Волонтер Алексей Михайлусов: «Меня бы остановила только травма ноги»

В октябре сыктывкарец Алексей Михайлусов преодолел пешком более тысячи километров, обойдя почти весь Крымский полуостров по периметру. Акции под названием «Благотворительный маршрут» он посвятил часть своего отпуска. Этим путешествием житель Коми хотел привлечь внимание к проблемам семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Главной целью испытания была конкретная помощь оставшимся без родителей и пострадавшим в ДТП девочкам Фериде и Эмине из Феодосии, информацию о которых предоставила благотворительная некоммерческая организация «Добро Мира – Волонтеры Крыма», действующая на территории Республики Крым. Вернувшись в Коми, Алексей Михайлусов рассказал «Республике» о содействии волонтеров и тех сложностях, с которыми ему пришлось столкнуться в пути.

– «Благотворительный маршрут» завершился. Довольны итогами акции?

– Да, основной сбор средств завершен. Задача была купить для младшей девочки инвалидную коляску, ее приобрели, и им обеим нужна реабилитация. Бабушка планирует, что они будут проходить ее в Челябинске, там реабилитационные курсы стоят около 180 тысяч. Мы собрали где-то 160, но в фонде мне сказали, что двести передадут. Плюс еще досрочная реабилитация была в Саках в санатории «Северное Сияние» для бабушки и двух внучек. В целом, считаю, что с задачей мы справились.

В плане затраченных сил все оказалось немного сложнее, чем ожидал. До сих пор (интервью записывалось 2 ноября – авт.) не отошли ноги, а также не пришла в норму сердечно-сосудистая система: как только даю какие-то физические нагрузки, сразу пульс становится выше, чем ранее при тех же нагрузках. Это значит, что все-таки организм не восстановился и при реализации маршрута было затрачено много ресурсов.

В первой части маршрута шел по южной части полуострова: от Симферополя до Севастополя, а потом до Керчи. Там в основном были горные участки. Останавливался на ночлег на южном побережье почти всегда в палатке, лишь один раз у волонтера. Сил затратил достаточно много. На втором этапе маршрута чуть больше отдыхал у волонтеров. В северной части хоть и не горы, а в основном степи, но это было все равно непросто, так как появился сильный ветер, который почти всегда был встречным.

В целом с задачей справился. Некоторые места хотел посетить, но в связи с тем, что надо было чуть больше отдыхать, целенаправленно укорачивал дистанцию, поэтому не попал туда. Планировал пройти 1250 километров за 20 дней, а по факту получилось 19 дней и 1066 километров. Стартовал в Симферополе 7 октября, а финишировать планировал в Севастополе, но решил в итоге завершить дистанцию в Саках.

 

– Почему пришлось сократить дистанцию?

– Резервы организма все-таки не безграничны, учитывая небольшое количество отдыха днем и ночью, иногда отсутствие сна, наличие изо дня в день физической и психологической нагрузки при продолжении пешего маршрута, а также иные факторы: машины, погода и другое. Это влияет на общее состояние организма, и возникает выбор: либо остановиться, либо продолжить идти. Во втором случае это чревато перенапряжением связок, суставов, мышц. Это может усугубиться при неграмотном выборе маршрута, отсутствии необходимых привалов.

Так, спустя некоторое время начала болеть связка на ноге, а времени на отдых не было, так как отпуск заканчивался. Поэтому решил финишировать в Саках, где я также встретился с семьей из Феодосии, для которой мы и собирали средства. Бабушка с внучками находилась там в реабилитационном центре. В Севастополе я еще в начале маршрута был, в принципе самые крупные города по периметру обошел, поэтому, считаю, цель в итоге выполнена.

– Что было самым тяжелым в процессе реализации столь непростой задачи?

– Самое сложное началось с первого же дня. Шел от Симферополя через Бахчисарай в Верхнесадовое, преодолел чуть больше 60 километров. Уже темно, сажусь на скамейку возле какого-то памятника, вокруг никого. Стал смотреть, что с ногами, а на них уже мозоли, и чувствую, что сил в этот день затратил много, после чего начался небольшой разговор с самим собой на тему «А что дальше?». Дальше будет примерно так же и, возможно, еще сложнее, мышцы сильнее будут забиваться, мозолей будет больше. В итоге пришел к бессознательному выводу, что не надо думать о расстоянии, о том, что впереди около 1000 километров, а главное – ежедневно проходить определенную дистанцию: 50-60-70 километров и давать отдыхать ногам.

Каждый день вставал часов в семь, когда светало, и начинал дистанцию, а завершал, как правило, поздно вечером – часов в семь-восемь, шел уже с фонариком на лбу, разбивал палатку, если была возможность, то умывался в море или просто пресной водой. Ноги обрабатывал специальными препаратами, преимущественно антибактериальными, и ложился спать. В палатке мало возможностей, чтобы реально восстановить силы. В основном это были бессонные ночи: суставы и связки после такой длительной ходьбы давали о себе знать. Мышцы в целом себя нормально вели. Холодные ночи иногда были, и замерзал, хотя вроде хорошо утеплялся. Порой не мог уснуть из-за лая собак. Но перетаскивать палатку в другое место уже не хотелось.

– Чаще укрывался в лесу по ночам?

– Нет, вторая часть маршрута в основном пролегала по автодорогам, и я останавливался в населенных пунктах. Если, скажем, он ближе к морю, то значит, ночевал возле берега, если степь и равнина – то в самом населенном пункте. Старался не привлекать внимания прохожих и выбирать безветренное место. Один раз, помню, на юге Крыма, неподалеку от села Рыбачье, чувствую, состояние не очень, а дорога все время вверх поднимается. Началась как бы психологическая ломка: с одной стороны, вообще нет желания уже идти, а хочется сразу разбить палатку у дороги, с другой – понимаю, что это опасно. В итоге пошел дальше, отыскал место на повороте от автодороги к виноградникам, там тоже не очень удобно было, но все-таки решил остаться.

– А костер вы не разводили? Чем питались в пути?

– В целом было тепло и вещей хватало, поэтому я никогда костер не разводил. Прямо совсем холодных дней было мало. Закупался разными батончиками, чтобы перекусывать в пути, а так утром ходил завтракать или в обед в каких-либо столовых и кафе, у меня был с собой телефон с установленной программой «Яндекс.Карты», с помощью которой, легко находил, где поесть. Еще нужно было постоянно где-то заряжать телефон, иногда заряжал в обычных продуктовых магазинах.

– Часто возникало желание все бросить и завершить маршрут?

– Было несколько таких моментов, но я продолжал идти. Обезвоживания у меня не было, в целом питался нормально, не голодал. Решил, что завершу маршрут только в том случае, если сильно растяну или разорву связку. Иногда днем отдыхал на автобусных остановках. Заходил туда, ложился на скамейку и закидывал на рюкзак ноги. Потом чуть медленнее начинал идти, постепенно ускоряя шаг.

Был момент, когда уже понимал, что связка на грани разрыва, и тогда следующий день рассматривал как потенциальный день отдыха. В первой части маршрута таким днем стал десятый. Его я провел в Керчи. Во второй части пути он тоже напрашивался. Когда дошел до Джанкоя, думал, что придется сделать день отдыха. Но пришел к женщине-волонтеру, она приготовила еду, организовала ночлег в квартире. Там я принял ванну со специальным порошком для суставов, и это мне сильно помогло. Поспал ночь в отличных условиях, хорошо восстановился.

– Как осуществлялась связь с волонтерами?

– Когда шел, то писал сообщения «ВКонтакте» учредителю благотворительного фонда Наталье Мартынец: мол, буду в таком-то населенном пункте, есть необходимость постирать вещи и помыться. Это основное, а второстепенное – переночевать и поесть. Наталья буквально через 20 минут отправляла контакт волонтера, я с ним переговаривал, уточнял время, и мне скидывали адрес. Это очень выручало. Вообще меня поразило то, насколько в Крыму сильное волонтерское братство. Например, из «Вестей Крым» местный житель Рустем Османов узнал, что я иду, приехал на машине и многим помог, дал ортопедические стельки, организовывал ночлег.

Волонтер из Джанкоя посоветовала в церквях останавливаться у батюшек. Это мне тоже очень помогло. Я думал, что они были предупреждены о моем визите, но получилось так, что, когда приходил, ставил их просто перед фактом. Но они все это восприняли хорошо, наутро одному немного помог по работе в хозяйстве. Было здорово. Особенно понравилось в Раздольном, там мужской монастырь, мне предоставили кровать в большой комнате. Отлично восстановился, утром накормили. Поел, и до обеда уже у тебя энергия есть. Это очень выручало. Без этого я бы меньше проходил. Исходя из полученного опыта могу сказать, чтобы идти без дней отдыха, комфортно, но в то же время попотеть, надо примерно в два раза сокращать километраж маршрута и держать темп ниже, а так он был пять-шесть километров в час, это быстро.

Для прохождения дальнейших курсов реабилитации детей вы можете направить любую сумму на реквизиты их бабушки – Асии Асановой. Номер ее банковской карты: 2200 0202 1095 3156, Российский национальный коммерческий банк (РНКБ), либо по реквизитам НО НФ «Добро Мира – Волонтеры Крыма» (реквизиты можно найти в группе организации «ВКонтакте»: vk.com/volonterykryma).

– О чем думалось в пути?

– Возникали моменты, когда было просто скучно, особенно в степи. Если был заряжен телефон, то музыку слушал, подпевал и даже подтанцовывал, чтобы как-то себя развлечь. Либо без музыки сам что-то пел и сочинял. Всегда по-разному, но телефон, конечно, выручал. Во время прохождения маршрута мозг вообще по-другому работает. Внеплановые ситуации возникали, например, пришлось карабкаться по небольшой скале, попадал под сильный ветер с ливнем, однажды в какое-то болото зашел.

– Идеи новых маршрутов уже есть?

– Есть, но уже не пешие, а хочется другим способом попробовать преодолеть какую-либо дистанцию. Следующий маршрут будет в Коми, планирую в зимнее время. Хочу отправиться в путь на туристических лыжах. Написал уже одному путешественнику, но, может быть, идея слишком дерзкая, ведь у меня в этом опыта мало. Возможно, придется и пересмотреть маршрут. Нужно все-таки реальные цели ставить перед собой. Вообще я открыт для предложений, и любой желающий может поделиться какими-то идеями интересных маршрутов.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора и с личной страницы Алексея Михайлусова «ВКонтакте»

Оставьте первый комментарий для "Волонтер Алексей Михайлусов: «Меня бы остановила только травма ноги»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.