На прошедших выходных имя одного из самых ярких русских пейзажистов ХIХ века Архипа Куинджи попало в десятку наиболее обсуждаемых в федеральных СМИ новостей. Причиной стала кража его картины «Ай-Петри. Крым». Вечером 27 января прямо с выставки картин Архипа Куинджи, которая проходит в Третьяковской галерее с начала октября 2018 года и должна завершиться в феврале, похитили известное полотно.
Преступник снял его со стены и ушел на глазах у многочисленных посетителей экспозиции. На следующее утро картина была обнаружена в поселке Заречье Одинцовского района Московской области. Вскоре задержали и «любителя искусства».
Сыктывкарским поклонникам живописи хорошо известно, что подлинное полотно Архипа Куинджи можно увидеть и в столице Коми. В одном из залов Национальной галереи висит его картина «Лунная ночь». Это эскиз известного полотна «Христос в Гефсиманском саду». Небольшой эскиз был написан в период с 1898 по 1901 год. В окончательной версии картины Христос стоит в саду одиноко, а в эскизе за его спиной группа учеников. В центре изображен освещенный лунным светом Христос в белой одежде, а весь окружающий его Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой, в которой прячутся противопоставляемые Христу злодеи.
Картина «Христос в Гефсиманском саду» является частью собрания Воронцовского дворца-музея в Алупке и выставляется в Шуваловском корпусе дворца. Ее размер примерно метр на полтора. Это одна из немногих тематических картин в творчестве пейзажиста. В целом ее цветовая гамма перекликается с эффектами освещения в «Лунной ночи на Днепре». Художник придавал картине большое значение.
В 1882 году, будучи на вершине грандиозного мирового триумфа, Куинджи вдруг ушел в затворничество и никогда больше, вплоть до самой смерти, не выставлялся. Лишь осенью 1901 года он на две недели приоткрыл для избранного круга посетителей двери своей мастерской, чтобы показать свое творение, над которым трудился долгие годы, – картину «Христос в Гефсиманском саду».
Как рассказала «Республике» заместитель директора по научной работе Национальной галереи Коми Наталия Плаксина, эскиз «Лунная ночь» попал в Художественный музей Коми АССР в 1949 году. Тогда Государственный Русский музей передал на временное хранение в столицу Коми 39 работ. За небольшим исключением, в 1962 году их оставили на постоянное хранение. Так подлинник Куинджи остался в галерее.
– В нашей постоянной экспозиции представлено богатейшее наследие художественной культуры России и зарубежных стран, – рассказала «Республике» директор Национальной галереи Коми Ольга Талянина. – В связи с похищением картины из Третьяковской галереи у нас пройдут проверки безопасности и сохранности коллекций. Помимо этого, мы ужесточили контроль и пропускной режим. Просмотрела печальную статистику краж музейных предметов за последние годы и обнаружила, что в основном страдают провинциальные музеи.
Помимо картины Архипа Куинджи в галерее можно увидеть подлинники Айвазовского, Саврасова, Тропинина, Шишкина, Левитана и других известных российских и европейских живописцев.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "В Национальной галерее усилили пропускной режим"