Омского народного хора и в Сыктывкар. Я решил ехать на север и остался в Коми.
Правда, в ансамбль «Асъя кыа» его пригласили не танцевать, а работать репетитором. Конечно, Виктор выходил на сцену, но этого было недостаточно, хотелось танцевать. Решил уехать работать в Архангельск – в Северный народный хор. Там на просмотре он произвел фурор, комиссия даже встала от удивления. За четыре года вместе с архангельским коллективом Виктор Полежаев участвовал во многих международных, всесоюзных и всероссийских конкурсах, а также побывал с гастролями в городах страны и за рубежом, в том числе в Финляндии, Японии, Тунисе.
В 1972 году по приглашению художественного руководства ансамбля «Асъя кыа» он вернулся в Коми. И почти 11 лет блистал на сцене. И хотя принято говорить, что век артиста балета недолог, но выход на пенсию для Виктора Полежаева был скорее формальностью, чем необходимостью. Он продолжил работать на сцене и передавать мастерство артистам ансамбля.
– Как-то в 1990-х руководитель «Асъя кыа» Виктор Морозов пригласил меня в танец «Кострома». Костромой на Руси называли сорняк, его срывали и сжигали в бочках. И я изображал этот сорняк: дробил изо всех сил, подпрыгивал, заигрывал с залом. А потом, естественно, меня хватали – и в бочку. Зрителям очень это нравилось, они от души смеялись над этим дедком-сорняком.
Более десяти лет Виктор Полежаев преподавал сценическое движение и хореографию, ставил танцевальные номера в Национальном музыкально-драматическом театре Коми. В качестве балетмейстера-постановщика сотрудничал с ансамблем песни и танца «Сигудöк», с гимназией искусств при главе Республики Коми имени Спиридонова, а «Русская пляска», поставленная им для учеников Сыктывкарской хореографической школы, получила признание на фестивале детского творчества.
Виктор Полежаев был и остается знаковой фигурой для хореографического мира республики, его уважают и ценят многие поколения профессиональных исполнителей, ждут от мастера совета и восхищаются его творческим долголетием.
Артур АРТЕЕВ
Фото Коми республиканской филармонии
Оставьте первый комментарий для "Творческое долголетие Виктора Полежаева"