В дополнение к ранее изданным сборникам документов и воспоминаний 82-летняя история Коми государственного педагогического института отныне увековечена в «Летописи КГПИ». Презентация нового издания прошла в стенах бывшего главного корпуса вуза в рамках Февральских чтений СГУ имени Питирима Сорокина.
Напомним, Коми пединститут открылся в 1932 году, восемь десятилетий был флагманом педагогического образования республики, а в 2014-м влился в состав Сыктывкарского университета. В том же году по предложению директора музейного комплекса СГУ Майи Бурлыкиной было решено составить летопись пединститута.
– Это не воспоминания, а именно летопись в прямом значении этого слова: событийный ряд, жизнь института со дня его рождения, – подчеркнул один из авторов издания экс-ректор КГПИ Валерьян Исаков, руководивший вузом в 2003-2011 годах.
По его признанию, книга рождалась непросто. Использовались самые разные источники, в первую очередь архивы. Но информации из архивов было явно недостаточно.
– В архивах находятся документы длительного хранения, приказы – но их мало. События текущей жизни института, его факультетов и кафедр отслеживались трудно. В институте не было специальной службы, которая все отмечает, записывает. Спасибо Вячеславу Попову (один из авторов книги, преподаватель КГПИ – прим. ред.), который все записывает, он предоставил очень много материала. Я попросил также деканов дополнить известными им сведениями летопись своих факультетов, и только после этого мы решили издать книгу, – рассказал на презентации Валерьян Исаков.
Первоначальный вариант летописи был подготовлен уже в 2015 году. Над ним работали тогдашний директор музея истории пединститута Леонид Жданов и сотрудник музея Нина Захарова. Затем благодаря нынешнему директору институтского музея Ольге Бондаренко и Нине Захаровой появился второй вариант – значительно расширенный и дополненный. Большой вклад также внесли ветераны вуза, предоставившие информацию из своих личных архивов. На заключительном этапе к этой работе присоединился Валерьян Исаков. Он внес важные дополнения, отредактировал всю книгу, а также написал вступительную статью, которая придала изданию обстоятельность, солидность и научность.
Поначалу планировалось, что летопись будет существовать только в электронном виде, но затем руководство СГУ все-таки решило издать ее небольшим тиражом – пока 150 экземпляров.
Как заверила ректор Сыктывкарского университета Ольга Сотникова, обязательно будет издана вторая, дополненная и исправленная, летопись уже значительно большим тиражом и подарена каждому ветерану.
– Обращаюсь к ветеранам, сотрудникам, выпускникам института, чтобы вы нашли недочеты, вспомнили события, которые не вошли в книгу, – призвала руководитель СГУ.
На пробелы, которые необходимо восполнить, указала почетный работник КГПИ, кандидат филологических наук Зоя Немшилова – также один из активных соавторов летописи.
– Хотелось бы, чтобы в книгу вошел сюжет из 1930-х, когда Коми пединститут был объявлен «гнездом троцкизма и национализма», когда были репрессированы многие преподаватели и студенты, когда политическая зрелость человека определялась тем, сколько врагов народа он разоблачил, – отметила ветеран.
Она напомнила, что в эти же годы благодаря преподавателям пединститута был совершен поистине научный прорыв в куратоведении.
– 1939 год – это новый учебный корпус, новое общежитие и так далее. Но главным культурно-политическим событием являлся 100-летний юбилей Ивана Алексеевича Куратова. Наши сотрудники участвовали в формировании единой трактовки мировоззрения Куратова и оценки его творчества.
Еще одна трагическая и героическая страница истории КГПИ буквально ожила благодаря актерам студенческого театра под руководством Марины Афонасенко. Студенты зачитали некоторые из институтских приказов военного времени: о разумном расходовании дров и электроэнергии, о митинге по сбору средств на колонну танков и эскадрильи самолетов для Красной армии, о подписке на военный заем 1942 года, об отправке на сплав и сельхозработы, о присвоении звания Героя Советского Союза студентам института Ивану Маркову, Николаю Оплеснину, Николаю Гущину и Георгию Тимушеву.
Презентация памятного издания продолжилась воспоминаниями бывших студентов и ветеранов-преподавателей КГПИ. Вспомнили заслуги ректоров Николая Безносикова и Василия Ахмеева, а также важнейшие этапы инновационного развития вуза.
Галина ВЛАДИС
Фото Купавы ВОЛКОВОЙ
В 1991—1994 годы — младший редактор Коми-Пермяцкой окружной редакции радиовещания по Юрлинскому району. С 1994 года — управляющий делами администрации Юрлинского района. Память: Историко-документальная хроника Юрлинского района. — Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 1999. — 392 с. — ISBN 5-87901-046-5 .
ИЗ ИСТОРИИ ОСОАВИАХИМА-ДОСААФ РК.
… Случались и курьезные случаи. Казалось, война шла от Коми за тысячи километров, но тогда почему в кабинетах и коридорах педагогического института свистят пули… Собранная по тревоге комиссия в составе военного коменданта Сыктывкара капитана Струкова С.А, ректора Карело-Финского госуниверситета Митропольского К.Д. и пом. ректора по хозчасти т. Амелюнкина установили следующее: на городском стадионе расположен стрелковый тир ОАХ, где «директриса (траектория прим. Н.С.) направления полета пули к валу (обращена) на юг. За валом, по директрисе, 300 метров расположены жилые дома, общежития педагогического института, и вправо в 200 метрах, само здание Института. При осмотре комиссией в здании общежития и самого Института обнаружены пулевые пробоины в окнах комнаты для отдыха профессоров (№27), четыре в коридорах пединститута, и одна в квартире ректора Университета тов. Миропольского. Пули имели направление с тира. Для предотвращения и предупреждения несчастных случаев следует прекратить в дальнейшем использование тира». Настоящим актом, подписанным комиссией, с участием начальника Спортивного клуба ОАХ Плешева П.Е., предложено переоборудовать тир закрытым потолком, или перенести его в другое место, что и было спустя время выполнено: огневую зону тира перекрыли бетонными плитами. Для сведенья: Клуб-тир с печным отоплением, служил до начала 1980-х, а затем, до застройки района, использовался «новыми русскими» и комерсантами, как склад.