Общественники обсудили судьбу столичного автовокзала

В Общественной палате Коми прошел круглый стол на неожиданную для многих сыктывкарцев и жителей республики тему: «Закрытие автостанции Сыктывкара и перенос остановок по межмуниципальным и межрегиональным регулярным маршрутам на железнодорожный вокзал города». С таким предложением выступило руководство ООО «Автокассы Республики Коми» и предприятий-автоперевозчиков. Инициатива продиктована экономической целесообразностью, но администрация столицы региона с этим категорически не согласна. В ходе встречи ее участники попытались выработать некое компромиссное решение.

Автор инициативы – директор ООО «Автокассы Республики Коми» Анастасия Кудашева рассказала, что заставило ее выступить с таким предложением. Уже достаточно продолжительное время – и это даже без учета пандемии коронавируса – автокассы работают с огромными убытками. Чтобы покрывать расходы, ежедневная выручка предприятия должна составлять порядка 30 тысяч рублей, а она сейчас в среднем лишь три-четыре тысячи. То есть кассы ежедневно недобирают 25-26 тысяч рублей. Пассажиропоток на межмуниципальных маршрутах уменьшился не только из-за пандемии, а в принципе – рейсов стало меньше из-за отсутствия спроса. По сравнению с 2018 годом пассажиропоток сократился в два с половиной раза. Сейчас с автостанции отправляются 18 маршрутов, с железнодорожного вокзала – 14.

К тому же хлеб у официальных перевозчиков отнимают недобросовестные конкуренты – частники, которые перехватывают пассажиров и готовы подолгу дежурить у вокзалов, опрашивая чуть ли не каждого прохожего. «Нелегалы» подключаются к крупным агрегаторам, таким как, например, туту.ру, и спокойно продают билеты через интернет. Пассажиры подчас даже не догадываются, что едут «на частнике».

Еще одна проблема – на автостанции в настоящее время невозможно провести оценку недвижимости из-за отсутствия межевания и разграничения прилегающей территории. Это влечет за собой санкции со стороны надзорных органов. В итоге предприятие за 2018-2020 годы заплатило уже более 400 тысяч рублей штрафов.

Поэтому Анастасия Кудашева предлагает оптимизировать расходы – закрыть автовокзал по улице Морозова, 202, оставив только кассы на железнодорожном вокзале. Тем более что подобный опыт переноса маршрутов с автостанции на вокзал уже был в период пандемии – с 18 мая по 2 августа.

– Аренда площадей на железнодорожном вокзале увеличит сумму арендных платежей, но это все равно меньше, чем содержание автостанции, что благоприятно отразится на работе предприятия, – констатировала руководитель автокасс.

Однако с таким мнением категорически не согласился первый вице-мэр Сыктывкара Александр Можегов. В первую очередь он напомнил о мерах поддержки бизнеса в период пандемии: предприниматели – арендаторы муниципальной собственности полностью освобождены от арендных платежей. Кроме того, расходы арендаторов, которые они понесли при проведении капремонта помещений (более 800 тысяч рублей), зачтены в счет платы за аренду.

Следующий довод первого вице-мэра – решение сделать отдельный транспортный хаб на улице Морозова, 202 было абсолютно правильным. Он был создан специально, чтобы разгрузить центр города и сделать движение по городу более комфортным. Сейчас к автовокзалу приписаны девять городских маршрутов, к железнодорожному вокзалу – семь.

Но, пожалуй, самый главный аргумент представителя столичной администрации – на автовокзале много торговых точек, и, если не будет автостанции, эти площади перестанут быть привлекательными для бизнеса, а торговля – источник пополнения городской казны.

А вот площадь перед железнодорожным вокзалом, которая сейчас и так переполнена, в случае переноса на эту территорию автостанции будет еще более загруженной.

– Мы провели опрос среди горожан, что собой должна представлять площадь перед ж/д вокзалом – платная парковка либо обустроенная общественная территория, и большинство высказалось за облагороженную территорию. А это предполагает именно удобство для транспортных потоков. Здесь есть прямая связь с использованием земельного участка рядом с вокзалом, который в настоящий момент городу не принадлежит. Но власти готовы к дальнейшему диалогу с РЖД и намерены опираться в том числе на результаты общественного обсуждения, – сообщил Александр Можегов. – Рядом с площадью находится территория, которая вполне может быть вовлечена в оборот именно для организации там парковки. В итоге площадь может стать благоустроенной территорией, что исключит существующий ныне хаос и уберет с этого места огромное количество нелегальных перевозчиков. Мэрия обращалась в администрацию главы Республики Коми для поддержки инициативы, связанной с вовлечением в оборот неиспользуемого земельного участка, и рассчитывает на помощь в этом вопросе.

Подключившийся к разговору председатель Общественного совета Сыктывкара Дмитрий Карпов подробнее рассказал о результатах опроса, который общественники города провели непосредственно и на автовокзале, и на железнодорожном.

На автовокзале люди пожаловались, что закрыт зал ожидания – висит табличка, что эта мера принята в связи с пандемией. Хотя можно было бы разместить посетителей в соответствии с социальными нормами пребывания в закрытых помещениях. В итоге приехавшие из районов с вещами и с детьми вынуждены дожидаться своего рейса на улице, погреться можно, только зайдя в столовую. Были также жалобы на плохую освещенность привокзальной территории и на то, что туалет платный.

На вопрос, нужно ли автостанцию перенести на железнодорожный вокзал, респонденты ответили, что не видят в этом никакого смысла, особенно если будут отрегулированы городские пассажирские перевозки и некоторые маршруты будут заходить на автовокзал. Вообще, как заявили опрошенные, автовокзал для прибывающих из районов удобнее железнодорожного – есть возможность пообедать и пройтись по магазинам, их здесь множество. Один респондент высказал мнение, что надо перенести помещения автовокзала на сторону города, сейчас – на стороне аэропорта.

Опрошенные на железнодорожном вокзале пассажиры из районов предложили разделить транспортные потоки на муниципальный и частный и визуально оградить территорию привокзальной площади от улицы Морозова. Несколько человек указали на пустырь, где раньше был стихийный рынок (та самая территория, принадлежащая РЖД). Если этот участок благоустроить, то там вполне можно разместить парковку с разделенными муниципальным и частным потоками. А вот перенос автовокзала на железнодорожный энтузиазма у респондентов не вызвал – люди опасаются, что это приведет к транспортному коллапсу.

Затем слово дали руководителям предприятий-автоперевозчиков. Выяснилось, что они единодушно поддерживают предложение Анастасии Кудашевой.

– Мы не проводили специального опроса, но когда 3 августа произошли изменения в обратную сторону и все маршруты были вновь переведены на автовокзал, у нас был шквал звонков недовольных клиентов, – заявил генеральный директор АО «Комиавтотранс» Павел Лапин. – К тому же многие не знали, что отправной точкой снова стал автовокзал. Подъезжая к автовокзалу, пассажир приезжает непонятно куда. Хотя, видимо, с точки зрения администрации города, автовокзал, выписанный в отдельную точку, представляет большую безопасность. Если мы приходим к мнению, что автотрасса для автовокзала является якорным генератором, тогда подход с точки зрения помощи к объекту со стороны администрации должен быть такой же, как в период пандемии. Если мы сохраняем ситуацию с нелегальными автоперевозчиками на двух точках, задыхаться будет не только предприятие автокасс, но и САТП-1, которое осуществляет маршруты по межмуниципальным и межрегиональным направлениям. Хватит ли у нас сил бороться с нелегалами в двух точках, я сомневаюсь. Конечно, экономически объект очень сильно может пострадать, если там не будет автовокзала, практически его нужно будет закрывать, мы все это прекрасно понимаем. Но с точки зрения пассажиров приезжать в центр города значительно удобнее.

Его поддержали директор САТП-1 Дмитрий Чепурнов и генеральный директор ООО «Ухтинское АТП» Игорь Собко, участвовавший в работе круглого стола по видеоконференц-связи.

– У меня ни один пассажир никогда не доезжал до автовокзала и не уезжал с автовокзала. Люди приезжают в больницу, в учреждения столицы, – сказал глава Ухтинского автотранспортного предприятия.

Приглашенный на круглый стол начальник отдела транспорта министерства инвестиций, промышленности и транспорта Владимир Котов подчеркнул, что корень проблемы – недобросовестная конкуренция со стороны нелегальных перевозчиков.

– Убрав маршруты с автовокзала, мы получим ситуацию, что эти маршруты будут замещаться нелегальными автоперевозчиками, – заявил специалист, напомнив, что в случае ДТП у пассажиров возникают проблемы с оформлением страховки.

По его словам, частники лучше подстраиваются под пассажиров, тогда как значительная часть межмуниципальных маршрутов курсирует хоть и регулярно, но редко. Например, Сыктывкар – Усть-Кулом один раз в день, есть маршруты, которые осуществляются всего дважды в неделю.

– То есть это около 10 процентов от всего транспорта. При этом количество нелегалов, которые там находятся, – порядка 20 процентов. Если убрать нелегалов и поставить эти межмуниципальные маршруты, там все равно произойдет общее уменьшение количества транспортных средств, – продолжил Владимир Котов, говоря о возможности переноса автостанции на железнодорожный вокзал. – Но перенос должен быть совмещен со схемой организации перевозок в самом Сыктывкаре. И та, и другая схемы возможны, единственное, что невозможно, – работать, когда у нас нелегалы и там, и там. Это может привести не к переносу автовокзала, а практически к его закрытию.

В завершение дискуссии ее участники – и те, кто за перенос автовокзала, и те, кто против, сошлись во мнении, что залог успешной работы регулярных перевозчиков – искоренение нелегалов, а для этого необходимо грамотно выстроить инфраструктуру перед вокзалом.

– Это проблема всех городов. Вы попробуйте в Москве подъехать к вокзалу: думаете, просто так они эти ограничения ввели? Это как раз физическое разделение потоков – нелегал туда просто не доберется. И нам необходимо это сделать. А такое решение об обустройстве площади должно приниматься совместно с властями Сыктывкара, – заключил Владимир Котов.

Модератор мероприятия – председатель комиссии Общественной палаты по вопросам межнациональных и культурных коммуникаций и СМИ Андрей Юркин заверил, что палата аккумулирует все мнения, проведет еще один опрос населения, чтобы по его итогам заинтересованные стороны могли еще раз встретиться и обговорить формы взаимодействия и сотрудничества – в интересах прежде всего пассажиров.

Галина ВЛАДИС

Фото Трофима МЯНДИНА

Оставьте первый комментарий для "Общественники обсудили судьбу столичного автовокзала"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.