Депутаты Госсовета, чиновники и лесопромышленники искали грузовой компромисс
На рабочем совещании в парламенте Коми, прошедшем 22 января, обсудили вопросы, связанные с работой комплексов автоматической системы весового контроля. Одна из причин встречи – ДТП, произошедшее 10 января на окраине Сыктывкара, когда автобус столкнулся с лесовозом, пытающимся объехать весогабаритные рамки. Кроме того, лесопромышленники республики давно настаивают, что разрешенный вес большегруза нужно поднять с нынешних 44 до 55 тонн, иначе работать нерентабельно.
Председатель комитета Госсовета по бюджету, налогам и экономической политике Степан Чураков, председательствовавший на совещании, сообщил, что депутаты будут собирать предложения еще двое суток после встречи, а потом объединят их и направят в правительство Коми и на федеральный уровень.
– Эта тема актуальная и родилась не вчера. В прошлом году было много обращений, что тяжеловесный транспорт портит наши дороги, – напомнила председатель Госсовета Надежда Дорофеева. – Мы тратим большие бюджетные средства на дороги. Меры принимать нужно. Одним из вариантов было введение системы автоматического весового контроля. И вот она запущена. Но, может, кто-то считает, что она не нужна?
Судя по всему, риторический вопрос спикера парламента был вызван волной недовольства со стороны перевозчиков, некоторые из них уверяли, что автоматические датчики фиксируют перевес, даже если грузовоз идет пустым. И как доказать, что система ошибается, когда назначают штраф в 100 тысяч рублей и больше?
Впрочем, оказалось, что насчет выписанных штрафов кто-то, мягко говоря, нафантазировал.
– Есть много устных жалоб, якобы штрафы получают, но я вам ответственно заявляю: ни одного такого постановления Центром видеофиксации нарушений на сегодняшний день выписано не было, – сказал начальник регионального управления ГИБДД Андрей Перловас.
По словам заместителя министра строительства и дорожного хозяйства Коми Эдуарда Слабикова, причина того, что штрафы до сих пор не выписывались, – обращение от «Единой России» с просьбой повременить с наказаниями, чтобы водители и их работодатели попривыкли к новой системе. Так что даже и соответствующего соглашения с МВД Коми о таких штрафах подписано не было, но это произойдет в ближайшие дни. Но если бы постановления от Центра видеофиксации выписывались, то за месяц работы системы штрафов бы было немало – посты контроля за это время зафиксировали 1500 нарушений весогабаритных параметров.
Заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Коми Эдуард Слабиков: – Мы предлагаем внести изменения в перечень измерений, выполняемых при осуществлении весогабаритного контроля, утвержденный в марте прошлого года Минтрансом России.
Во-первых, при измерениях нагрузок на ось, группу осей, массы транспортного средства, а также при измерении габаритных параметров транспортного средства в динамике считать скорость движения от 3 до 140 км/ч включительно. Пока по закону измерить вес машин на ходу можем в диапазоне скоростей от 20 до 140 км/час. Этим воспользовались перевозчики и едут через весовой контроль со скоростью менее 20 км/ч.
Во-вторых, при измерениях габаритных параметров движущегося транспортного средства считать пределы допустимой погрешности ширины ±15 см, высоты – также ±15 см. Дело в том, что сейчас система измеряет с погрешностью 3,5 см, а это очень мало, так как почти все машины «кривые» – то борта торчат вбок, то немного выше и так далее. Стоит отбрасывать в сторону нарушения параметров менее 15 сантиметров, а таких система выявляет очень много.
Заместитель министра рассказал, что система видеофиксации, в которую входят шесть пунктов контроля в Сыктывкаре, Сысольском районе, Ухте и Усинске, обошлась в 467 миллионов рублей, работает она с 18 декабря и работает исправно. При этом мониторинг показал, что водители большегрузов всячески пытаются избежать фиксации нарушения – объезжают посты, едут очень медленно, чтобы обмануть датчики, и вплотную, чтобы не «засветить» номера машин.
На предположение, что автоматический контроль, возможно, работает некорректно, и Эдуард Слабиков, и Андрей Перловас ответили, что причин сомневаться в правильности показаний нет: система работает исправно, сертифицирована, проверена, поверки будут проводиться регулярно.
– Мы ездим в затонском направлении и замечали не раз, что весы работают некорректно, какие у нас есть права и полномочия, чтобы доказать свою невиновность? – поинтересовался Максим Бунтов, гендиректор ООО «СЛДК» (лесовоз этого предприятия как раз и попал в ДТП с автобусом). – В других странах есть контрольные весы, и у нас такие надо поставить. В магазине, когда покупаем масло, можем его перевесить, там есть контрольные весы. А тут машина проехала, автоконтроль показал, что нарушила, пришел штраф через неделю 500 тысяч рублей. Но это же субъективно без контрольного взвешивания. Вот если водитель лесовоза откажется заезжать на контрольные весы – тогда автоматически виноват.
– Проблема контрольных весов в том, что на таком пункте должен присутствовать сотрудник ГИБДД. Другой вопрос, что перегруженная машина никогда не поедет на контрольные весы, но потом все равно пойдут оспаривания, мол, оборудование у вас работает некорректно и так далее, – заметил Эдуард Слабиков. – Кстати, за границей, в Финляндии например, машины уже все оборудованы автоматическими весами, и при загрузке на мониторе видно, как по осям распределяется нагрузка.
Максим Бунтов заспорил, что лесовоз весами оборудовать невозможно технически, но фуру, например, можно. А финское министерство транспорта, по его словам, считает, что лесовоз – это просто опасная машина, неважно, сколько он везет – сорок кубов, сто или шестьдесят. И чем меньше их будет на дорогах, тем безопаснее станут дороги.
– Мы сейчас посчитали, что к нам на СЛДК после модернизации будет заходить до тысячи автомобилей в сутки, если они будут весить по 44 тонны, – заявил гендиректор предприятия. – Я вот не уверен, что от тысячи автомобилей дороги будут лучше. Кроме того, в городе знак 10 тонн вешают, так что к нам и такие машины ездить не смогут. Нам что, проезжать весы с 44 тоннами, потом сгружаться и заезжать как машина 10 тонн?
Эдуард Слабиков подтвердил, что Сыктывкар планирует подписать постановление о 10 тоннах, если прокуратура, которая сейчас изучает такой документ, не будет против. Но с весом более 10 тонн тоже можно будет ездить при наличии платных разрешений.
На вопрос, сколько будут стоить такие разрешения, заместитель начальника городского управления ЖКХ Аркадий Горбицкий ответить не смог, заявив, что конкретные суммы будут определяться уже после вердикта прокуратуры.
С мнением, что без установки контрольных весов, на показания которых можно было бы ссылаться в суде, никак нельзя, согласились многие участники совещания. Дама, скромно назвавшая себя «представительницей сыктывкарского перевозчика», рассказала, как машина ее предприятия «привезла» из Нижегородской области, где автоматический весогабаритный контроль уже давно работает, штраф в 150 тысяч рублей. И ни показания датчиков, стоящих на машине и фиксирующих осевые нагрузки, ни данные стационарных весов, через которые ранее прошла машина с таможенным грузом, судом во внимание приняты не были.
Прозвучала и другая история с Нижегородчины: предприниматель с новой, всем параметрам соответствующей фурой за один рейс наездил на два миллиона 100 тысяч рублей штрафов. В результате закрыл свой бизнес, продал фуру, как раз хватило штрафы заплатить.
Несколько участников совещания высказали мнение, что в Коми нужно разрешить проезд по дорогам машинам в 55 тонн хотя бы на зимний период, когда дорожное полотно лучше переносит воздействие большого веса. Осведомленность в теме показал при этом уполномоченный по защите прав предпринимателей в Коми Игорь Бобков.
– Я в молодости занимался увеличением нагрузки на поверхность земли за счет промерзания грунта. Дипломная работа на эту тему была. В зависимости от падения температуры в десятки раз увеличивается несущая способность даже грунта, я не говорю про асфальт или бетон, – пояснил Игорь Бобков. – Если три метра грунта промерзло – хоть 200 тонн вези по нашим дорогам. 55 тонн надо зимой разрешать не глядя. А вот габариты должны быть жесткими – иначе аварии, бревна летят.
Эдуард Слабиков напомнил, что на республиканском уровне этот вопрос не решить, надо выходить на федеральный. По его словам, 55 тонн зимой дороги выдержат, а новые даже летом, но вот о мостах этого не скажешь. Перевес угрожает разрушением не только небольших деревянных мостов, но и тех, что с точки зрения неспециалиста выглядят весьма надежными. Например, затонский мост через Сысолу. Он построен в 50-х годах и на современные нагрузки не рассчитан. Особенно если через него одновременно гуськом едут два-три груженых лесовоза. Нагрузка на половину моста при этом возникает критическая.
– Мы с вами дошутимся до того, что потеряем или затонский мост, или слудский, через Вычегду. На слудском уже началось разрушение опор, – сообщил заместитель министра.
– Это же единственная дорога на Ухту, – ахнула Надежда Дорофеева.
– Про это и говорю. Будет перерыв в движении, восстановить которое будет очень непросто, – подтвердил Эдуард Слабиков.
Игорь Бобков предложил государству вмешаться и помочь бизнесу в создании неких перевалочных площадок, терминалов, где лес и другие грузы будут перегружаться и разделяться на разные машины или, наоборот, соединяться на одну. Так можно будет проходить с меньшим весом опасные в плане разрушения участки, те же мосты, например, а по надежным ехать с хорошей загрузкой. С этим согласился и руководитель Союза лесопромышленников Коми Анатолий Байбородов, который посоветовал государству также заняться углублением русел рек, чтобы лесопромышленники вернулись к перевозкам по воде и несколько разгрузили автодороги.
И.о. руководителя сыктывдинской администрации Любовь Доронина и руководитель администрации Усть-Куломского района Сергей Рубан заявили, что правильными будут компромиссные решения, поскольку муниципальный чиновник и в сохранении дорог заинтересован, и в развитии бизнеса, которому по этим дорогам нужно ездить.
– Я проводил встречи со своими лесопромышленниками – крупный бизнес, но лишь по меркам района. Трое из них отзывают авансы по приобретению дополнительной техники, которую планировали закупить в рамках модернизации своих производств. Мы не получим дополнительных налогов. А у нас локомотив роста – это лесозаготовители. Ограничение веса влияет негативно, – отметил Сергей Рубан.
Любовь Доронина рассказала, что администрация Сыктывдина стала косвенной причиной повышенной нагрузки на затонский мост в Сыктывкаре: добилась запрета на движение большегрузов через яснэгскую переправу, которая предназначена только для легкового и спецтранспорта. И все лесовозы, которые ездили там, теперь двигаются через Краснозатонский.
Президент ТПП Коми Юрий Колмаков предложил выйти на федеральный уровень с просьбой хотя бы уменьшить размер штрафов за перевес и негабариты. Высказав еще несколько предложений, участники совещания пришли к выводу, что нынешнюю систему весогабаритного контроля еще нужно серьезно дорабатывать. Иначе проблемы останутся и у дорожной отрасли, и у бизнеса.
Анна ПОТЕХИНА
Фото gsrk.ru
Оставьте первый комментарий для "Контрольное взвешивание"