Инфляция – повышение общего уровня цен в стране – сказывается на финансовом благополучии каждого человека. Поэтому ее величина – важный показатель, за которым следят многие граждане, прежде всего по изменению цен в магазинах. О том, от чего зависит динамика цен, можно ли в ближайшее время ожидать их снижения и какой будет инфляция в течение года, «Республике» рассказал управляющий Отделением Банка России по Республике Коми Глеб Чирков.
– Есть ли универсальный ответ на вопрос: «Какой должна быть инфляция?»
– В жизни, в отличие от теории, универсальных ответов и рецептов нет. Устойчивый рост потребительских цен, или, как еще его называют, инфляция, является объектом пристального внимания Банка России. Центральный банк имеет в своем арсенале целый набор инструментов денежно-кредитной политики, который используется для оказания влияния на темпы роста цен.
В развитых странах центральные банки удерживают инфляцию вблизи одного-трех процентов, в развивающихся – чуть повыше, на уровне четырех-пяти процентов. Это позволяет экономике развиваться, предприятиям – производить и реализовывать товары и услуги, населению – поддерживать комфортный уровень жизни и планировать расходы в долгосрочной перспективе.
Основная цель денежно-кредитной политики Банка России – поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции. В 2015 году была поставлена задача снизить инфляцию до четырех процентов в среднесрочной перспективе. После достижения в 2017 году целевого показателя основной задачей Банка России стало закрепление темпов роста потребительских цен вблизи четырех процентов. В текущей экономической ситуации Банк России считает такой уровень инфляции наиболее оптимальным для российской экономики. Более высокие темпы роста цен негативно скажутся на качестве жизни россиян, возможностях экономического роста и осуществлении долгосрочных инвестиций. Установить более низкую цель по инфляции в сложившихся условиях затруднительно из-за структурных особенностей российской экономики и пока еще повышенных инфляционных ожиданий. Кроме того, слишком низкая цель по инфляции может способствовать дефляционным процессам в экономике (когда происходит снижение общего уровня цен на товары и услуги) и уменьшит возможности Банка России по влиянию на инфляцию посредством денежно-кредитной политики.
– По данным Росстата, в марте 2019 года в Республике Коми был зафиксирован самый высокий показатель инфляции среди регионов Северо-Запада – 6,3 процента. С чем это связано?
– Действительно, в декабре-марте в Коми фиксировались более высокие показатели инфляции, чем в среднем по округу. Здесь стабильно росли цены на плодоовощную продукцию и ряд других продовольственных товаров.
Однако в марте годовая инфляция в регионе несколько уменьшилась (до 6,3 процента с 6,4 процента в феврале) за счет замедления роста цен на отдельные товары: фрукты, овощи, яйца, сахар. Также на показатель повлияли стабилизация цен на топливо в течение квартала и возросшая конкуренция между ритейлерами и производителями Коми и других регионов.
Кстати, замедление темпов инфляции было характерно в марте и для округа в целом, что связано с завершением подстройки цен к повышению ставки НДС, стабилизацией цен на отдельные виды продовольствия и топливо. Годовая инфляция в Северо-Западном федеральном округе в марте составила 5 процентов, а общероссийская – 5,3 процента.
– Может ли население оказывать влияние на уровень цен?
– Конечно. Помните, некоторое время назад существенно подорожала гречка? Люди бросились в магазины запасаться крупой. Что сделали продавцы? Они стали поднимать цены на популярный товар еще и еще. После того как ажиотаж спал, они были вынуждены вернуть цены на обоснованный уровень. Такой же пример был с солью. Или вот совсем недавно, в январе, у нас в республике крупные ритейлеры резко подняли цены на молоко. И тут потребители, что называется, «проголосовали рублем»: они не стали покупать молоко по завышенным ценам. Ритейлеры, ощутив, что скоро им придется утилизировать нереализованное молоко, были вынуждены снизить цены. Все это примеры того, как работает схема «спрос – предложение». Есть спрос – продавцы повышают цены. И наоборот.
– Получается, что повышенные инфляционные ожидания населения подстегивают рост цен?
– Что такое инфляционные ожидания? Это представления населения об инфляции в будущем. Ожидания относительно уровня инфляции в будущем влияют на экономическое поведение потребителей в настоящем. Покупатель не устанавливает цены, но может влиять на них через изменение потребления. Например, при ожидании ускорения роста цен люди могут увеличивать потребление определенной группы товаров (закупать впрок, как это было в примере с гречкой), что приведет к росту цен на эти товары и к общей инфляции.
Инфляцию ежемесячно рассчитывает Росстат путем сравнения цен на пять сотен товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину. Однако мы привыкли к своему собственному набору товаров и услуг, изменение цен на которые мы чутко фиксируем. Во-первых, люди в целом склонны замечать рост цен на отдельные товары, а не на их совокупность, а во-вторых, склонны не учитывать ситуации, когда товары дешевеют. Например, мы запомнили, что в феврале помидоры и огурцы стали стоить дороже, чем год назад, но не обратили внимания на то, что подешевели картофель, свекла и морковь, планшетные компьютеры.
На динамику роста цен оказывает влияние множество факторов. Это и состояние экономики, и изменения в финансовой сфере, и сезонность. Инфляционные ожидания – тоже один из факторов, оказывающих влияние на изменение цен.
– Можно ли дать прогноз, что будет с ценами?
– Умеренный рост цен – это закономерный процесс, это драйвер развития экономики. Люди нередко приводят примеры дефляции (процесс, противоположный инфляции, снижение общего уровня цен на товары и услуги) как какого-то блага. Но это совсем не так. При дефляции цены снижаются, при этом происходит перенасыщение рынка товарами и услугами, которые больше не востребованы населением. Предприятиям становится невыгодно производить их в прежних объемах, а хранить уже выпущенные товары приходится в убыток. Сбережения в банках не приносят дохода, так как ставки слишком низкие.
Стабильно низкая инфляция способствует развитию экономики, уравновешивает спрос и предложение, помогает развиваться малому бизнесу, дает людям уверенность в завтрашнем дне, позволяя планировать крупные траты и поддерживать достойный уровень жизни.
Инфляция вблизи четырех процентов – это цель, к которой стремится Банк России. В марте годовая инфляция прошла локальный пик и в апреле начала замедляться. При этом текущие темпы прироста потребительских цен складываются несколько ниже прогноза Банка России. Годовая инфляция вернется к четырем процентам в первой половине 2020 года.
Беседовала Светлана СОЛОВЬЕВА
Фото предоставлено Отделением Банка России по Республике Коми
Оставьте первый комментарий для "Глеб Чирков: «Покупатели могут влиять на уровень цен»"