Коми республиканский Центр народного творчества и повышения квалификации в условиях самоизоляции и «удаленки» разработал и опубликовал у себя на сайте методическое пособие «Сокровище Верхней Вычегды». Набор открыток для творчества доступен для бесплатного скачивания на сайте учреждения в разделе «Издательская продукция». Здесь же можно скачать тематические открытки, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Издание знакомит с основными композиционными и цветовыми особенностями верхневычегодской росписи. Набор содержит контурные открытки для раскрашивания, а также цветные, которые можно использовать в качестве примера.
В оформлении открыток использованы творческие работы участников Республиканской выставки декоративно-прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный лучик», Республиканской молодежной выставки народного художественного творчества «Зарни кияс» («Золотые руки») и XXVI Республиканской выставки декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Мастер года – 2019». Автор-составитель – заведующая сектором декоративно-прикладного творчества ЦНТиПК Евгения Сурнина.
Верхневычегодская роспись – это одна из нескольких самобытных видов росписи по дереву, разработанных на территории Коми края. Орнаментация и цветовая палитра делают ее уникальной и непохожей на известные росписи Севера России. Роспись представляет собой геометрические многоцветные трехчастные композиции, состоящие из вписанных друг в друга разноцветных кругов, а также четырех-, шести-, восьмилучевых розеток, которые вписаны в центр многоцветных окружностей, обрамленных по периметру точками контрастного цвета. Особенность верхневычегодской росписи – это нанесение живописных геометрических композиций красками поверх резного контурного орнамента, предварительно выполненного на деревянном изделии с помощью резцов.
Считается, что именно верхневычегодская роспись повлияла на становление художника-абстракциониста Василия Кандинского, который в 1889 году приезжал в экспедицию в Коми край. Основной целью его поездки являлся сбор этнографического материала по культуре коми-зырян. Самой дальней географической точкой в зырянской глубинке для Кандинского стали верхневычегодские села Усть-Кулом и Керчомъя. В частности, некоторые традиционные расписные узоры на прялках и других предметах деревенского быта вполне могли повлиять на цветовоспроизведение и образы в работах будущего абстракциониста. Особенно это заметно на примере рисунка мирового древа на привезенной в Национальный музей Коми из села Парч старинной дверце в голбец или на прялке из села Керчомъя.
Артур АРТЕЕВ
Фото cntipk.ru
Оставьте первый комментарий для "Сокровище Верхней Вычегды"