Прошло пять месяцев со времени запуска в Коми новой системы обращения с коммунальными отходами, и Общественная палата республики, которая мониторит внедрение мусорной реформы в регионе с первых ее дней, обсудила на своей площадке первые итоги проведенной работы. Все это время общественники не просто принимали от населения жалобы, они сами активно включились в решение возникающих проблем, фактически координируя деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) ООО «Ухтажилфонд», ведомств и муниципалитетов.
Как сообщила член палаты, руководитель регионального центра «ЖКХ-Контроль» Дарья Шучалина, с ноября прошлого года, когда стартовала реформа, от жителей Коми поступило свыше 200 жалоб по вопросам обращения с ТКО через соцсети, четыре десятка в ходе различных заседаний, а также более 50 звонков на организованную палатой горячую линию. Больше всего звонков поступило из Сыктывкара, Сосногорска, Сыктывдинского, Троицко-Печорского и Усть-Вымского районов.
Общественница выделила десять наиболее острых тем. Это выставление счетов региональным оператором за неоказанные услуги; двойные квитанции от управляющих компаний и «Ухтажилфонда»; ошибки в платежных документах из-за неактуализированной базы данных (например, выставление счетов на умерших или по неправильным адресам); выставление квитанций за вывоз ТКО тем гражданам, кто еще не построил дом, и владельцам ветхих строений, в которых никто не проживает. В этом же списке саботаж ряда управляющих компаний, которые забрали с площадок свои контейнеры (дабы жильцы покупали новые за свои деньги); возникновение свалок там, где не хватает мусорных баков; невозможность оперативно получить информацию в АО «Коми энергосбытовая компания» (КЭСК), которая от имени регоператора отправляет квитанции получателям услуг за вывоз мусора. Наконец, еще один часто задаваемый вопрос – почему от КЭСК приходит общая квитанция на два разных вида услуг – за электро-
энергию и вывоз мусора. Особенно этим недовольны пенсионеры.
Благодаря вмешательству общественников в 11 случаях удалось добиться перерасчета, по 18 заявлениям граждан ошибочные платежки были исправлены, обнулены счета за неоказанные услуги по четырем заявлениям (еще 12 таких заявлений в стадии проработки), шесть ТСЖ перешли на прямые договоры с региональным оператором.
Руководитель центра «ЖКХ-Контроль» высказала пожелание представителям «Ухтажилфонда» открыть горячую линию для сбора нареканий от граждан и проводить ее хотя бы один раз в две недели. А руководству Коми энергосбытовой компании – раз она занимается рассылкой платежек за услуги регионального оператора – увеличить количество сотрудников в офисах, чтобы прием граждан, обращающихся с различными вопросами, шел без огромных очередей.
Кроме того, требует разруливания ситуация по срокам реагирования на сигналы жителей. Свои претензии получатели квитанций отправляют на адрес КЭСК, а эта компания в свою очередь переправляет их региональному оператору. Сама при этом никаких ответов не дает. На рассмотрение претензий уходит два-три месяца, в течение которых люди находятся в неведении. Такое молчание КЭСК вызывает у них недоумение. Поэтому Дарья Шучалина предложила компании подготовить шаблон ответа о том, что жалоба принята, перенаправлена региональному оператору, и ждать ответа следует от этой организации в течение такого-то срока.
Исполнительный директор дирекции Общественной палаты Коми, координатор федерального партийного проекта «Школа грамотного потребителя» в республике Александра Афонина дополнила выступление своей коллеги, рассказав еще о ряде пока нерешенных проблем. В частности, региональному оператору надо обратить внимание на качество заключения договоров с юридическими лицами. Есть случаи, когда договор заключен на вывоз мусора «по факту» (то есть предприятие складирует мусор на своей площадке в свой контейнер), а на деле платежи за оказанную услугу начисляются «по нормативу». Результатом этого может стать необоснованное обогащение, с одной стороны, и увеличение финансового бремени на бизнес – с другой стороны. Подобные ситуации возникали в Воркуте, Княжпогостском, Корткеросском и Усть-Вымском районах.
Точно так же требует проработки вопрос по начислению мусорной платы за дома, в которых никто не проживает. Прежде всего он касается Воркуты и Инты, где много пустующего жилфонда. Оплачивать выставляемые счета по таким домам приходится муниципалитетам как собственникам жилья. Например, в Воркуте 4800 пустующих муниципальных квартир, на каждую, как предписывает закон, выписывается квитанция на вывоз мусора. Администрация должна платить по 7-8 миллионов рублей в год. Нужно подумать, как оптимизировать эти необоснованные затраты. Александра Афонина обратилась к регоператору с пожеланием проработать этот вопрос с юридической точки зрения.
Ответы на высказанные претензии дал руководитель управления по обращению с ТКО ООО «Ухтажилфонд» Владимир Киселев. Заодно он отчитался о деятельности регионального оператора за истекшие пять месяцев. Двух-, трехмесячный срок рассмотрения претензий и перерасчетов Владимир Киселев считает вполне обоснованным. Ведь нагрузка на регоператора возрастает, поскольку количество физических лиц, желающих перейти на прямые договоры с «Ухтажилфондом», постоянно растет. Для заключения такого договора достаточно принести в офис регионального оператора протокол решения собрания собственников жилья.
Для обратной связи с потребителями услуги региональный оператор установил дополнительные телефонные точки. В Сыктывкаре и Ухте работают представители организации. Все неточные и ошибочные квитанции вносятся в специальный реестр, который отправляется в КЭСК, и там в платежные документы вносят соответствующие исправления.
Отдельно представитель «Ухтажилфонда» коснулся обслуживания глубинки. Например, некоторое время назад из Усть-Цилемского района в адрес регионального оператора пришло 700 писем (написанных под копирку) с заявлением, что никто платить за несуществующий вывоз мусора здесь не собирается. Но как только регоператор наладил свою работу и твердые коммунальные отходы начали оттуда вывозить, количество жалоб резко сократилось. Во время ледохода в селениях района будут организованы пункты временного накопления ТКО.
Вывоз отходов из труднодоступных местностей является главной «головной болью» регионального оператора, признался Владимир Киселев. Таковыми в Коми считаются 250 населенных пунктов. Специально для их обслуживания «Ухтажилфонд» закупил пакеты, чтобы складировать в них мусор и хранить длительное время, пока не появится возможность их вывезти. На «тару» было потрачено 245 тысяч рублей. Когда начали действовать зимники, число труднодоступных населенных пунктов сократилось до 90, но с приходом весны все вернулось на круги своя. Пакеты будут там ждать до лета, когда автотранспорт регионального оператора сможет добраться до дальних селений, либо ТКО будут вывезены по воде.
Высказался представитель регионального оператора и по поводу заключения договоров с юридическим лицами. Первоначально в базе данных значилось 12 тысяч юрлиц. Затем выяснилось, что четыре тысячи организаций уже не существует. Регоператор разослал уведомления о необходимости заключить договоры по 6,5 тысячи адресов. Пять с половиной тысяч не ответили, 400 ответили отказом, 200 откликнулись, но заявки из этого числа подали только около 70 фирм. Регоператору приходится при помощи контролирующих органов выявлять «молчунов» и выписывать им предписания, ведь мусор они все равно производят.
Есть также такие организации, которые заключают договор только на вывоз коммунальных отходов, а производственные отходы вывозят самосвалами на полигоны самостоятельно, в обход регионального оператора. Полигоны за плату его принимают, что, по мнению Владимира Киселева, является неправильным, поскольку вывоз мусора – прерогатива и обязанность регоператора.
Не до конца урегулирован и вопрос с договорами «по нормативу» и «по факту». Например, некоторые детские сады и школы заключили договоры по факту, а он превышает норматив. В то же время по нормативу оплачивать эти бюджетные организации не могут. Бывают и случаи откровенной хитрости, когда садик вместо пяти контейнеров начинает обходиться одним, а мусор в мешочках сотрудники выносят и выбрасывают в соседние контейнеры. Раньше, когда «Ухтажилфонд» только начинал свою деятельность, ему было не до этого, а теперь все чаще выявляет подобные случаи.
Также Владимир Киселев привел статистику по количеству контейнеров и контейнерных площадок. В республике 2320 мусорных баков и 7262 площадки. Необходимо приобрести еще 4631 контейнер и оборудовать 864 площадки. Региональный оператор приобрел на свои средства 2038 баков для северных районов, но там они не потребовались и поэтому большинство были расставлены по Сыктывкару.
Следующими выступающими стали представители органов исполнительной власти республики. Первый заместитель руководителя Службы строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Ольга Микушева рассказала о проведенных этим ведомством проверках и их результатах. Проверки (их было девять) выявили факты двойного начисления платежей и неправомерного предъявления квитанций региональным оператором, хотя по решению собственников жилья это должна была делать управляющая компания. Выявленные нарушения регоператор устранил.
Всего с ноября в службу поступило более 500 обращений от жителей республики. Поначалу они касались изменившегося порядка начисления платы за вывоз мусора. Теперь, когда большинство граждан осознало необходимость оплаты этой услуги, характер обращений изменился. Люди жалуются на ненадлежащее содержание контейнерных площадок и удаленность их от дома. Как отметила Ольга Микушева, в 99,5 процента случаев площадки располагаются на муниципальной земле, поэтому следить за порядком – обязанность муниципалитета.
О перспективах переработки и сортировки ТКО на территории Коми общественникам рассказал представитель минприроды – начальник управления охраны окружающей среды Игорь Лызлов. Он напомнил, что мусорные потоки регулируются территориальной схемой по обращению с отходами, причем в ней учтены только лицензированные полигоны, а их в республике совсем немного. Была надежда, что регионам до 2023 года разрешат использовать прежние схемы размещения, то есть на свалках, не имеющих лицензии. Но обязательным условием этого является наличие подстилающего цементного слоя, что, к сожалению, невыполнимо для существующих объектов.
Следующий документ, регулирующий обращение отходов, – это государственная программа «Экология», в которой есть раздел по организации системы обращения с ТКО. Предусматривается выделение субсидий муниципалитетам на раздельный сбор мусора и строительство полигонов. В прошлом году был построен полигон в Койгородском районе. Чтобы он начал работать, необходимо определить компанию, которая будет обслуживать этот объект, и подготовить документы для получения лицензии.
Продолжается строительство полигона в Ижме. В прошлом году удалось добиться выделения недостающих 117 миллионов рублей.
С 2016 года муниципалитеты получают финансирование на организацию раздельного сбора мусора. Причем столица Коми вошла уже в третий этап этой программы. В год на эти цели по заявкам городов и районов выделяется 5-5,6 миллиона рублей.
Региональная программа по развитию обращения с ТКО включает строительство мусоросортировочных заводов. В планах регионального оператора – возведение трех таких объектов: мусоросортировочных комплексов в Сыктывкаре и Ухте и установки высокотехнологичного сжигания мусора в Емве. Но учитывая полученные данные о количестве отходов, компания заявила о переориентировании на мусоросортировочные комплексы, которые должны появиться в Воркуте, Усинске, Инте, Печоре, Вуктыле, Удорском, Койгородском, Усть-Вымском районах. Сортировка сейчас – это первоочередная задача.
Галина ВЛАДИС
Фото komionline.ru
Оставьте первый комментарий для "Первые итоги мусорной реформы"