Премудрости маркировки

16 октября отмечается Всемирный день здорового питания

Доказано, что здоровье, смертность и демографические показатели непосредственно связаны с качеством питания. А для того чтобы придерживаться принципов здорового питания, необходимо уметь правильно выбирать качественные и полезные продукты в магазинах. Этой теме была посвящена прямая линия в Общественной приемной главы Коми. На вопросы жителей республики ответили начальник отдела санитарного надзора республиканского управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Александр Рымарь и главный специалист-эксперт этого отдела Елена Мусаханова.

Как напомнила Елена Мусаханова, с 2011 года действует технический регламент Таможенного союза, который распространяется на всю выпускаемую продукцию в части ее маркировки. Цель технических условий – пре-дупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителя. Регламент предписывает, какую информацию должны содержать потребительская и транспортная упаковки.

На продуктовой упаковке должно быть напечатано название товара, состав и вес продукции, дата изготовления, срок годности и условия хранения. Если срок годности до 70 часов, указываются часы, если свыше 70 часов – сутки.

Также обязательно должны быть указаны наименование и адрес изготовителя, пищевая ценность продукции, рекомендации использования данного продукта, наличие или отсутствие ГМО, единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (ЕАС). Все это касается продукции, которая упакована производителем.

Если же товар упаковывается в магазине, например сыр, на этикетке должны быть наименование, дата и срок годности, условия хранения. Вся остальная информация может быть представлена в виде вкладышей, маркировочных ярлычков и так далее.

В настоящее время крупные торговые сети указывают информацию на этикетке фасованной продукции, поэтому замечания к ним у Роспотребнадзора бывают редко.

В то же время встречаются нарушения, когда поверх упаковочной маркировки производителя наклеивают маркировку магазина, при этом на второй наклейке не учитываются ни дата выработки, ни срок годности, ни условия хранения. Тем самым потребителя вводят в заблуждение. Буквально недавно, как сообщила Елена Мусаханова, за это наказали индивидуального предпринимателя.

Вся информация на этикетках должна быть читаемой и понятной, ибо зачастую больше ее покупатель нигде не найдет.

После такой вводной информации представители Рос-потребнадзора ответили на вопросы позвонивших на прямую линию граждан и присутствовавших на мероприятии журналистов.

– В прошлом году в России проходил эксперимент по маркировке под названием «Светофор». Каковы его результаты? Вводится ли такая маркировка в Коми и что она собой представляет?

– Это был проект, который инициировал Роспотребнадзор, пытаясь внедрить в систему производителей продукции сигнальную цветовую маркировку «красный – желтый – зеленый»: очень полезно, в целом полезно и бесполезно, – напомнил о сути эксперимента Александр Рымарь. – Однако этот проект не был законодательно закреплен. Был расчет, что добросовестные законопослушные производители разместят на упаковке эти значки, но инициатива забуксовала. Заинтересованности добросовестные производители не проявили, а недобросовестным это и вовсе не нужно. Да и какой производитель признается, что у него неполезная продукция?

– Какие еще нарушения, помимо наклеивания маркировки на маркировку, вы чаще всего выявляете?

– Это отсутствие даты выработки, сроков годности. Такая продукция должна быть снята с продажи, и выписываются очень высокие штрафы за подобное нарушение. То есть, если идентифицировать товар невозможно, он изначально будет считаться опасным и сниматься с реализации. Даже знак ЕАС обязателен. Товар снимается с реализации, составляется протокол об административном нарушении на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Штраф для ИП – 30-40 тысяч рублей, для юрлиц – 500 тысяч и выше, – сообщила Елена Мусаханова.

Если предприниматель за два-три дня до истечения срока годности продукта снижает на такой товар цену, это нормально.

– Хочешь – бери, не хочешь – не бери, нарушения законодательства здесь нет. Человек выбирает сам по приемлемой для него цене, – отметили представители Роспотребнадзора. – А вот если написано «молоко для выпечки», «кефир для выпечки», это наказуемо, штрафы за реализацию просроченной продукции большие. Такую продукцию необходимо уничтожить, она является опасной.

Позвонившая на прямую линию сыктывкарка Мария спросила, на что необходимо обратить внимание при покупке детского питания, что должно насторожить и какой товар не стоит брать с магазинной полки? В частности, не вредны ли пластиковые бутылочки, в которые упакованы соки?

– Все упаковочные материалы проходят тестирование, и если детское питание упаковано в пластиковые бутылки, то эти пластиковые бутылки безопасны. В детском питании не допускается наличие генно-модифицированных организмов (ГМО). В первую очередь на маркировке надо смотреть дату выработки продукта, сроки годности, условия хранения, ведь зачастую бывает так, что на упаковке детского питания указана одна температура хранения, а в магазине товар хранится при других температурах, что, естественно, ухудшает качество продукции. При рейдовых проверках на это обязательно обращают внимание и наказывают продавцов, – пояснила Елена Мусаханова.

Следующий вопрос касался упаковки хлеба:

– Сейчас популярность приобретают небольшие частные пекарни. Продукцию здесь упаковывают в бумажные пакеты или полиэтилен, где нет никакой информации о товаре. Обязан ли продавец выпускать товар в упаковке, на которой должна присутствовать информация о товаре?

– Вся продукция, которая идет в реализацию, должна иметь полный набор информации о данном продукте. То есть на этих бумажных упаковках должно быть указано, что это за хлеб, кто производитель, когда выработан, срок годности, условия хранения, пищевая ценность и так далее. Если такой информации нет, это нарушение. Исключение составляет продукция, которая выработана при вас и на ваших глазах. Но при этом все равно должна быть информация о составе и сроке, в течение которого необходимо продукт употребить, – ответила представитель Роспотребнадзора.

– На некоторых упаковках в составе указано растительное масло, но не указано, какое конкретно. Возникает подозрение, что под этим общим названием пытаются скрыть наличие пальмового масла. Обязан ли производитель четко прописывать название всех ингредиентов? – спросила дозвонившаяся на прямую линию горожанка Елена.

– Если на маркировочной этикетке написано, что используется растительное масло, это растительное масло. Пальмовое, олеиновое масло обычно указывается, это контролируется, поэтому сомнений здесь быть не должно, – успокоила женщину Елена Мусаханова.

В ходе прямой линии зашел разговор и о проверках Роспотребнадзора. По сегодняшним правилам запрещается «кошмарить бизнес» частыми проверками, поэтому должны быть весомые основания, чтобы представители надзорного органа пришли в торговую организацию.

– Мы выходим с проверкой на объекты только при реальной угрозе здоровью и жизни – пищевое отравление, нарушение сроков годности, – отметили участники встречи.

– Если гражданин отравился, обязательно нужно обращаться в вашу службу? – спросил журналист «Республики».

– Часто бывают жалобы на якобы пищевое отравление после того, как человек съел тот или иной продукт. И он пишет заявление: «Прошу проверить». В этой ситуации мы запрашиваем дополнительную информацию – обращался ли человек за медицинской помощью, какой диагноз был поставлен. Потому что диагноз ставится только медработниками, а не человеком, который съел продукт и почувствовал недомогание. Ведь, может, до этого он съел протухшее яйцо, а затем ту продукцию, на которую жалуется. Диагноз «пищевое отравление» ставится при сборе всего анамнеза, чтобы определить продукт, ставший причиной болезни. Например, данные симптомы характеризуют отравление яйцом, а вот эти симптомы – отравление алкоголем или еще чем-то, – пояснила Елена Мусаханова.

Ответили специалисты и на вопрос о генно-модифи-цированных организмах в продукции:

– На некоторых продуктах присутствует надпись «Без ГМО». Означает ли это, что остальные продукты, которые не содержат такую надпись, имеют в своем составе ГМО?

– Это маркетинговая уловка, чтобы повысить продажи, – пояснил Александр Рымарь. – А вот если на продукции, содержащей ГМО, не прописано, а лабораторные исследования эти вещества обнаружат, это наказуемо. ГМО могут содержаться в томат-пастах, колбасной продукции, в мясе, птице, кукурузе консервированной и свежей, кукурузном крахмале, рапсе, рисе, помидорах. Наша лабораторная база может обнаружить ГМО второго поколения. Таможенный союз стоит на страже безопасности продукции. Мы понимаем, что ГМО имеет отсроченный эффект, но не знаем, какой именно эффект они окажут на человеческий организм. В данном случае важен сам принцип: производитель обязан уведомить покупателя о том, что продукт содержит ГМО, и дело покупателя, приобретать такой продукт или нет. Контролируется не наличие или отсутствие ГМО, а информирование потребителя продукции. Главная задача Роспотребнадзора в данном случае – проследить, чтобы эта информация была.

Галина ВЛАДИС

Фото vologda.bezformata.com

Оставьте первый комментарий для "Премудрости маркировки"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.