Иван Красиков в одиночку восстанавливает советский автобус ЛиАЗ-677
Ухтинский энтузиаст Иван Красиков почти все свободное время посвящает восстановлению автобуса ЛиАЗ-677. Автобус, ставший легендой советского автопрома, выпускался более тридцати лет, но в начале нулевых исчез с дорог Коми. За характерный звук в салоне, похожий на звон бутылок, его так и прозвали «бутылкой», а еще по-доброму называли «пылесосом» и «луноходом». Иван Красиков хочет сделать из «лиаза» своеобразный музей на колесах.
Выпускался ЛиАЗ-677 на Ликинском автобусном заводе (Московская область) с 1967 по 1994 год. В блоге на сайте drive2.ru Иван Красиков подробно рассказывает о ходе работ по восстановлению ретро-автобуса. Он называет 677-й своим братом, так как не понаслышке знаком с этим автобусом с ранних лет. На таком автобусе с 1971 года работал его отец, который с четырехлетнего возраста частенько сажал сына за руль, а сам нажимал на педали. Маленького Ивана такие поездки приводили в настоящий восторг. Он очень трогательно описывает тот период жизни. Поездки с отцом и посещение гаража, где тот работал, повлияли на выбор профессии. Сначала Иван Красиков работал слесарем, а затем – с 1993 года – сам стал возить людей на «лиазе». В разное время кондукторами на 677-м трудились его мать, сестра и жена.
Проработав семь лет, Иван Красиков уволился, перешел на другое место. Однако воспоминания о том самом «брате» не оставляли. Было решено приобрести легендарный автобус. Теперь у него два «лиаза»: один бесплатно отдали с предприятия в Ухте, второй с большим трудом удалось купить в Сыктывкаре. В столице Коми владелец сначала завышал цену, просил за автобус 1978 года выпуска 350 тысяч рублей. Слыша от Ивана Красикова более реальные цены, он грозился сделать из 677-го бытовку. После восьмимесячных переговоров владелец все-таки пошел на уступки, согласившись продать «автоветерана» за 80 тысяч. Еще примерно в 20 тысяч обошлась транспортировка. Именно сыктывкарский экземпляр стал основным для восстановления, а из полученного в Ухте мастер решил сделать «донора».
– Прошло четыре года. За это время перелопачена вся несущая конструкция: рама, шпангоуты, перемычки, усилители. Это все то, к чему крепится пол. Боковые лонжероны переделаны, пневмоподушки новые поставлены. Наружные люки переделаны, «зашиты» правый и левый бока, сделан перед. Сначала все срезается до несущей конструкции, потом наращивается обратно, как в фильме «Пятый элемент», – рассказал Иван Красиков.
Сейчас энтузиаст усиленно трудится над задней частью «лиаза». Находясь в отпуске, почти каждый день с десяти утра до десяти вечера он проводит за работой. Автобус стоит на участке у его частного дома. Детали берет не только с «донора», но и ищет по объявлениям в интернете.
– Делаю то место, куда вставляются стекла. Все аккуратно вырезаю, чтобы не повредить и не испортить внешний вид. С кузовным железом тяжелее всего. Проблема в том, что рельефов и форм, которые были в то время, уже нигде нет. Теперь же все автобусы квадратные. Поэтому больше всего проблем с кузовным железом. Это не те листы, которые можно просто «зашить», а именно передняя и задняя части. На «доноре» были эти детали, но они тоже подверглись воздействию времени. В основном все кузовные запчасти взяты с «донора». Опять же их ведь надо было расшить, точечную сварку делать, чтобы не помять. Тяжело было достать рельефные выколотки под стекло, но я их все-таки нашел, – объяснил собеседник издания.
В семье позитивно относятся к увлечению Ивана Красикова. Родители только «за», сестра помогает, в работах участвуют также десятилетняя дочь энтузиаста и четырнадцатилетняя племянница. У 677-го незабываемый внешний вид, но, по словам мастера, любим он не только за это:
– Во-первых, он теплый, во-вторых, это история, в-третьих, это первый советский автобус, который был создан с автоматической коробкой передач. У меня детство с ними связано, молодость, юность. Конечно, расход топлива у него больше, чем у современных «лиазов», но при грамотной эксплуатации его можно снизить даже до 35 литров на сотню. Как раз такой показатель – 30-35 литров – у современных.
По информации Ивана Красикова, сейчас в республике остался только один такой автобус в рабочем состоянии, он задействован в аэропорту Воркуты. До окончательного восстановления его экземпляра еще далеко, но значительная часть работ уже сделана, в том числе он уже разобрался с двигателем и даже заводил его.
– Для меня это любимое хобби. Кто-то собирает марки, а это такое же хобби, но масштаб побольше. Не думаю о том, что будет какой-то ажиотаж, когда я на нем поеду. Никаких сроков по окончанию работ себе не ставлю, работаю неспешно, для души. Когда автобус будет готов, возможно, буду катать людей по городу, это будет своего рода музей на колесах. Во многих городах ведь есть памятники 667-му, но они просто стоят на постаментах, а этот люди смогут не только потрогать, а ощутить, каково было ездить на таком, ведь растет целое поколение людей, которые на нем никогда не ездили, – подытожил хранитель прошлого.
Ярослав СЕВРУК
Фото из архива Ивана Красикова
Оставьте первый комментарий для "Туристов в Ухте будет ждать «луноход»"