Природой крашено, руками делано

Лида Костарева и Анелия Лянцевич.

Уютная шерстяная стена из теплых разноцветных мотков, щеголихи в нарядах, декорированных листьями, запах травы и ягод – все это увидели посетители необычной выставки «Забытое ремесло», открывшейся в Центре культурных инициатив «Югöр». Автор выставки – мастер по органическому крашению ткани Лида Костарева.

Способ крашения ткани органическими материалами – то, что делали наши прапрабабушки, чтобы наполнить свои наряды цветом, является забытым ремеслом. Сегодня, когда экологические товары становятся все более востребованными, мастера вновь обращаются к исконному, либо восстанавливая старинные рецепты, либо изобретая свои. Материалы, или правильнее сказать – сырье, рукодельники обычно собирают там, где проживают, нередко используя дары природы из аптечной сети.

Лида Костарева родом из Подтыбка Корткеросского района. Большая семья, где растут шестеро детей, свое хозяйство, сенокосная страда, казалось бы, не оставляли места для пристального вглядывания в тонкий мир трав, цветов, деревьев. Для окружающих трава была просто травой, сеном, кормом для животных. Но порой девочка замирала над легким изяществом травяного колоска или скульптурным изъяном капа.

– Вокруг жил чистый мир, независимый и прекрасный, очень человеческий. Он заполнял наше пространство гармонией и совершенством, и у нас с ним был общий пульс, – рассказала мастерица.

Во втором классе Лида пришла на кружок рукоделия к известному в республике мастеру Анне Сурниной. Творческую жилку в девочке мастер приметила давно.

До школьного выпускного Лида Костарева постигала азы рукоделия, после чего Анна Сурнина благословила ее поступать на отделение декоративно-прикладного искусства факультета искусств СГУ.

Текстиль – то, что всегда притягивало Лиду, – особое пространство в художественном мире. В университете ей посчастливилось попасть к педагогу, мастеру, знающему о ткани до нитки, – Анжеле Размановой. Она и посоветовала пытливой студентке идти дальше учебной программы и поискать себя в мире природных красок. Дипломную работу по натуральному крашению тканей девушка заканчивала с доктором наук Ириной Земцовой.

Научные изыскания Лиды Костаревой лежат в двух плоскостях. Помимо органического крашения это еще и народная кукла, любовь к которой привила Анна Сурнина. На научном слэме в 2016 году доклад девушки о том, что значит кукла в культуре народа коми, вызвал огромный интерес коллег по форуму – ученых-химиков и биологов.

На выставке «Забытое ремесло» интересы соединились. В экспозиции были представлены куклы, сшитые из льняных и хлопчатобумажных лоскутов, покрашенных ягодами, луковой шелухой, крушиной. В основе каждой куклы – мешочек с сеном, голова – обтянутый тканью шарик из льняной пакли.

Мастер заготавливает сырье для крашения в определенное время. Листья, например, собирает в начале июня, цветы – только что раскрывшиеся, кору – весной, когда она легко отделяется от ствола. А вот коренья можно собирать или до цветения растения, или осенью. При этом у одного и того же растения могут быть использованы разные части, и каждая даст свой цвет. Все свободное время от весны до осени мастер проводит в лесах и полях, заготавливая листья, мхи, лишайники, травы.

Лидины шарфы и палантины быстро стали предметом обожания сыктывкарских модниц: они экологичны, нежны, тонки, изящны. Но главное – эти милые вещицы напоминают, что человек и растения находятся рядом.

К выводу, когда и как ткань и растения, разложенные на ней, вступают во взаимодействие, Лида Костарева пришла не сразу. Килограммы травы, километры ткани прошли через ее трудолюбивые руки и пытливую голову, прежде чем она вывела свою технологическую формулу, которую напишет в своей книге «Природой крашено». По ее словам, более четкие очертания дают таволга, лесная герань, шиповник, пион – растения, которые содержат эфирные масла. Нежные полутона придают листья клена, сныти, дуба. Шерсть хорошо окрашивается луковой шелухой, корой осины и дуба, ботвой зверобоя.

Растения выкладываются на чуть увлажненную ткань вразнобой или внахлест, в зависимости от рисунка будущего шедевра. Затем ткань наматывается на валик, который в свою очередь обертывается пленкой. Полуфабрикат опускается в кипящую воду и долго томится на плите. А если есть желание придать ткани общий размытый тон, хлопок предварительно можно протравить железом: подержать в воде с ржавыми гвоздями, а то и просто обернуть ржавую трубу и оставить так на время.

Никто бы не увидел всю красоту и таинство кухни Лиды Костаревой, если бы не ее верный соратник, замечательный фотохудожник Анелия Лянцевич, которая запечатлевает не только результат, но и каждый этап этого удивительного живого процесса. И эти теплые фотографии – тоже сами по себе уникальны. Как порою запах прелых листьев уносит в детство, так и фотографии на каком-то тонком бессознательном уровне погружают нас в мир, который помнит стук часиков-ходиков, шаркающую бабушкину походку, треск дров в печи.

Во многом проект волшебной мастерской Лиды Костаревой состоялся при поддержке гранта, выделенного по итогам Всероссийского конкурса молодежных проектов «Творческие инициативы молодежи».

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото из архива Анелии Лянцевич

Оставьте первый комментарий для "Природой крашено, руками делано"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.