Я не нарочно…

В Сыктывкаре открылась выставка памяти Бориса Суранова

Выставка, посвященная памяти журналиста Бориса Суранова, открылась 15 января в Национальной галерее Республики Коми. На экспозиции, которая называется «Я не нарочно…», представлены самиздатовские журналы времен перестройки, фотографии Бориса, его журналистские удостоверения и бейджики и даже комсомольский билет.

Напомним, что один из самых известных журналистов региона Борис Суранов скоропостижно ушел из жизни в декабре 2017 года. В том самом роковом для него году Марина Сивакова в театре «Фантастическая реальность» сделала серию фотографий Бориса. Эти черно-белые снимки на стенах зала стали основой выставки. На мониторах сменялись фотографии из домашнего архива семьи Сурановых, а также конца 80-х годов ХХ века и первых лет ХХI века из личных архивов Екатерины Афанасьевой, Ларисы Ивановой, Дмитрия Напалкова, Юрия Логинова, Андрея Влизкова, Елены Шелест и других коллег и друзей этого незаурядного человека. Часть представленных документов и материалов была передана братом Бориса Сергеем в Национальный архив республики.

Самым интересным экспонатом можно назвать эксклюзивное интервью, сделанное 16-летним Борисом Сурановым с его тезкой 33-летним Борисом Гребенщиковым. В конце восьмидесятых – начале девяностых годов прошлого века Борис Суранов выпускал самиздатовский журнал «Кукиш». Название было придумано самим Борисом и «странным другом и любимым соседом Шурой Петровым». Борис был единственным издателем журнала, к которому проявляли интерес Борис Гребенщиков, Силя (Сергей Селюнин, лидер группы «Выход»), Олди (Сергей Белоусов, лидер группы «Комитет охраны тепла»), Николай «Ник Рок-н-ролл» Кунцевич и другие рок-музыканты. Экземпляры этого журнала также представлены на выставке. А заодно показаны самиздатовские рок-издания 1988-1992 годов из коллекции Суранова. Это журналы «РИО», «УрЛайт», «Северок», «Ересь», «Охота», «Обымпункт», «Анды» и т.д. Журналы делали как могли – порой просто в школьных тетрадках.

Борис Суранов был организатором двух рок-фестивалей в Сыктывкаре (в мае 1990-го – «Рок-андерграунд-90» с участием групп «Коба», «Восточный синдром», «Раббота Хо», «Комитет охраны тепла»; в январе 1992 года – «Конец андеграунда» с участием групп «Выход», «Комитет охраны тепла», «Адо»).

Путь в журналистику Борис Суранов начал еще школьником, а продолжил студентом техникума советской торговли. Потом работал в республиканских изданиях «Молодежь Севера», «Трибуна», «Зырянская жизнь», «Красное знамя».

– Так как Борис не любил официоза, то встреча должна быть не данью памяти и скорби. Она должна быть веселой, – открыла выставку ее организатор, друг и коллега Суранова Елена Шелест. – Предоставив для выставки зал, Национальная галерея Коми тем самым подтвердила факт, что показанные материалы имеют культурологическую ценность и достойны того, чтобы быть представленными вместе с произведениями искусства. Самиздат – это тоже отражение времени и тоже своего рода искусство.

Во время открытия выставки друзья и коллеги Бориса делились воспоминаниями о нем, рассказывали о связанных с ним разных интересных случаях. Специально из Москвы приехал музыкальный критик и рок-музыкант Сергей Гурьев.

– С Борей Сурановым мы больше всего дружили в эпоху нашей «рок-революции», на рубеже 80-90-х годов, – рассказал он. – Мы оба издавали машинописный рок-самиздат: я в Москве журнал «КонтрКультУр’а», он в Сыктывкаре – «Кукиш». Нас – и эти журналы – как бы объединял дух революционной стилистики тех лет. Причем Боря Суранов со своим «Кукишем» был, пожалуй, даже радикальнее, чем «КонтрКультУр’а». Он, может быть, и не отличался нашей философичностью, но был более прост, смел и готов бросаться в «царство свободы без границ». Иногда некоторые материалы, которые я готовил в «КонтрКультУр’у», оказывались для нашего журнала типа уж совсем «за гранью». Тогда я показывал их Боре, и он их с удовольствием у себя печатал. Так произошло, например, с пресловутой «контранкетой», которую по моей просьбе заполнили пять девушек из группы «Комбинация», отвечая на вопросы типа «что вы думаете о еврейской проблеме в СССР». Кроме того, Боря обожал брать у меня интервью на всякие важные темы, предварительно напоив. Тогда моя речь превращалась в смесь социокультурного анализа с параноидальным бредом, что Борю крайне воодушевляло, и эти документы алко-психоделических мутаций сознания тоже не раз оказывались на страницах журнала «Кукиш».

Частью выставки стал небольшой телесюжет, который в свое время так и не попал в эфир. В 2002 году Борис Суранов делал передачу о спектакле режиссера Виктора Милюкова «Видео, или Все на продажу». Материал не вышел, но сохранились отрывки интервью, в котором Суранов и Милюков рассуждают о театре и зрителе.

В будущем планируется выпуск буклета с воспоминаниями и фотографиями Бориса Суранова. Выставка «Я не нарочно…» будет работать до 11 февраля.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

1 Комментарий для "Я не нарочно…"

  1. нина уляшева | 21.01.2019 в 19:04 | Ответить

    Большое спасибо журналисту Артуру Артееву, профессионалу своего дела и просто хорошему человеку, за предоставленные нам свои интересные материалы, в сфере культуры и жизни республики.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.