Большая профессиональная удача – оказаться в нужное время в нужном месте, там, где твои таланты, навыки, даже характер будут как нельзя кстати, считает ведущий инженер оперативно-диспетчерской службы ПО «Печорские электрические сети» Светлана Бражниченко. За 32 года работы в этом производственном отделении «Комиэнерго» таких людей она повстречала немало, и у нее самой выбор профессии оказался попаданием в яблочко, хоть и начиналось все со случайности.
О работе в энергетике девушка со светлым именем не помышляла, после школы планировала поступить в Кировский политехнический институт на специальность «Автоматика и телемеханика», целенаправленно к этому готовилась. Родилась она в Архангельской области, в рабочем поселке под Котласом, в семье железнодорожников, школу окончила практически круглой отличницей, с единственной четверкой по физике. В Киров поехала вместе с подружками, которые как раз хотели пойти в энергетику. Думали, что в городе будут и жить вместе, и учиться по соседству, но, когда подавали документы в приемную комиссию, оказалось, что выбранные факультеты и их общежития – в разных частях города.
– Меня это совсем не устраивало, поэтому, недолго думая, заодно с подружками я написала заявление о приеме на обучение по специальности «Электрические сети и системы», абсолютно не представляя, что у меня будет за профессия. Вот так я стала энергетиком, – рассказала Светлана Бражниченко. – Тогда после окончания института мы были обязаны отработать по распределению три года. Чтобы быть ближе к родителям, для трудоустройства я выбрала Коми. В «Комиэнерго» требовалось пять молодых специалистов – в Сыктывкар, Ухту, Воркуту и Печору. Мне хотелось попасть в Ухту – в центр республики, но распределяли по балльности, и в Ухту поехал мой однокурсник. Я знала, что он потом все равно собирался вернуться на родину в Киров, уговаривала поменяться – отказался. И я поехала в Печору, в Печорские электрические сети, да так тут и осталась. Адаптировалась быстро, в 1985-м, когда начала здесь работать, это был цветущий, перспективный город, жилье дали, быт сразу наладился. А то, что город небольшой, меня совсем не смущало, Киров и Котлас тоже были некрупными, я других практически и не видела, вирусом мегаполисов мы тогда не были заражены, в Москву и Питер не рвались. А потом, в 90-е, уезжать, что-то менять уже было поздно, все рушилось и было неопределенно, а здесь – стабильность. Как шутит моя мама, энергетика переживет все революции и будет нужна и при красных, и при белых, и при зеленых.
Выпускницу Кировского политеха приняли на работу на подстанцию 220 кВ «Печора», где она после получения группы допуска должна была работать дежурным электромонтером. Но до этого надо было научиться досконально разбираться в оборудовании подстанции, писать бланки переключений, и заняло это около года. А пока молодой специалист постигала практические секреты профессии, в «Комиэнерго» заинтересовались вопросом снижения потерь электрической энергии. Для того времени это было новое, перспективное направление, но как рассчитывать «заблудившуюся» энергию, толком не знали. Тогдашний директор Печорских электросетей Станислав Бобков раздобыл копию тоненькой методички с формулами, основами расчетов, на ее основании и начали строить работу. Для расчета потерь в штат оперативно-диспетчерской службы ввели дополнительную вакансию инженера, которую и предложили занять Светлане Бражниченко. И это стало основным направлением ее работы на более чем три десятка лет.
– Отчетные потери электроэнергии в сетях, разницу между отпущенной в сеть электроэнергией и полученной в конечной точке потребителем, определял энергосбыт. До какой величины надо снижать потери и где их надо снижать, в то время сказать никто не мог, так как не были определены технические потери – в линиях, трансформаторах, оборудовании. Я была в числе тех, кто принимал участие в подготовке и проведении первых расчетов технических потерь в сетях 220-0,4 кВ по методике, разработанной белорусскими специалистами, анализировал полученные результаты. Выполнив расчеты, наконец-то узнали и уровень технических потерь электроэнергии, и с какой величиной потерь нам надо бороться, – поделилась ведущий инженер оперативно-диспетчерской службы. – Сейчас такие расчеты потерь во всех элементах сетей всех напряжений проводятся ежемесячно, но по другой методике в программном комплексе РАП. А тогда все делалось вручную, персонал ездил показания снимать, что не исключало человеческого фактора, могли что-то некорректно записать. А сейчас и показания снять, и проверить все можно дистанционно, не выходя из офиса увидеть, что и где в сети происходит.
Свою работу Светлана Бражниченко считает очень интересной, потому, что постоянно ставятся новые задачи, которые нужно решать, а результат – повышение эффективности работы всего предприятия. Война с потерями электроэнергии, по ее словам, еще долго не закончится, предстоит сделать очень многое.
– После реформирования энергетики работа по снижению потерь вышла на новый уровень, так как нетехнические потери электроэнергии – это финансовые убытки компании и резерв получения дополнительной прибыли. На примере наших сетей могу сказать, что ощутимые результаты появились только тогда, когда начали вкладывать средства в установку приборов технического и коммерческого учета с удаленным сбором показаний. Работа эта продолжается, но не так быстро, как хотелось бы, – пояснила Светлана Бражниченко. – Сейчас основной задачей является снижение потерь электроэнергии в распределительной сети 20-0,4 кВ. На мой взгляд, чем быстрее в этих сетях на границе балансовой принадлежности у каждого потребителя будет установлен автоматизированный учет электроэнергии, тем быстрее мы решим эту задачу. Установка «умных» счетчиков – это дистанционный съем показания, возможность одномоментно формировать объем полезного отпуска и сводить баланс потребления электроэнергии, быстрое и оперативное реагирование на потери. А следующим шагом, я думаю, будет снижение технических потерь электроэнергии. В первую очередь cнижение потерь холостого хода трансформаторов, оптимизация режимов работы сети 10-6 кВ.
Середина 80-х – начало 90-х для Светланы Бражниченко – не просто первые годы работы, это время, когда она воочию наблюдала, как в короткий период может все измениться в сфере энергетики, как новые технологии идут на смену старым, и то, что раньше казалось возможным только в фантастических романах, вдруг становится реальностью. Ведущий инженер вспоминает, как директор подразделения Станислав Бобков заходил в диспетчерскую и рассказывал, что скоро всем сотрудникам поставят компьютеры. И уже не нужно будет носить или возить бумаги в другие отделы, достаточно отправить письмо по электронной почте, а еще с помощью компьютера можно будет делать практически все что угодно, например, книгу интересную прочитать или кулинарный рецепт найти.
– Что такое интернет, мы тогда и не знали, и от Станислава Николаевича этого слова не звучало, и в 1987 году нам все это казалось невозможным и непонятным. Какая еще электронная почта? Как это вообще может быть? – рассказала Светлана Бражниченко. – А прошло совсем немного времени, и эти самые компьютеры у нас появились, и электронная почта тоже. Ею мы, наверное, начали пользоваться первыми в «Комиэнерго».
Директора ПЭС с 1986 года по 1994 год Станислава Бобкова она называет эталоном профессионализма. Он, по ее словам, не только смотрел на десятилетия вперед, но и, рассказывая о, казалось бы, фантастических планах, в короткие сроки добивался их претворения в жизнь.
– Это действительно был человек, который оказался в нужное время на нужном месте. Он жил для людей, и все, кто его знал, вспоминают о нем с теплотой и добрым словом, – рассказала Светлана Бражниченко. – Но мне вообще везет на встречи с хорошими, интересными людьми, от которых я многому научилась и в профессиональном плане, и в плане взаимоотношений с людьми. По поводу меня шутят, что я семь начальников пережила и мне уже ничего не страшно. В этом есть доля правды. Каждый новый начальник – это новый подход к работе, новые требования, новое отношение к выполненным тобой задачам. С кем-то сразу нашли общий язык. С некоторыми были недопонимания и обиды, пришлось притираться. Но именно они меня научили: какой бы ни была причина разногласия, надо стараться прийти к общему мнению и смотреть на ситуацию со стороны другого человека. И это касается и других коллег. За все время моей работы в оперативно-диспетчерской службе сменилось много диспетчеров. Все они в моей памяти, каждый для меня чем-то ценен. Каждый принес в мою жизнь что-то такое – или черту своего характера, или ситуацию, что меня учило, каким надо быть и как правильно поступать. Например, вспоминаю бывших военных, которые пришли к нам в свое время диспетчерами. Это были настоящие Офицеры с большой буквы. А для диспетчера очень важно быть своего рода офицером, потому что его задача – быстро и вовремя дать правильные команды, чтобы люди все поняли и выполнили.
К молодежи, которая приходит в Печорские электрические сети, она тоже относится в первую очередь как к людям, от которых можно почерпнуть что-то новое. Например, поучиться мобильности, ответственности, трезвому взгляду на жизнь. В этом плане нынешние выпускники вузов, по мнению Светланы Бражниченко, дадут фору студентам начала 80-х, которые за свое будущее могли не беспокоиться, за них все было заранее просчитано государством:
– Что мне дает моя работа, что за все эти годы я даже не подумала ее менять? Прежде всего это коллектив, это встречи и общение с умными, грамотными, профессиональными людьми. А также возможность узнавать и осваивать что-то новое в работе: освоение новых технологий, решение различных профессиональных задач. Эти две стороны – работа и коллектив – для меня неотделимы друг от друга. Я полностью согласна с высказыванием, что каждый человек в нашей жизни не случаен – он для чего-то нам нужен.
Анна ПОТЕХИНА
Наконец нашел сведения о Станиславе Бобкове — работали в Ухте 1968-70 в ЦСРЗАИТ. Прошу сообщить о его судьбе, заранее благодарю — Ходжаев Геннадий, Владикавказ.