В составе жюри прошедшего в Сыктывкаре фестиваля этнической и национальной моды «Северный стиль» была дизайнер из Санкт-Петербурга, мастер по верховой и кубовой набойке Катерина Кондратьева. Вне конкурса на фестивале была представлена ее коллекция «Дороги». О том, как одежду, которую носили наши прабабушки, можно внедрить в современный гардероб, можно ли сшить сарафан из портьеры, что общего у тканей ручной покраски с джинсами, дизайнер рассказала в интервью «Республике».
– Современные дизайнеры иногда предостерегают любителей этно от безоглядного копирования «бабушкиных» нарядов, мол, традиционные сарафан и платочек на современной даме в лучшем случае упрощают ее образ, в худшем – выглядят просто нелепо. Как быть, где черпать вдохновение, если хочется внести в наряд этнические мотивы, чтобы было свежо и интересно?
– В музее. Если туда зайти и ознакомиться с экспонатами, тщательно изучить покрой, проработку швов, отделку, можно найти столько новых идей, что не на одну жизнь хватит. Самый простой вариант – добавить в гардероб рубаху. Это основа любого традиционного костюма, при этом она идеально сочетается практически со всем, в том числе с джинсами. Это будет и современно, и актуально, и национально. Можно взять свойственный именно для вашей местности крой рубахи. У кроя, кстати, чуть ли не в каждой деревне были свои конструктивные особенности, простые и экономичные, по безотходным технологиям – каждый лоскуток в дело.
Интерпретировать традиционную одежду, ее элементы в современное не так сложно, мне кажется. Скорее стоит вопрос, что именно выбрать, чтобы потом преобразовать это во что-то свое. Вот здесь есть проблема, например, очень тяжело работать с орнаментами. Не стоит за это браться, если не знаешь их смыслов, сакральных вещей, иначе можно наделать ошибок.
– Это когда видишь на женской одежде мужской орнамент или наоборот, на мужской – женский, да еще с особым смыслом, намекающим на плодородие? Иногда в сценических костюмах такая «развесистая клюква» встречается.
– Да, такая «клюква» и другие ошибки, к сожалению, случаются от плохого знакомства с материалом. Человек, который действительно погружается в культуру этнографии, такого никогда делать не станет. Сценические костюмы для национальных ансамблей должны оценивать экспертные комиссии, чтобы не было ляпов.
– А как вы относитесь к использованию синтетических тканей в репликах национальных костюмов? Например, во время праздников «Луд» в Ижме и «Горка» в Усть-Цильме сотни местных жителей выходят на улицу в костюмах, сшитых по образу и подобию традиционных. Но не у всех есть возможность приобрести натуральные шелка и парчу, поэтому оказывается, что некоторые сарафаны сделаны чуть ли не из портьерной ткани.
– Заменить синтетикой жаккардовое ткачество вполне возможно. Главное, чтобы это гармонично выглядело. Сейчас есть синтетические ткани очень хорошего качества и очень похожие на турецкие шелка, которые когда-то к нам завозили, и они шли на праздничную одежду. Но когда визуально заметно, что дорогой материал заменен на дешевый, это плохо, конечно. Кстати, если хочется сшить костюм именно такой, как был у прабабушки, то это вполне возможно: через интернет можно купить натуральный жаккардовый шелк с традиционными узорами.
– А если речь идет не о реконструкции костюма, а о его новом прочтении. Можно ли, например, сшить кафтан старинного покроя из джинсовой ткани?
– Тут все зависит от вкуса и чувства стиля. К примеру, если вы намерены украсить одежду золотым шитьем, то дешевой ткани тут быть не должно.
– Как вы относитесь к межгендерным заимствованиям в костюме, если он в этностиле? Например, если девушка захочет использовать в гардеробе традиционную рубаху, но не женскую, а мужскую – косоворотку? Или мужские же порты?
– Такие заимствования – явление нормальное. У меня в коллекции «Дороги» есть полосатые женские брюки на основе мужских портов. Мы уже никуда от этого не денемся, женщина изменила свое отношение к моде. Она должна быть и мобильной, и на мотоцикле ездить, и в метро. Сейчас в повседневной жизни в сарафанах в пол ходить тяжело. И название коллекции как раз отражает эту мобильность. Ну а также то, что раньше полосатая ткань в России как раз называлась «дороги». Вообще главные герои этой коллекции – ткани с рисунками, выполненными в технике ручной набойки.
– Все эти ткани окрашены вами или же закупаете у других мастерских?
– Я выполняю все самостоятельно, своими руками, супруг делает набоечные доски, а я завожу в куб, окрашиваю. А потом помощники по моим эскизам уже помогают мне шить одежду. Используются традиционный крой, традиционные приемы, техники, то, что использовалось в крестьянской одежде. Костюмы с кубовой набойкой были присущи и Коми краю, здесь она была очень красивая, многоцветная, а это очень сложный технологический процесс.
– Ручная набойка – это, конечно, красиво, но возникают вопросы, как у тетушек в рассказе Бориса Шергина «Дождь»: «Не марко ли, не линюче ли?» Это практично?
– Вот вы носите джинсы, знаете, что они пошиты из не самой стойкой по окраске ткани. Но при этом знаете, что эта ткань со временем, когда выстирывается и вытирается, становится только красивее. То же самое с кубовой набойкой – ткани со временем становятся только интереснее.
– Что вам запомнилось, понравилось из коллекций, представленных на «Северном стиле»?
– Понравилась переработка старых джинсов, это современно и экологично, а также одежда, в которой использовались вязаные элементы с традиционным орнаментом, это красиво и актуально, особенно для севера. В целом очень хорошее впечатление. Но хочется, чтобы все-таки больше обращались к традициям, старым вещам, больше работали с материалом, хочется разнообразия фактур.
– Вы советуете больше ходить в музеи, изучать народную одежду. Но ведь до наших времен дошло не так много. Износилась вещь – перешили, а потом на тряпки.
– Да, к сожалению, в крестьянской среде было безотходное производство. И вот в этом большая сложность, что до нас дошли в основном нарядные, дорогие костюмы, которые надевались редко. У меня на родине под Санкт-Петербургом вообще практически не найти сохранившейся народной одежды, там и крестьянские традиции почти уничтожены. А у вас в Коми, как и в соседней с вами Архангельской области, еще многое успели застать, спасти в фольклорных экспедициях, и сейчас еще можно что-то найти. Нужно знакомить с этим молодежь, чтобы заинтересовать, освежить их взгляд на моду, подтолкнуть к новым идеям.
Беседовала Анна ПОТЕХИНА
Фото Григория ПИЛЯ
Оставьте первый комментарий для "Катерина Кондратьева: «Развесистая клюква»– от плохого знакомства с материалом»"