Накануне Нового года в Сыктывдине утвердили фирменный стиль района, состоящий из логотипа, слогана и паттерна. Все это еще предстоит официально запатентовать, но сувенирную продукцию с изображением того, с чем отныне должен ассоциироваться район, уже начали изготавливать.
В ноябре 2017 года, когда в Сыктывкаре проходила выставка-ярмарка «Отдыхай в Коми», муниципальных чиновников собрали на координационный совет по развитию туризма и настоятельно порекомендовали заняться разработкой бренда своих территорий, дабы привлечь внимание потенциальных гостей республики, добавить оригинальности сувенирам и прочей представительской продукции. Похоже, Сыктывдин в этом плане оказался впереди других муниципалитетов, мозговые штурмы по этому поводу там начались незамедлительно, а также изучение опыта брендирования других регионов России, анкетирование местного населения: что именно, по их мнению, может стать символом района.
Главными инициаторами и организаторами этой работы стали сотрудники районного Дома народных ремесел «Зарань» и туристско-информационного центра, созданного на базе этого учреждения. Они собирали предложения, организовывали обсуждения и, наконец, объединив все достойное и отсеяв лишнее, передали материалы в сыктывкарское агентство «Север» для дизайнерской разработки стиля.
– Во время одного из обсуждений, что может стать слоганом, журналист Анастасия Одинцова из районной газеты «Наша жизнь» предложила вариант: «Сыктывдин – земля мастеровая», – рассказала «Республике» директор Дома народных ремесел «Зарань» Елена Маргелова. – И мы сразу зацепились за этот слоган и на его основе стали думать, какие изображения должны войти в паттерн, с чем ассоциируется наш район. Дело в том, что люди, участвовавшие в нашем анкетировании, в первую очередь говорили о местных ремеслах – керамике, ткачестве, валенках и мастерах – Налимове, Чисталеве, Торлопове и других. Понятно было, что акцент надо делать на мастерстве.
В результате мастерство в фирменном стиле присутствует с избытком. Люди, обсуждавшие эскизы в социальных сетях, высказывали мнение, что с изображениями перебор. Другие не соглашались, считая, что фирстиль можно рассматривать долго, и цветовая гамма хороша – все вместе смотрится достойно, особенно на образцах «сувенирки».
Рассматривать, действительно, можно долго, угадывая, зачем здесь тот или иной рисунок. С балалайкой все понятно сразу – это отсылка к знаменитому Петру Налимову, мастеру по изготовлению музыкальных инструментов, «балалаечному Страдивари». Валенки – в честь сапоговаляльной фабрики в Выльгорте. А вместе балалайка и валенки – это межрегиональный фестиваль «Завалинка». Тканая дорожка, керамическая посуда, деревянные утицы – тоже в честь местных мастеров. Филин «перелетел» с герба Сыктывдина. Также узнаются очертания известных объектов – Свято-Вознесенского храма в Ыбе и здания музея в Выльгорте, построенного по проекту первого коми архитектора Александра Холопова. А вот по поводу остального потребовались разъяснения. Например, что это за «пряничный человечек» в правом нижнем углу? И зачем здесь котел, медведь, колесо и что-то вроде носового платка?
– «Пряничный человечек» – это Югöр, посланник солнца на земле. Наш гончарный цех в Выльгорте еще много лет назад выпускал такие фигурки-свистульки. «Носовой платок» – отсылка к тому, что у нас лоскутное шитье развито, этот рисунок называется «колодец», если в середине темный квадратик. А если светлый – «дом», – пояснила Елена Маргелова. – Котел – символ того, что в районе всего в достатке, медведь – тотемное животное коми, колесо – солярный символ. А две волнистые линии – это Сысола и Вычегда.
Объяснение также нашлось и ключам, и ягодам, и снежинке, и элементам традиционных орнаментов, и лыжнику. С подтекстом оказался и логотип – в ленту Мебиуса (или знак бесконечности) вписаны буквы С и Р – «инициалы» Сыктывдинского района, при этом хвостик у «р» наклонен влево так, что вся композиция вместе превращается в стилизованное изображение все того же гербового филина, точнее – его глаза и клюв.
Что касается цветов, использованных дизайнерами, то, по официальному описанию: «Синий символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов; зеленый – рост, развитие и гармонию, наши таежные леса. Для контраста в логотип введен приятный глазу терракот – цвет земли, уверенности и стабильности, вселяющий чувство безопасности и защищенности. Фоновый цвет слоновой кости – мягкий, спокойный, ассоциируется с чистотой и безупречностью».
8-9 декабря фирменный стиль «обкатали» на посетителях выставки-ярмарки «KomiExpoTravel» (бывшая «Отдыхай в Коми»), когда презентовали туристический потенциал района. 19 декабря эскизы показали депутатам совета района и подробно описали концепцию. Народным избранникам понравилось. Наконец, за пару дней до нового года фирменный стиль официально одобрила и.о. руководителя администрации Сыктывдина Любовь Доронина.
Сейчас все дизайнерские изыски и слоган необходимо официально запатентовать, а это еще потребует времени и средств – порядка 100 тысяч рублей. 40 тысяч, по словам Елены Маргеловой, можно получить благодаря республиканской программе развития территорий. Кроме того, по две тысячи рублей должны заплатить местные бизнесмены, которые будут размещать разработанные изображения на своей продукции. Но сувенирную продукцию с использованием фирменного стиля в «Зарани» начали делать заранее: в середине июля район празднует 90-летие, так что нужно создавать ее запасы уже сейчас.
Кроме того, планируется, что фирменный стиль будет использоваться при оформлении помещений (визит-центра, например), выставочных площадок, страниц в интернете, печатных СМИ, изготовлении рекламно-полиграфической продукции, а также в одежде сотрудников при проведении различных выставок, других презентационных мероприятий. А слоган «Сыктывдин – земля мастеровая», кроме русского варианта написания будет употребляться в коми и английском: «Сыктывдiн – киподтуя йöзлöн му», «Syktyvdin – country of masters».
Анна ПОТЕХИНА
Фото Дома народных ремесел «Зарань»
Оставьте первый комментарий для "Сыктывдин обрел фирменный стиль"