Уроки толерантности

В школах республики реализуется проект по пониманию инвалидности

«Разные равные» – программу под таким названием начали реализовывать в школах региона специалисты Коми республиканского отделения Всероссийского общества инвалидов. Цикл интерактивных занятий предполагает формирование у школьников правильного представления об инвалидности и умения воспринимать людей с физическими ограничениями как равных себе.

Как рассказала куратор проекта, специалист общества Ольга Ахунова, осенью прошлого года их сотрудники побывали в Самаре, где прошли обучающий семинар «Системная информационно-просветительская деятельность ВОИ в образовательных организациях» по подготовке консультантов-организаторов. Это программа по проведению в школах уроков по пониманию инвалидности. Подготовленные консультанты сразу по приезде обратились к руководству школ Сыктывкара с предложением провести цикл занятий со школьниками. По словам Ольги Ахуновой, не все директора встретили это предложение с энтузиазмом, видимо, полагая, что ничего нового детям это не даст. Хотя и не отказывали. Однако в ходе занятий мнение педагогов кардинально изменилось. Дети с большим интересом подключились к занятиям, да и учителя темой заинтересовались, и некоторые из них даже уверены, что ее надо развивать в сочинениях.

С октября, когда началась реализация проекта, и по декабрь участниками интерактивных уроков стали более тысячи детей из десяти школ республики. Пока это только школы Сыктывкара, Ухты и Удорского района. Но в перспективе планируется охватить все муниципалитеты республики. Просто пока не хватает специалистов, которые будут эти занятия вести. Нужно время, чтобы их подготовить.

Уроки проводят два консультанта, один из которых по условиям программы должен иметь наглядную инвалидность. Такое общение лучше всяких рассказов помогает детям увидеть, что люди с явными нарушениями жизненно важных функций по мере своих возможностей ведут такой же активный образ жизни, как и все остальные, учатся, работают, женятся и воспитывают детей, что они имеют равные со всеми права. Интерактивные занятия подразумевают не сидение за партами, а живое общение с играми, тренингами, просмотром фильмов, а также работу в командах.

Программа предусматривает три урока. Первый: «Инвалидность – одна из человеческих особенностей».

– Мы предлагаем детям ответить на вопросы, есть ли среди их знакомых люди с инвалидностью, какие бывают виды инвалидности. Рассказываем, что люди с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права в обществе, хотя иногда бывает и такое, что эти права не соблюдаются, – рассказала Ольга Ахунова.

С азартом дети включаются в ролевую игру «Имитация», позволяющую им прочувствовать, с чем сталкивается инвалид, лишенный, например, руки или ноги, или незрячий человек. Ребята, которые вызвались побыть инвалидом, прыгают на одной ноге от задней парты к доске, что-то пишут стоя, отвечают на вопросы «учителя». «Инвалиды» без руки выполняют задания одной рукой – завязывают шнурки, застегивают пуговицы. К каждому из участников прикрепляется помощник.

На следующем занятии детей знакомят с возможностями людей с инвалидностью. Обычно это показ фильмов о паралимпиадах, соревнованиях, где инвалиды в колясках играют в футбол или исполняют танцы на колясках. Упражнение «Биржа труда» содержит задание нарисовать, какими профессиями могут овладеть люди с той или иной формой инвалидности. Затем ребята выходят к доске и защищают свои презентации. Причем, отстаивая свои убеждения по поводу того, может ли инвалид заниматься той или иной деятельностью, они основываются на конкретных исторических примерах. Например, вспоминают Бетховена, которому глухота не помешала быть гениальным композитором.

Заключительный урок предполагает расширение представлений о возможностях людей с инвалидностью. Так, он включает в себя упражнение «Верю – не верю». Школьникам предлагают ответить на вопросы: «Может ли человек с инвалидностью быть президентом?» или «Может ли незрячий человек работать на компьютере?» В качестве ответа дети поднимают плакат со словами «верю» или «не верю». И потом, посовещавшись между собой, аргументируют свою позицию.

В программу включен просмотр мультфильмов «Макрополис» и «Подарок», которые учат сочувствию и позволяют на эмоциональном уровне закрепить новую информацию.

– Эти занятия способны изменить сознание детей и развернуть их от безразличия к сочувствию и толерантности. Я думаю, дети их запомнят на всю жизнь, – говорит куратор проекта.

Работу в рамках проекта Ольга Ахунова считает для себя миссией. Выполнение этой миссии помогает ей переосмыслить свою жизнь и судьбу. Она сама инвалид второй группы. Совсем недавно приехала в Сыктывкар из Удорского района, где сначала работала главой сельского поселения Чим, потом возглавляла районную службу занятости. Но коварная болезнь изменила все ее жизненные планы и пути. Чтобы быть ближе к медицинским центрам, пришлось переехать жить в город.

– Я очень благодарна руководителю КРО ВОИ Маргарите Колпащиковой за то, что она приняла меня на работу, – говорит Ольга. – Здесь я не просто работаю и выполняю свои обязанности, здесь я нахожу ответы на мучившие меня вопросы. В прошлом году на кинофестивале «Кино без барьеров» я увидела такие примеры борьбы с недугом и жажды жизни, что у меня напрочь исчезли мысли, что с болезнью настоящая жизнь для меня закончилась. Эти уроки – моя миссия добра в этом мире. Мы с моими единомышленниками готовим фундамент, который позволит людям принимать инвалидов как равных себе.

Галина ГАЕВА

Фото v-2018.com

Оставьте первый комментарий для "Уроки толерантности"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.