Иван Анисимов: «На лыжероллерах выше скорость и больше драйва»

Карьера лыжника из Ухты Ивана Анисимова складывается весьма интересно: получается так, что чаще представитель зимнего вида спорта побеждает летом. Он успешно штурмует этапы Кубка мира по лыжероллерам, а также выигрывает во внутрироссийских стартах. Норматив на звание мастера спорта международного класса по лыжным гонкам спортсмен также выполнил именно в лыжероллерах. В интервью «Республике» атлет рассказал о своем спортивном становлении, любви к летним стартам и планах на ближайший сезон.

– Вы выступаете параллельным зачетом за Коми и Санкт-Петербург, а где постоянно тренируетесь? 

– У нас нет такого, что мы постоянно локализованы в одном месте. На данный момент готовлюсь в Питере. Тренируюсь с питерской командой, поэтому езжу на сборы с ними, несмотря на то, что зачет даю обеим территориям. Зимой живу и тренируюсь в Сыктывкаре на стадионе имени Раисы Сметаниной, обеспечен там питанием и сервисом.

– Как провели самоизоляционное время?

– Мои родители живут в Ухте, сам я родом оттуда, поэтому проводил это время на малой родине. Был доступ к спортзалу, и в принципе весь необходимый объем силовой подготовки там выполнил. Проблем в подготовке никаких не возникло: совершал кросс-походы в лесу и на велосипеде катался.

– Уже в августе вы завоевали золото чемпионата России на стартах по лыжероллерам в Санкт-Петербурге. Видимо, подготовка на сборах прошла не зря. Как готовились?

– Эти старты были в середине августа, и на подходе к ним ощущалась некая неопределенность. Подготовка шла немного скомканно, но я успокаивал себя тем, что силовую работу сделал четко, поэтому был в хорошей форме. После самоизоляции, как только во второй половине июня открылся Крым, мы с коллегами по команде сразу отправились туда на первый сбор. Следующий сбор – весь июль и половину августа – провел в Питере. Чемпионат России пришелся как раз на этот период. В Санкт-Петербурге вообще условия для подготовки отличные. Погода в Северной столице в этом году не подкачала, поэтому готовиться было одно удовольствие. Потом с середины августа до начала сентября наша команда готовилась в Терсколе (Приэльбрусье).

– На первый снег приедете в Сыктывкар?

– Обычно на первый снег питерская команда едет в Кировск. В этом году в планах тоже Кировск. Уже 27 октября, если со снегом будет все нормально, мы поедем туда.

О начале спортивной карьеры

– Расскажите, как вы начинали заниматься лыжными гонками в Ухте. Как в первый раз на лыжи встали, помните?

– Уже, конечно, не помню, но есть фотографии, это было очень рано. Мама утверждает, что впервые прокатился где-то в три года. Вот как оттуда началось, так это все и тянется потихоньку.

– Вы примерно ровесник участника Олимпийских игр Станислава Волженцева, который также начинал спортивный путь в Ухте. Наверное, дружите с ним? 

– Стас старше меня на два года, да, он мой хороший товарищ. Из того поколения, из тех, кто родился в восьмидесятые, нас осталось четверо друзей-земляков, которые продолжают выступать на высоком уровне. Это Станислав, еще Андрей Власов, он из ухтинского поселка Шудаяг, Андрей Парфенов, он из Троицко-Печорска, но его считали все ухтинским, потому что он там много времени проводил и вместе с нами учился в УГТУ.

– А тренировались у Сергея Алиева (тренер по лыжным гонкам, отец чемпиона России по фигурному катанию Дмитрия Алиева – авт.)?

– Нет-нет. Вообще я занимался до 17 лет биатлоном. В спорт меня привел отец. Он работает в Ухте в ДЮСШ, как раз директором которой является Сергей Васильевич Алиев. В паре с отцом работал Александр Борисович Рогожкин, под его руководством я и делал свои первые спортивные шаги в отделении биатлона. И уже потом, подходя к юниорскому возрасту, решил для себя, что буду заниматься лыжными гонками.

– Это немножко необычно, ведь чаще переходят из лыж в биатлон.

– Да, согласен. Просто в Коми лыжные гонки – национальный вид спорта, а с биатлоном существуют проблемы в плане доступа патронов, оружия, календаря соревнований. Сейчас вроде бы с этим стало чуть-чуть получше, но раньше было максимально сложно, поэтому приходилось часто выходить и на лыжные старты.

– Когда пошли уже серьезные результаты?

– Перейдя из биатлона в лыжные гонки, я попал к тренеру Владимиру Аркадьевичу Баталову и после летней подготовки под его руководством сразу отобрался на первенство мира среди юниоров. Занял второе место в спринте на отборочных соревнованиях в Перми. Потом этот результат подтвердил, оказавшись вторым среди юниоров на «Красногорской лыжне», и меня взяли уже на первенство мира в Словению. Кстати, мы ездили туда вместе со Стасом Волженцевым и Андреем Парфеновым.

– Это было в 2006-м.

– Да. Опережая вопрос, хочу сказать, что уже в следующем году всерьез занялся лыжероллерами. Точнее, в 2006-м попробовал: поехал на финал Кубка мира среди юниоров и с ходу выиграл, а в следующем году уже попробовал мужские старты. Прошел отбор на чемпионате России и поехал на чемпионат мира в Хорватию, где в эстафете 3×6 км занял первое место. Самое интересное, что в команде первый этап бежал я, мне на тот момент было 19 лет, второй этап бежал Владимир Федулов из Нижнего Новгорода, ему было 29 лет, а финишировал у нас, не побоюсь этого слова, легенда лыжероллерного спорта, обладатель Кубка мира, трехкратный чемпион мира Игорь Глушков, ему было 39 лет.

– Как получилось, что вы больше раскрылись именно в лыжероллерах?

– Не знаю, с чем это связано, но мне очень нравятся лыжероллеры. Во-первых, летом тепло, хорошо, а во-вторых, очень большие скорости, намного выше, чем в лыжах, все более драйвово, захватывающе, больше адреналина. Сам по себе сильно люблю велогонки, может быть, еще в этом есть какая-то близость. Душа лежит к этому, нравится и получается. Это ни в коем случае не говорит о том, что мне лыжные гонки не нравятся, хотя и в них, считаю, многого добился. Того же мастера спорта международного класса я хоть и получил в лыжероллерах, но при отборе на юниорский чемпионат мира в Красногорске давали по шестое место МСМК. Я был там восьмым, и мало кто знает, что тогда в полуфинале мне просто лапку с палок вырвали, пришлось брать новые палки, и из-за этого чуть-чуть буквально до МСМК не хватило. В итоге отсрочил это на год и выполнил МСМК уже на чемпионате мира по лыжероллерам.

О ближайших планах

– Каким будет предстоящий сезон? Есть какая-то определенность?

– Ничего пока непонятно. Разговаривал со смазчиками сборной России, они настраиваются уже только на февраль. Недавно переписывался с биатлонистом Тимофеем Лапшиным, он в Южной Корее, говорит, что корейцы настроены позитивно и вроде как Кубок мира точно состоится. В общем, информация разнородная.

– Тимофей Лапшин выступает за сборную Южной Кореи. Вы с ним с биатлонных времен знакомы?

– Познакомились позже. Интересно, что я свою первую спартакиаду среди юношей бежал по биатлону, а он по лыжам. На следующий год я ушел в лыжный спорт, а он в биатлон. Познакомились мы четыре года назад в Раубичах.

– А вам когда-нибудь предлагали выступать за другую страну?

– Предлагали перейти в сборную Беларуси, но я не видел там перспективы. Считаю, что в России у нас хоть и тяжело, но если куда-то пробился, то в принципе двигаться дальше можно. Если в Беларуси берут на Кубок мира всех, то у нас едут сильнейшие. И если ты в сборной, значит, можешь биться за очень высокие места.

– О тренерской работе задумываетесь?

– Пока бегаю, и мне это нравится, буду продолжать, насколько позволит организм. Силы и желание есть, это самое главное. Вдобавок ко всему я еще получаю массу удовольствия от этого процесса, от дела, которым занимаюсь. Подсказываю что-то молодым ребятам в команде, да просто кайфую: как от лыжероллеров, так и от лыжных гонок в целом, тут уж неважно, зима это или лето. Хочется продолжать принимать активное участие в лыжероллерных стартах. В Санкт-Петербурге работает клуб по аутдор-тренировкам на лыжах и лыжероллерах, им руководит Иван Жилинский. Эта тема очень популярна, много людей этим интересуются, и на лыжероллерах на местных стартах порой собирается больше людей, чем на всероссийских соревнованиях.

– Лыжероллеры более травмоопасны, чем лыжи. Бывали ли травмы?

– Конечно, были, причем достаточно сильные. Никто не спорит – падать на лыжах намного приятнее в снег, нежели на лыжероллерах на асфальт. На лыжероллерах у тебя нет никаких тормозов (спортсмены обычно тормозят на равнинных участках и только при помощи движений своего тела – авт.), есть тоненькие шортики и футболка, а скорости намного выше. Мы, например, с Иваном Жилинским на тренировке в Воронеже разгонялись километров до 90. Можно представить последствия, если упасть на такой скорости.

– На стадионе «Динамо» в Сыктывкаре многие лыжероллеры катаются без шлемов. Это пижонство?

– Не могу сказать, что это пижонство. Может быть, просто катаются по старинке, шлемы у нас же не очень давно вошли в обиход, даже на велосипедах раньше ездили без шлемов. На «Динамо» же больше любители тренируются и люди в возрасте, не привыкшие к такой экипировке. А, может, у кого-то просто нет шлема. Но все профессиональные спортсмены катаются в шлемах. И очки очень важны, даже обязательны, так как острая палка может в глаз прилететь. У меня такое бывало, куча «перекоцанных» очков. Очки – дополнительная мера безопасности.

– Какие у вас хобби, помимо лыж?

– Хобби номер один – велосипед. Люблю не только кататься, но и смотреть гонки с участием профи. В этом году «Тур де Франс» был интересный.

Ярослав СЕВРУК

Фото vk.com

Оставьте первый комментарий для "Иван Анисимов: «На лыжероллерах выше скорость и больше драйва»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.