В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения первой женщины-скульптора Республики Коми Тамары Краевой.
К этой дате в Национальной галерее Коми открылась ее небольшая персональная выставка «Первая». На ней представлены всего две работы Краевой из гипса: «Молодая мать» (1960) и «Первая рыбалка» (1958). Третья сохранившаяся в Сыктывкаре работа «Фигуристка» требует реставрации. Но сыктывкарцы могут увидеть творчество Краевой на улице города – она автор одного из горельефов на фронтоне Дворца творчества детей и учащейся молодежи.
Это все, что сохранилось от многочисленных работ Тамары Краевой. Искусствоведам неизвестно даже, жива ли она сейчас, а если умерла – то где и когда. В 1963 году скульптор уехала из Сыктывкара в Алма-Ату. К сожалению, дальнейшая ее творческая судьба неизвестна.
Тамара Краева родилась в начале 1929 года в поселке Висимо-Шайтанск в Свердловской области в семье рабочего и домохозяйки. В личном листке по учету кадров, который сохранился в галерее, в графе социальное происхождение ею заполнено – интеллигент.
Как рассказала «Республике» заведующая отделом музейно-исследовательской работы Национальной галереи Коми Ольга Орлова, 24-летняя Тамара Краева вместе с мужем – известным графиком Вадимом Краевым приехала в Сыктывкар в 1953 году после окончания Уральского училища прикладного искусства по специальности «скульптор исполнитель-оформитель». Работала художником-оформителем в Коми отделении Художественного фонда РСФСР, занималась творческой деятельностью, став в Коми вместе с Владиславом Мамченко и Юрием Борисовым у истоков профессиональной скульптуры в Коми АССР.
– В 1962 году Краева обратилась в правление Коми отделения Художественного фонда РСФСР с заявлением с просьбой принять в члены Союза советских художников. Сохранилось заявление, где она написала: «…по мере своих сил хочу участвовать в строительстве коммунистического общества». Большинство коллег ее поддержали и дали рекомендации, но скульптор Владислав Мамченко проголосовал против, – рассказала Ольга Орлова. – К этому времени Тамара Краева развелась с мужем, и эта личная история также повлияла на то, что она уехала в Казахстан. И выяснить ее дальнейшую судьбу не удалось. Тамара Краева была не только первой женщиной-скульптором в Коми, но и по сей день остается единственной.
На Республиканской художественной выставке 1953 года Краева представила «иконографически точный портрет коми героини Домны Каликовой, воплощающей идею мужественного подвига». Бюст был выполнен из гипса. Тамара Краева – автор портретов врача Чебанова, рабочей лесозавода Елены Колеговой, безымянных представителей разных профессий «Сплавщик», «Овощеводка», «Телятница». В начале 1960-х скульптор обращается к теме Крайнего Севера, создает работы этнографического характера: «Молодая мать-ненка», «Материнство», «Ненка», «Выделка замши».
Но судьба всех произведений Краевой трагична: большая их часть утрачена, списана в 1977 году. Остались только фотографии ее скульптур. Также сохранилось несколько снимков самой Тамары Краевой. На одной из фотографий она вместе с коллегами изобразила шуточную сценку – очередь перед дверью директорского кабинета.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Трагическая история скульптора Тамары Краевой"