В сыктывкарском социально-реабилитационном центре «Надежда» апробировали проект адаптации и профориентации детей с инвалидностью
В поисках ответа на вопрос: «Как помочь детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе и раскрыть свои потенциальные возможности?» – сотрудники сыктывкарского социально-реабилитационного центра «Надежда» разработали и реализовали грантовый проект «Вместе к успеху». О результатах проекта его авторы и участники рассказали в ходе информационного часа, который прошел на базе Общественной приемной главы Коми.
Как отметила заведующая отделением реабилитации центра «Надежда» Людмила Горбань, в условиях построения гражданского общества проблемы людей с инвалидностью становятся особенно актуальны. И проблема профессионального самоопределения, пожалуй, стоит наиболее остро: от того, сумеет ли человек себя реализовать, напрямую зависит качество его жизни. В связи с этим сотрудники центра задумались о создании проекта, который поможет детям с инвалидностью полноценно адаптироваться в обществе. Ведь часто эти дети общаются только со своими родными. Бывает, родители стесняются болезни своих детей и потому стараются реже появляться с ними на улице.
Цель проекта «Вместе к успеху» – содействие социальной адаптации в обществе и повышение качества жизни детей с инвалидностью. Поскольку адаптация неразрывно связана с выбором будущей профессии, была поставлена еще одна цель – помощь детям в выборе своего дальнейшего профессионального пути. Из-за незнания психологии ребенка с ОВЗ родители не всегда адекватно оценивают его способности, некоторые занижают их, другие, наоборот, стараются не замечать проблемы ребенка со здоровьем и считают, что он справится с любой задачей. Конечно, в этих вопросах профессиональную помощь могут оказать учителя, врачи, воспитатели. Но какой ребенок будет слушать наставления специалистов? В этом возрасте хотят общаться с молодыми, которые еще не забыли свое детство и могут говорить с ними на одном языке. Одним словом, дети с ОВЗ нуждаются в общении с посторонними людьми, которые не будут их опекать и не будут замечать их проблем.
– В процессе обдумывания мы решили, что правильнее всего, если с детьми будут общаться молодые, жизнерадостные, здоровые люди. Наш психолог Любовь Безносикова предложила привлечь к этому студентов-волонтеров. Чтобы они проводили какое-то время с детишками, приобщали их к культуре и спорту, обучали разным необходимым в быту навыкам, – рассказала Людмила Горбань.
Поскольку работа с детьми-инвалидами предполагает наличие определенных черт характера и особую подготовку, первый этап реализации проекта состоял в обучении кадров, потому что без определенных знаний человеку трудно общаться с такими детьми. Для привлечения волонтеров провели две большие информационные кампании. Первая была направлена на встречу со студентами разных учебных заведений Сыктывкара, в ходе которой ребятам рассказывали о предстоящем проекте. Вторая информационная кампания проводилась уже на улицах города, где студентам раздавали листовки, буклеты с информацией об участии в проекте. В общей сложности откликнулось 45 человек.
Затем из этого числа начали отбирать наиболее заинтересованных. Руководствовались в первую очередь мотивацией, которая должна быть долгосрочной. Во-вторых, для работы с детьми с ОВЗ необходимы гибкость мышления, толерантность, коммуникативные навыки. Из всех кандидатов в школу волонтеров было отобрано 32 человека. Обучение состояло из 32 часов. Основной упор делался на теорию и практику. Волонтеры получили все необходимые знания о разрешении конфликтных ситуаций, о необходимых реабилитационных технологиях. Так как в ходе собеседования не всегда увидишь все качества человека, уже во время учебы произошел более тщательный отбор. В итоге в школе волонтеров из 32 человек осталось 20 наиболее активных и добросовестных.
– Ребенку нужно привить желание познавать себя, – рассказала педагог-психолог школы волонтеров Любовь Безносикова. – Важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям, а для этого такие возможности нужно сначала исследовать. Также важен фактор максимально адекватной оценки ребенком своих психофизических возможностей. По проекту были созданы пары «ребенок – наставник». Встречи пар проходили в спортзале, бассейне, театре, это могли быть просто прогулки по городу. В ходе общения дети и волонтеры узнавали друг друга. Задача состояла в том, чтобы пара принимала решения вместе, чтобы между ними было полное доверие.
С первой встречи волонтерам и их потенциальным подопечным было трудно определиться, но какие-то пары сложились сразу. Некоторые студенты сразу заявляли: «Вот это мой ребенок, я буду с ним». У кого-то это получилось со второго-третьего раза. В итоге и тем, и другим удалось перешагнуть барьер в общении. Начались совместные регулярные походы на скалодром, в бассейн. Большинство подопечных ребят поначалу боялись новых мест, где большое скопление людей, – раньше они никогда в таких местах не бывали. Но благодаря поддержке старших товарищей преодолели свой страх и даже почувствовали вкус к занятиям, которые поначалу казались им экстримом. Вместе с волонтерами они лазили на скалодроме, прыгали в бассейн, и каждый раз для них это было радостью преодоления себя, они почувствовали, что у них есть физическая сила, начали раскрываться. Ребята не хотели расходиться по домам после таких занятий, а родители увидели своих детей в новом свете и убедились, что их дети могут многое. Волонтеры своим личным примером подтягивали подопечных до определенного уровня.
Далеко не все ребята с инвалидностью умели пользоваться столовыми приборами, готовить элементарную еду. Волонтеры обучали их этому в кабинете социально-бытовой реабилитации. И некоторые участники проекта настолько увлеклись кулинарией, что теперь уже видят себя в этой профессии. У них появился интерес к кулинарной литературе.
Вместе со своими наставниками ребята учились выращивать рассаду, ухаживать за цветами, за рыбками и черепахами в живом уголке. Пробовали себя в роли парикмахера, делали прически. На кружке «Умелые ручки» учились изготавливать различные поделки. Некоторые даже проявили дизайнерские способности. Вместе с волонтерами дети ходили в походы, где им тоже приходилось преодолевать разные препятствия. Они изучали природу, мхи, исследовали, что и как растет. Старшие товарищи учили их разводить костер, ставить палатки, проводили для них шуточные эстафеты.
– В общем, проект дал прекрасные результаты. Мы решили, что этот опыт будет интересен всем, кто работает в сфере социального обслуживания с детьми в трудной жизненной ситуации, и провели на базе нашего отделения семинар, где поделились результатами своей деятельности, рассказали о проекте. Очень большой интерес наш проект вызвал и на форуме в Челябинске «Вместе ради детей», – отметила Любовь Безносикова.
Выводы о результативности проекта подтверждают и родители, которые признаются в том, что даже не ожидали ничего подобного от своих детей.
– Моему сыну 11 лет. В центре «Надежда» мы занимаемся около пяти лет, – рассказала одна из присутствовавших на встрече женщин. – Проектом «Вместе к успеху» мы очень заинтересовались. Во-первых, это было что-то совершенно новое, во-вторых, он затрагивает такой аспект, как общение. А это очень важно для ребенка, который большую часть времени изолирован от общества. К тому же многие дети обычно общаются только с мамой, а мужчин не знают. Среди волонтеров был молодой человек – ребята ему так обрадовались. Он нашел к детям подход и стал для них авторитетом, его слушались и подчинялись ему беспрекословно.
По словам пришедших на встречу родителей, этот проект интересен для всех – и для родителей, и для детей, и для самих волонтеров. Родители увидели со стороны, как нужно правильно общаться со своими детьми.
– Мы поражались гибкости волонтеров, их умению тут же переигрывать, если что-то не получается, – призналась еще одна мама ребенка – участника проекта. – Кроме всего прочего, этот проект позволяет ребенку с инвалидностью освоить новые формы общения: это общение со старшим другом. Ведь для подростка очень важно приобрести авторитет в молодежной среде.
Галина ГАЕВА
Фото автора и vk.com
Оставьте первый комментарий для "Под опекой старшего друга"