Прощай, Борисыч

Светлой памяти Михаила Борисовича Рогачёва

Плохо начался 2021 год: 3 января ушел из жизни замечательный исследователь, талантливый педагог и известный общественный деятель Михаил Борисович Рогачёв. Судьба отвела ему немногим больше 68 лет, но дозволила сделать столько, что многим другим этого хватило бы на несколько жизней.

В Коми его карьера началась в 1975 году на ниве просвещения. Однако уже на следующий год он поступил в аспирантуру Коми филиала Академии наук СССР – на талантливого выпускника ЛГУ обратил внимание один из ведущих ученых-гуманитариев Института языка, литературы и истории – религиовед, этнограф и историк Юрий Гагарин, ставший научным руководителем Михаила Рогачёва. Окончив аспирантуру в 1979 году, молодой исследователь пришел на должность младшего научного сотрудника в сектор этнографии ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Он завершал работу над кандидатской диссертацией и, вне всякого сомнения, успешно защитил бы ее, если бы не скоропостижная смерть научного руководителя.

В первой половине 1980-х годов Михаил Рогачёв по совету выдающегося коми этнографа Любомира Жеребцова, возглавлявшего тогда сектор этнографии, стал заниматься изучением происходивших в то время в республике этнических процессов. Это было относительно новое для института научное направление, требовавшее разработки специальной методики исследований. Итогом исследований должна была стать новая кандидатская диссертация, которую Михаил Борисович мог бы защитить в начале 90-х, но и тут не сложилось. Впрочем, результаты научных изысканий вошли в опубликованную в Екатеринбурге в 1996 году монографию «Современные коми» и в коллективный труд «Народы Поволжья и Приуралья», изданный Российской академией наук в 2000 году.

На рубеже 80-х и 90-х годов для исследователей открылись архивные фонды, в которых хранились документы, связанные с историей политических репрессий, и Михаил Борисович с головой погрузился в «репрессивную» проблематику, став ведущим в республике (и, без сомнения, одним из ведущих в России, да и за ее пределами) специалистом по этой теме.

Науку Рогачёв органично сочетал с общественной деятельностью: в 1989 году он участвовал в создании сыктывкарского общества «Мемориал», в 1990-м возглавил его и до 2007-го являлся председателем правления «Мемориала». В 2005 году Рогачёв наконец-то стал кандидатом исторических наук, защитив в диссертационном совете при Сыктывкарском государственном университете диссертацию «Депортированные польские граждане в Коми АССР в 1940-1944 годах». Мы, его друзья и коллеги, вздохнули с облегчением: третью написанную им диссертацию Борисыч (как многие из нас называли его в глаза и за глаза) все же согласился довести до защиты − правда, только после длительных уговоров, да и то, наверное, благодаря тому, что ему стало интересно защититься в один и тот же день и в одном и том же месте со своим сыном.

Надо сказать, что ни отсутствие, ни наличие у Рогачёва ученой степени на отношение окружающих к Борисычу (равно как и на его отношение к окружающим) никакого влияния не имело. А многие знавшие его не столь близко давно считали Рогачёва более чем «остепененным». Сам Борисыч с улыбкой рассказывал такую историю: однажды, задолго до защиты кандидатской диссертации, журналистка записала его очередное выступление для телепрограммы, а потом позвонила, чтобы уточнить, правильно ли телевизионщики представили Рогачёва в титрах. Борисыч выслушал текст и ответил, что почти все правильно, только вот он не кандидат наук. После чего с изумлением услышал, как на той стороне трубки журналистка с возмущением укоряет коллег: «Ну я же говорила вам, что он доктор!»

Думаю, что самым любимым, самым «родным» направлением исследований стала для Рогачёва история Усть-Сысольска – Сыктывкара. Еще в середине восьмидесятых годов его увлекло новое направление исследований, которое сегодня назвали бы антропологией города. В 1989 году совместно с коллегой-историком Александром Цоем издал интереснейшую книгу «Усть-Сысольск: страницы истории». Более полутора десятилетий спустя появился главный на тот момент результат исследований, посвященных дореволюционному городу, − фундаментальная книга «Столица зырянского края: Очерки истории Усть-Сысольска конца XVIII – начала ХХ века», два издания которой (в 2006 и 2010 годах) в считанные дни стали библиографической редкостью. Книгой Борисыч, конечно, не ограничился: он рассказывал об истории Сыктывкара в различных телепередачах, в газетах и журналах, на бесплатных краеведческих прогулках-экскурсиях «Пешком по Усть-Сысольску», с готовностью консультировал работников музеев, библиотек, учебных заведений.

Несколько лет – пока не «состарился» − Борисыч возглавлял Совет молодых ученых ИЯЛИ (мне довелось сменить его на этом посту), избирался членом Ученого совета, руководил профсоюзной организацией. Любомир Жеребцов планировал передать ему руководство сектором этнографии, но этого не случилось – в первую очередь, думаю, потому, что Михаил Борисович, мягко говоря, не очень любил руководить другими. Для него гораздо проще было сделать что-либо самому, чем поручить кому-то выполнить задание и контролировать выполнение.

После ухода из ИЯЛИ он продолжал еще несколько лет по совместительству работать в институте, то есть к академическим научным исследованиям не охладел. Могу предположить, что Борисычу хотелось более активно делиться своими знаниями с другими (не случайно он в бытность работы в ИЯЛИ активно занимался популяризацией науки, став одним из инициаторов создания и составителей популярного краеведческого альманаха «Родники пармы»). Коми республиканский лицей при Сыктывкарском университете дал ему такую возможность. На новом месте работы Михаил Борисович мгновенно завоевал уважение коллег и любовь учащихся. Его занятия проходили интересно, зачастую неформально, а знания, которые получали лицеисты, выходили далеко за рамки школьной программы (говорю об этом со знанием дела, поскольку моя старшая дочь училась у Борисыча, и вопросы, с которыми она обращалась к нам с супругой – между прочим, опытным преподавателем истории − после занятий, нередко заставляли нас глубоко задуматься).

Члены правления, сотрудники Коми республиканского благотворительного общественного фонда жертв политических репрессий «Покаяние», члены общественной редколлегии, авторский коллектив Коми республиканского мартиролога «Покаяние», волонтеры и друзья фонда скорбят о потере товарища, соратника, ученого – авторитетного историка с безукоризненной репутацией, правозащитника, коллеги, близкого друга, доброго, жизнерадостного, отзывчивого и талантливого человека
РОГАЧЁВА Михаила Борисовича
и выражают искренние соболезнования его супруге и сыновьям.
Вся его жизнь – пример беззаветного и бескорыстного служения науке и обществу. Невозможно поверить в его уход. Не у кого спросить, не к кому обратиться, не с кем обсудить вопросы и проблемы издания за чашкой редакционного чая, нечего ответить обратившимся за помощью в поисках информации о «далеких» родных. Продолжает звонить телефон фонда «Покаяние», продолжают поступать письма на почту фонда с вопросами к нему…
Это невозможно было представить. Пусто. Мы осиротели. Светлая память…

В период работы в лицее Михаил Борисович участвовал в подготовке нескольких учебных пособий, самым значительным из них является единственный до настоящего времени «полноправный» учебник для школ «История Республики Коми. 7-11 классы», изданный в 2000 году. Кроме того, Борисыч был соавтором вышедших в конце 1990-х – начале 2000-х годов нескольких фундаментальных трудов, среди которых трехтомная энциклопедия «Республика Коми», «Историко-культурный атлас Республики Коми», «Атлас Республики Коми», «Связь времен», двухтомная «История Республики Коми» и мартиролог «Покаяние».

Увы, в 2009 году Михаилу Борисовичу из-за болезни пришлось распрощаться с педагогической деятельностью, и он сосредоточился на работе в Коми республиканском благотворительном общественном фонде жертв политических репрессий «Покаяние». Одной из важнейших задач фонда изначально был выпуск Коми республиканского мартиролога жертв политических репрессий «Покаяние». Это уникальное, единственное в России издание, выходящее в рамках выполнения государственной региональной программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Рогачёв как автор и научный редактор принимал участие в подготовке 13 томов (22 книг) мартиролога. В 2000 году он стал председателем правления фонда и главным редактором мартиролога. При этом правлением он руководил на общественных началах, а скромную зарплату получал лишь как главный редактор мартиролога. В 2015 году, когда фонд на год лишился финансирования (после чего, кстати, очередной том мартиролога так и не был издан), Рогачёв временно работал библиографом в музее, читал лекции по краеведению в Центре детско-юношеского туризма, проводил экскурсии по Сыктывкару. В 2016 году руководимый Рогачёвым фонд «Покаяние» возобновил выпуск мартиролога. Сам Михаил Борисович не раз говорил о значимости работы над мартирологом: «Это очень важно – восстановить имена, потому что безликая история никому не интересна». Последний выпуск мартиролога (том 13, часть 3) издан в 2020 году.

За свою многогранную научную и общественную деятельность Михаил Борисович был заслуженно удостоен разнообразных наград, среди которых орден святого Макария Русской православной церкви, Кавалерский крест «За заслуги перед Польшей» Польской Республики, премия имени Егора Гайдара, премия фонда имени Лихачева, знак отличия «За заслуги перед Республикой Коми», почетное звание «Заслуженный работник Республики Коми».

В последние годы Борисыч не раз говорил об окончательном переезде в Сестрорецк. Он каждый год уезжал туда (практически навсегда!) – и снова возвращался в Сыктывкар (хотя бы на время). Я уверен, что его тянуло сюда, в город, который почти на четыре десятилетия стал его родным домом, его второй родиной, где он состоялся как ученый, общественный деятель и педагог. В город, историю которого он так глубоко изучил и так близко принял к сердцу.

В первой половине 2020 года Михаил Борисович вместе с коллективом историков подготовил научно-популярные очерки «Сыктывкар в прошлом и настоящем», изданные по заказу городского руководства. А во второй половине прошлого года при его непосредственном участии завершалась работа над первыми выпусками книжной серии «Сыктывкар – столица Республики Коми», приуроченной к 100-летию национальной государственности (пандемия внесла в планы свои коррективы, и нам не удалось осуществить свое намерение опубликовать эти книги к концу 2020 года, так что они выйдут, увы, уже с траурной рамкой вокруг фамилии Рогачёв).

В последние месяцы своей жизни Борисыч собирал и систематизировал материалы по истории города первых десятилетий советской власти («Все понемногу пишу историю Усть-Сысольска в 1920-1930-е», − писал он мне 3 ноября 2020 года), что-то советовал мне, консультировался, делился своими находками… Он размышлял над тем, как организовать работу фонда «Покаяние» в 2021 году, был полон планов, среди них значилось и издание уже готовой книги, посвященной истории сберегательных касс. Увы, и ее он тоже не увидит.

Здоровье, уже подводившее Борисыча раньше, вновь засбоило прошедшей осенью. Мы с тревогой следили за диагнозами, которые ставили то одни, то другие врачи. Острое беспокойство сменялось надеждой на благоприятный результат лечения, и надежда эта, казалось, все крепла. Но увы, неспешное течение (и лечение) болезни внезапно, как это и бывает, было нарушено вторгшимся коронавирусом.

Ушел Борисыч. Осиротел фонд «Покаяние». Гуманитарная наука лишилась творческой личности, олицетворявшей собой целое направление исследований коми истории ХХ века; уникального специалиста, которого едва ли в ближайшие годы кто-то сможет заменить. С небосклона общественно-политической жизни республики упала и без остатка сгорела яркая звезда, и у каждого из нас стало темнее на душе.

Мы, как всегда, многое откладывали на потом – договорить, дописать, доспорить, досмеяться. Увы, нет уже и тех совсем недавних «здесь и сейчас», которые, казалось, будут всегда. Нет с нами Михаила Борисовича Рогачёва. Да, остались его великолепные книги; да, осталась память о многих добрых его делах; да, мы будем помнить о нем, пока сами ходим по этой земле. Но его уже нет и больше не будет. Никогда. Прощай, Борисыч.

Игорь ЖЕРЕБЦОВ

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "Прощай, Борисыч"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.