Наступивший 2021 год объявлен указом президента России Годом науки и технологий. Первым тематическим мероприятием года в Сыктывкаре стала открывшаяся 21 января в Национальной галерее Коми выставка «Два пути познания мира». В экспозицию вошли «научные» произведения из коллекции галереи (живопись, графика, скульптура) и мастерских художников. Афиша выставки оформлена в стиле популярного журнала «Наука и жизнь».
Одним из наиболее ярких экспонатов выставки стал вечный двигатель скульптора Владимира Рохина (1939-2020). Мастер много лет создавал модели вечных двигателей. В частности, арт-объект «Вселенная» – деревянное колесо, которое можно раскрутить вручную. Дальнейшее движение обеспечивают два груза – один перевешивает другой. Арт-объекты Рохина – это воображаемые неограниченно долго действующие устройства, над которыми он работал на протяжении всего своего творческого пути. Также впервые на экспозиции будут показаны страницы из личного дневника Владимира Рохина с техническими записями и расчетами, которые по филигранной манере исполнения напоминают зарисовки Леонардо да Винчи.
А вот две работы сыктывкарского художника-этнофутуриста Юрия Лисовского напомнили письменность острова Пасхи ронго-ронго.
– К письменности острова Пасхи нет параллели, – рассказал «Республике» художник. – Я уже когда-то в журнале «Арт» использовал похожие элементы как заставки. Это образы, заплетенные в одну линию. Для их чтения надо подключать фантазию. Ну и без расшифровки красивые тексты получились.
В экспозиции выставки прослеживаются две основные линии – портретные образы выдающихся ученых прошлого и современности: Джордано Бруно, Дмитрия Менделеева, Питирима Сорокина, Каллистрата Жакова, Андрея Журавского, Петра Капицы, Георгия Чернова, Любомира Жеребцова, Валентины Витязевой и других.
Вторая линия представлена экспериментами художников, которые выступают в качестве исследователей физических форм и свойств материи: графические композиции представителя московского андеграунда конца 1980-х годов, одного из основных участников нашумевшей в свое время знаменитой «бульдозерной выставки» Сергея Бордачёва – динамичные, пронизанные силовыми линиями, – создадут метафизическое пространство («Движение спирали», «Тригонометрия»).
Наука и искусство, двигаясь разными путями, изучают окружающий мир. Наука и искусство – это проявление одной и той же общечеловеческой культуры, между которыми существует глубокая внутренняя связь, наличие гармонии, присущей природе.
Выставка будет работать до 12 февраля.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Вечный двигатель искусства"