Музей в меняющемся мире

Стоит ли запускать в рамки музейного пространства инородное? Можно ли сделать событие из спичечного коробка? Что еще можно узнать о бороде и зачем рисуют дроны? Как использовать новые медиа, каким вообще видится современный музей и каким образом он может повлиять на качество жизни региона? Эти и многие другие вопросы поднимались в Москве на одном из самых значимых и масштабных культурных событий года в России – международном фестивале «Интермузей», в котором участвовали и музейщики республики.

Неподдельный интерес вызвали проект и опубликованные труды, представленные сотрудниками Национальной галереи Коми. Это проект заведующей отделом музейно-исследовательской работы Ольги Орловой «Идея красоты – идея развития». Международные скульптурные симпозиумы «Финно-угорский мир», которые галерея организует с 2002 года книги по истории и культуре Коми края, а также словарь и каталог заместителя директора по науке Натальи Плаксиной, посвященные одному из наименее изученных явлений в художественной культуре Коми края – истории иконописи и иконописного ремесла.

Юбилейный ХХ Международный фестиваль «Интермузей-2018», прошедший в Москве в одном из павильонов ВДНХ, объединил порядка 400 музеев из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Уже в двадцатый раз фестиваль становился площадкой для бесценного обмена опытом, подиумом, где музеи получили возможность показать свои достижения, а гости фестиваля – познакомиться со всем лучшим, что происходит сегодня в одной из самых высоких сфер культурной жизни страны. Участие представителей Коми в столь глобальном событии радует, хотя и оставляет немало вопросов.

За всю двадцатилетнюю историю «Интермузея» нацгалерея участвует в фестивале второй раз. Первый – в 2008 году. Это был масштабный проект «Пора на крыло», посвященный творчеству воркутинского скульптора Вениамина Смирнова. Десять лет назад благодаря Ольге Орловой и подключившимся к ней добровольным помощникам из числа бывших воркутинцев, а также сыктывкарцев в стенах галереи был осуществлен мощный проект, эпицентром которого стала выставка работ мастера: скульптура, батик, графика, живопись. В проект вошли также книга его стихов «Пора на крыло», альбом с песнями в исполнении автора, каталог творчества, в котором также были опубликованы дневниковые записи скульптора, помогающие острее и правдивее понять суть творчества и счастливо-драматическую судьбу художника. Этот проект вызвал огромный резонанс в культурной жизни республики и России, так как имя Вениамина Смирнова знали все, кто был связан со скульптурой в те годы, а также Европы, где жили друзья, поклонники творчества и авторы коллекций, где хранятся его работы.

Еще один проект галереи – Международные скульптурные симпозиумы «Финно-угорский мир», который не имеет аналогов в музейном пространстве России, также курирует Ольга Орлова. Несколько скульптурных площадок проводилось на территории Сада скульптуры галереи, а в 2015 году симпозиум был проведен на территории Финно-угорского этнокультурного парка. Именно этот проект и был представлен на стенде фестиваля «Интермузей». Проект уникален. И тем, что собирает под одной небесной крышей представителей разных культур единого финно-угорского пространства, и тем, что объединяет усилия как государственных организаций, так и бизнес-сообществ, а в данном симпозиуме еще и жителей сельских поселений, проявивших к необычному мероприятию живейший интерес. Помимо всего, демонстрация этого проекта говорит об огромном потенциале республики, в то время как стенды «Интермузея» вызывают немалый интерес у туроператоров и организаторов туристских маршрутов.

Тем не менее, как подчеркивают участницы фестиваля, представительству из Коми очень не хватало демонстрационной продукции, которая бы более достойно представляла культурные достопримечательности республики, в том числе и ее туристский потенциал, тогда как подобная продукция была выставлена практически на каждом стенде.

В 2011 году музей выиграл престижный грант в области изобразительного искусства. Это уникальный музейно-образовательный проект – интернет-ресурс «Краеведение» («Коми край глазами художников»), реализация которого стала возможной благодаря грантовой поддержке ОАО «Северсталь». Идейный вдохновитель и руководитель проекта – Наталья Плаксина. По сути, это взгляд на Коми край глазами художников. Цель проекта – продвижение изобразительного искусства республики с помощью создания цифрового информационного ресурса на основе коллекции галереи. Собрание изобразительного искусства, которое насчитывает 2500 произведений, является главным брендовым ресурсом музея, но в постоянных и временных экспозициях выставляется не более пяти процентов собрания. На тот момент проект позволил показать свыше 600 произведений из фондов галереи, которые не экспонировались более трех десятков лет. Партнером проекта выступил Воркутинский музейно-выставочный центр.

Результатом стал интернет-сайт в форме электронного каталога, где представлены мастера, чья творческая биография связана с регионом. К сожалению, проект дальше так и не пошел, замерев в рамках определенного временного пространства, а ведь за «бортом» остались сотни работ и десятки судеб художников.

Совсем недавно в стенах галереи прошла выставка, посвященная Арктике, на которой посетители увидели, что эта часть света – не только лед и белые медведи, это люди, их мужественный и ответственный труд, это скромная и нежная красота природы, а порой, если говорить, например, о тундровой зоне, – невероятное буйство красок. Это дух высокого, и все это – в северной республике. Арктическая выставка могла стать вообще отдельным проектом, который был бы желанным гостем во многих музеях России, в том числе и в Русском музее. Но это потенциал не одного человека и даже не коллектива музея, а результат взаимодействия музея, министерства культуры региона и федеральной грантовой политики.

На фестивале «Интермузей» мысль о том, что удаются те проекты, за которыми стоит музей в целом, звучала неоднократно. И не только музей, прорывные проекты невозможно сделать без партнерских корпоративных связей, без работы с гражданским сообществом и ориентации не только на традиционный культурный проект, но и на инновационные современные формы. Конечно, очень важна инициатива правительства региона. И общая заинтересованность в популяризации именно своих фондов, своих художников и мастеров. Популяризация не в устаревших формах – обычных экспозициях, а в новых, современных идеях.

Поэтому естественно, что выигрывали те стенды, где читался коллективный труд и современное музейное мышление. В качестве примера можно привести представленный в новом формате проект Ярославского художественного музея «Спор о бороде», где рассказывается об историческом событии художественными средствами с использованием аудиовизуальных и мультимедийных технологий. Без экскурсоводов и этикеток экспозиция сама вовлекает зрителей в диалог-спор-рассуждение. Перед посетителями разворачивается оригинальное музейное действо с подлинными произведениями ХVIII-XX веков, анимацией, музыкой, светом и звуком. Этот проект впервые был продемонстрирован в Митрополичьих палатах, где летом 1705 года и состоялся спор – «рассуждение о бороде» Дмитрия Ростовского, связанного с указом Петра I о бритье бород. «Спор о бороде» включает подлинные произведения из собрания музея: иконопись, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Это специально созданный анимационный фильм об историческом событии и видеоарт, представляющий «рассуждение о бороде» наших современников.

В 2016 году проект стал победителем грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда Владимира Потанина в номинации «Музейный старт». Зайдя на сайт нацгалереи Коми, можно увидеть много всего любопытного и креативного. То, что могло бы получить развитие и стать действующим проектом, в том числе претендовать на участие в фестивале «Интермузей». Например, издание, посвященное иконописи.

В 2008 году в галерее вышел каталог «Иконопись, деревянная резная пластика, медное художественное литье XVII – начала XX века из собрания Национальной галереи Республики Коми», а через два года – словарь «Иконописцы и иконостасные мастера в Коми крае XVII – начала XX века».

В каталоге, реализованном в рамках благотворительной программы ОАО «Северсталь» «Музей Русского Севера», впервые представлена коллекция икон, деревянной резной пластики и медного художественного литья Национальной галереи. Второе издание, появившееся на свет благодаря поддержке гранта президента страны, посвящено истории иконописи и иконописного ремесла. Это первый опыт систематизации сведений об иконописцах и иконописных мастерах Коми края. Оба издания вызвали неподдельный интерес многих участников фестиваля. Не случайно большую заинтересованность проявили и участники круглого стола, прошедшего в рамках «Интермузея» в музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева, к докладу Натальи Плаксиной «Иконопись бассейна Нижней Вычегды XVII-XIX веков».

Иконопись Нижней Вычегды, исследования, сделанные на основе нескольких экспедиций, которые открывают новое в малоизученных страницах этого уникального культурно-исторического явления, тоже могли бы стать одним из прорывных проектов Национальной галереи. Не случайно в своем презентационном исследовании «За пределами столиц: культурный потенциал регионов» Оксана Орачёва, генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина, отметила неоценимую роль людей, привнесших в регион новое – то, что впоследствии стало нормой. Этим новым, если говорить о Республике Коми, могли стать и исследования иконописи Нижней Вычегды, и уже стали «Ночи музеев», инициированные в 2005 году Национальной галереей, в частности Ольгой Орловой, художником Анжелой Размановой, которые привлекли к проекту лучшие творческие силы Сыктывкара.

В рамках «Интермузея» сотрудникам галереи довелось заручиться согласием многих коллег на участие и поддержку самых интересных и знаковых музейных проектов республики. А поездка сотрудников Национальной галереи, участвующих в проекте, состоялась благодаря поддержке тревел-гранта благотворительной программы «Северстали» «Музеи Русского Севера».

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото предоставлено Национальным музеем РК

Оставьте первый комментарий для "Музей в меняющемся мире"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.