На АЗС в Сыктывкаре появились сувениры от местных мастеров
Республика Коми стала участником федерального проекта «Больше, чем покупка», организованного фондом региональных социальных программ «Наше будущее». Теперь в мини-маркетах на автозаправках появятся стойки с продукцией социальных предпринимателей из Коми и других регионов России.
Первая такая торговая стойка открылась 24 мая на автозаправке «ЛУКОЙЛа» на Сысольском шоссе. В основном здесь представлены товары в дорогу и сувенирная продукция с национальным колоритом от салона «Зарнипас», мастеров Людмилы Алдушиной и Наталии Бережной. Церемонию приурочили к Неделе предпринимательства, проходящей в столице Коми.
Как рассказала руководитель проекта «Больше, чем покупка» Елена Карин, сейчас такие стойки есть уже в 26 регионах России, при этом там продается продукция порядка двухсот предпринимателей из 45 регионов. Основным партнером по сбытовой поддержке является «ЛУКОЙЛ» – стойки установлены уже на 500 российских заправках, где есть мини-маркеты, при этом торговая площадь предоставляется бесплатно. Кроме того, сейчас налаживается сотрудничество с торговыми сетями. Важно, что проект помогает наладить сбыт малому бизнесу, тем, кто сохраняет народные ремесла.
– Тут, конечно, требуется серьезная работа с самими предпринимателями, они не очень готовы к работе с сетями. Даже к льготной программе в мини-маркетах не готовы, мы помогаем им с упаковкой, маркировкой, логистикой, с управленческими вопросами, – пояснила Елена Карин. – В нашем проекте существует несколько форм поддержки. Социальному предпринимателю нужно заполнить заявку на нашем сайте nepokupka.ru, а далее мы предоставим ему как минимум веб-представительство на нашем сайте. Это торговая площадка, на которую заходят не только категорийные менеджеры сетевых магазинов, но и крупные корпоративные клиенты. За последние полгода мы продали товаров на 500 миллионов рублей.
Если маркетологи решили, что та или иная продукция социального предпринимателя может быть востребована на автозаправках, то она попадет и на торговые стойки, причем, возможно, по всей России. По словам Елены Карин, в таком случае мастерам нужно быть готовыми к тому, что придется работать не маленькими «ярмарочными» тиражами, а значительно большими. Что касается ассортимента, то руководитель проекта пояснила, что за последние пять лет (с начала существования проекта) проведено множество исследований, и сейчас есть идея наполнить стойки подарочной продукцией на любой вкус для тех, кто едет в гости, но не успел запастись презентами. А пока – подушки и пледы, чтобы было удобно отдохнуть в машине, забавные сувениры с национальным колоритом и, конечно, магнитики.
Кого именно можно считать социальным предпринимателем – тема спорная, и на различных встречах, посвященных поддержке этого направления, не раз разыгрывались дискуссии по этому поводу. По просьбе «Республики» Елена Карин рассказала, кого относят к социальным предпринимателям в проекте «Больше, чем покупка».
– Благодаря тому, что мы негосударственная структура, можем позволить себе формировать критерии, поэтому с прошлого года мы расширили спектр участников проекта. Теперь берем тех, кто занимается народными промыслами, ремеслом в сфере самозанятости, работает в НКО, кто создает семейные мастерские и возрождает забытые рецепты. Но основными участниками являются компании, предоставляющие рабочие места людям с социальными проблемами: с ограниченными возможностями здоровья, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, например, многодетным мамам, которых не очень охотно берут на работу из-за постоянных больничных. Кроме того, мы поддерживаем компании, которые дают работу людям, вышедшим из тюрьмы, им тоже трудно социализироваться, – пояснила руководитель проекта.
Кстати, одна из участниц проекта «Больше, чем покупка» в Коми – Наталия Бережная под критерии проекта попадает четырежды: она и народными промыслами занимается, и мастерская ее – семейная, и организовала она ее сама (самозанятость), и к тому же она многодетная мама.
Юрий Карташов, заместитель регионального управляющего «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», рассказал о планах по расширению географии проекта в Коми. Пока торговая стойка установлена только на одной заправке, рассматриваются еще два варианта в Сыктывкаре – АЗС в Емвале и на Ухтинском шоссе. Потом планируется развитие проекта в Усинске и в Ухте.
Церемонию открытия первой стойки «Больше, чем покупка» посетила заместитель председателя правительства Коми – министр образования Наталья Михальченкова, которая заявила, что это первый ощутимый результат сотрудничества правительства Коми с фондом «Наше будущее», и глава региона Сергей Гапликов призвал наших предпринимателей активнее участвовать в продвижении своего продукта на таких площадках.
Проректор по инновационной и проектной деятельности академии госслужбы Юлия Манаенкова в свою очередь посоветовала предпринимателям не бояться присоединяться к проекту, но быть готовыми к серьезным требованиям: одно дело мастерить что-то для души, другое – выпускать продукцию, которая поможет созданию положительного имиджа республики на уровне всей России.
Анна ПОТЕХИНА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Стойка с национальным колоритом"