Историю о том, как Стефан Пермский срубил древний зырянский идол – прокудливую березу, знают многие жители Коми. Но далеко не все бывали на месте этого исторического события – в селе Усть-Вымь. От Сыктывкара сюда можно доехать за час с небольшим – расстояние чуть более семидесяти километров. В древней столице Коми края побывал журналист «Республики», продолжая открывать для читателей интересные места родного края.
На месте прокудливой березы
Усть-Вымь – одно из старейших поселений в Коми. Еще в давние времена здесь было поселение Перми Вычегодской. Местный народ поклонялся своим богам, и здесь находилось крупное языческое святилище. Была в пантеоне и так называемая прокудливая береза (прокудливый означает проказливый, шаловливый или пакостливый). На днях с историей старинного села познакомились участники экспедиции, организованной председателем республиканской Федерации туризма Геннадием Марковским в рамках проекта «Родовой пас», который реализуется на грант президента России.
В 1380 году на вымскую землю из ростовского монастыря пришел Стефан Пермский. Миссионер срубил древнюю березу, вырубил лес на холме и поставил «келию и дом молитвенный». С этого времени началась официальная история села. В 1384 году рукоположенный в епископы святитель Стефан приступает к храмовому обустройству Пермской епархии. Своей резиденцией он выбрал Усть-Вымь. Первый зырянский монастырь возвели на месте прокудливой березы. При монастыре была открыта первая в Коми крае школа, в которой готовили священнические кадры. Преемники Стефана превратили Усть-Вымь в укрепленный городок, за валом и деревянными стенами которого находились церкви, монастырь и «двор владычен большой». В первой половине пятнадцатого века Усть-Вымь стала военно-административным и епархиальным центром края. Село находилось на перекрестке путей, ведущих за Урал через реки Вымь и Верхняя Вычегда. По мере продвижения Москвы на восток и юго-восток Европы и на Урал через более южные территории Усть-Вымь постепенно теряет свое значение. Но она оставалась центром епископских владений на зырянской территории, а также местом паломничества к чудотворным мощам епископов Пермских – Герасима, Питирима и Ионы.
В начале восемнадцатого века в Усть-Выми, первом из селений Коми края, начинается каменное строительство. Путешественник академик Иван Лепехин, знакомясь в 1771 году с зырянским краем, поражался красоте и убранству усть-вымских храмов. В 1990 году село Усть-Вымь включено в список исторических населенных мест России. В 1996 году был возрожден Михайло-Архангельский монастырь, под обустройство обители выделена территория на ее историческом месте.
В честь 625-летия прихода в Усть-Вымь Стефана Пермского в центре села установили памятник – птицу счастья – работу скульптора Владимира Рохина. Это двенадцатиметровый металлический столб, увенчанный флюгером в виде железной птицы.
Большинство туристов приезжают в Усть-Вымь именно для того, чтобы побывать в старинных храмах, набрать в источнике святой воды, увидеть монастырь. В местной церкви для нас провели небольшую экскурсию, рассказали о святынях. В храме поразили макет трехмачтового парусника и множество тяжелых камней, привезенных священником из паломничества по святым местам. Рядом с храмовым комплексом и по сей день растет несколько берез – вполне прокудливого вида.
Робинзон Крузо – первый турист
Первым интуристом в Усть-Выми можно смело назвать Робинзона Крузо. Удивительно, как моряк из Йорка, который двадцать восемь лет прожил на необитаемом острове, мог оказаться в этих краях. Робинзон – это все-таки литературный персонаж. Но волей придумавшего его Даниеля Дефо после возвращения в Англию Робинзон путешествовал по России и во время этой поездки побывал в Коми крае. В частности, Даниель Дефо упомянул про село Усть-Вымь.
После выхода первого «островного» тома, писатель, вдохновленный успехом, продолжил робинзонаду, и Крузо стал героем не одного романа, а литературной трилогии. В оригинале второй том называется «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни, и захватывающее изложение его путешествий по трем частям света, написанные им самим». В СССР название сократили до первых четырех слов. Первый полный перевод двух частей «Робинзона» на русский язык появился в 1843 году. В СССР было академическое издание 1935 года, а следующее вышло только в 1996 году. В последние годы второй том робинзонады стали переиздавать чаще. В этой книге герой снова отправляется в скитания: посещает свой остров, совершает кругосветное путешествие, в конце которого оказывается в далекой России. В завершение странствий, которые длились десять лет и девять месяцев, он и побывал в Коми крае.
В подлинность всех совершенных Робинзоном путешествий читатели той эпохи верили совершенно так же, как и в реальность его существования. Робинзон колесит по Южной Америке, затем отправляется на свой остров, находит там достаточно многочисленную колонию поселенцев, состоящую из испанцев и англичан. Крузо проводит на острове реформы, разруливает конфликты, передает поселенцам инструменты и технологии и отбывает дальше в восточные моря. Робинзон огибает Африку у мыса Доброй Надежды, затем посещает Мадагаскар и Индию. На море в схватке с дикарями гибнет Пятница. Оставшийся без спутника путешественник оказывается с грузом опиума в Китае, где лишается корабля. Он узнает, что в Пекин прибыл караван московских купцов, и решает вернуться с ними на родину по суше. Его путь пройдет через всю Азию, Сибирь и европейский север России.
«Через пять дней мы прибыли в Вестиму (Усть-Вымь) на реке Вычегде, впадающей в Двину, и таким образом счастливо приблизились к концу нашего сухопутного путешествия, ибо река Вычегда судоходна, и нас отделяло только семь дней пути от Архангельска, – пишет автор Робинзона о Коми крае. – Из Вестимы мы прибыли третьего июля к Яренску».
Наверное, для развития местного туризма в усть-вымском музее можно было бы оформить хотя бы небольшой стенд, посвященный визиту Робинзона в село: карту его маршрута, шапку из козьего меха, подзорную трубу, разные издания книги. Это бы не только заинтересовало местных школьников, но и могло бы привлечь туристов. А если наладить еще производство сувениров «робинзоновской» тематики, то они бы не залеживались на прилавке.
На приеме у уездного врача
Музей в Усть-Выми размещается в здании бывшей земской больницы, построенной в самом начале прошлого века. Экспозиция здесь вполне традиционная для районных музеев: археологические находки, царские монетки, портреты и биографии известных земляков (в данном случае – автора пьесы «Свадьба с приданым» Николая Дьяконова). Широко представлены материалы по христианизации древних коми. В частности, есть картина, на которой изображено, как Стефан Пермский сжигает языческих идолов, а зыряне сокрушаются по этому поводу. Очень интересные в музее старинные фотографии, которые можно рассматривать часами, подмечая с каждым разом все новые детали. Запечатленные на них первые пионеры и колхозники пристально всматриваются в далекое будущее. Вот на одном коллективном снимке бородатый мужчина держит за шею ребенка. Видимо, тот заснул, а отец решил хотя бы таким образом запечатлеть своего сына или дочь. На снимке 1924 года первые пионеры села. Самодельные галстуки, впереди голоногий барабанщик, позади – знамя с надписью: «На смену».
Недавно в музее появилась новая экспозиция «Кабинет земского врача». Стол, кушетка, ширма, рукомойник, весы, этажерка, вешалка с плащом, шляпой и зонтиком. На этажерке – дореволюционные врачебные издания с печатью усть-вымской земской больницы. В этом кабинете вспомнились рассказы о врачебной практике Михаила Булгакова и Викентия Вересаева, фильм Алексея Балабанова «Морфий». На полках среди банок и склянок прячется бутылка из-под гематогена с надписью: «СССР. Главмясо». Мало кто помнит, что когда-то гематоген выпускался в жидком виде и только потом стал жевательным. Врачебный кабинет в старинном больничном здании – настоящая изюминка музея. Земская больница была открыта в 1903 году. Тогда же было построено и первое больничное здание. В 1911 году над ним сделали второй этаж. Рядом построены еще три корпуса. Это была единственная больница на семь волостей, а это более 20 тысяч жителей. Комплекс больничных зданий – один из немногих дореволюционных памятников, связанных с медициной, сохранившихся в республике.
О богатой истории вымской земли свидетельствует тот факт, что на Выми (правда, в Княжпогостском районе) находится самый известный археологический памятник – Веслянский курганный могильник, оставшийся от эпохи раннего Средневековья – VI-VII веков нашей эры. Здесь находились кинжалы, боевые ножи, кольчуги и монеты, а также серебряный ритон. Несколько древних артефактов, найденных при его раскопках, хранятся в Эрмитаже. Самые известные из них – это деревянная чаша и серебряный ритон. Ритуальный сосуд-ритон относится к изделиям так называемого сасанидского серебра. Это древнеиранские изделия из серебра (посуда, монеты, украшения), поступавшие в результате торгового обмена на Север в эпоху раннего Средневековья. А вот чашу из березового капа вырезали северные умельцы. Эти артефакты свидетельствуют о приходе в наш край кочевников из южных степей. Пришельцы являлись опытными литейщиками, хорошо владевшими техникой обработки железа. А богатые захоронения принадлежали знатным воинам. В культуре кочевников прослеживаются сарматские традиции. Вероятно, пришлые группы людей из азиатских степей были немногочисленны и вскоре ассимилировались с местным населением.
С районом связаны молодые годы всемирно известного социолога Питирима Сорокина, который родился в 1889 году в старинном вымском селе Туръя (Княжпогостский район). В деревне Гам Усть-Вымского района маленький Питирим начал осваивать грамоту в местной двухлетке.
Уникальностью Усть-Вымского района можно назвать то, что райцентр здесь не в Усть-Выми, а в селе Айкино. А единственный город на территории муниципалитета – Микунь. В рукописи 1680 года Усть-Вымь упоминается как город Старая Пермь. С 1922 по 1928 год село было центром Усть-Вымского уезда, а с 1929 по 1943 год – центром Усть-Вымского района, после чего райцентр был перенесен в Айкино.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора и Дмитрия НАПАЛКОВА
Удивлён своим незнанием! Получается , что и Малышев А.Н., как и Робинзон Крузо ,по воле авторов жил в Яренске.