Апостолы Победы

Военком Коми Дмитрий Плотников получил звание Героя России за подвиг в годы войны

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения полковника Дмитрия Плотникова, который с декабря 1960 по февраль 1967 года возглавлял военный комиссариат Коми. Судьба этого человека удивительна: за совершение подвига во время Великой Отечественной войны он был представлен к званию Героя Советского Союза, но по каким-то причинам его не получил. Справедливость была восстановлена через полсотни лет – в мае 1996 года указом президента страны Дмитрию Плотникову было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Сейчас в Коми осталось немного людей, которые работали в военкомате под руководством Дмитрия Плотникова. Они помнят военкома-фронтовика как человека требовательного, но тактичного и скромного. Он не рассказывал ни о своем боевом прошлом, ни о том, что стал героем произведений знаменитого военного писателя Константина Симонова. Поэтому много лет спустя известие о присвоении бывшему военкому звания Героя России стало приятным, но неожиданным. В год столетия Дмитрия Плотникова на здании военкомата республики будет установлена памятная доска в честь героя.

До нападения фашистов

Дмитрий Плотников родился 2 августа 1918 года в башкирском селе Верхний Авзян в многодетной семье. В 1936 году уехал учиться в Свердловск в техникум. Сельскому парнишке непросто пришлось в большом городе в те тяжелые для страны времена. На финансовую поддержку родителей он даже и не рассчитывал: дома еще «шестеро по лавкам», их кормить-поить надо. Мать переживала – как там Митя, сыт ли хоть. А он после первого курса приехал, как вспоминали родные, в красивом синем костюме. Обновка настолько выбивалась из родительских представлений о тяжелой жизни в большом городе, что мать, хоть и не сразу, но набралась смелости спросить, откуда такая дорогая вещь.

Дмитрий ответил, что не только учился, но и трудился. Никакой работы не чурался: и чертежи ленивым однокашникам чертил, и вагоны разгружал. Родители поняли: не пропадет Митя, на кусок хлеба всегда заработает. Да вот только поработать на мирном производстве Дмитрию почти и не довелось: два месяца на заводе тяжелого машиностроения, а потом опять учеба – в военном командном автомобильном училище в городе Пушкине. Там строевая подготовка, физическая, политическая. 5 мая 1941 года Дмитрий Плотников успешно окончил училище и получил воинское звание лейтенанта. Затем – назначение на должность командира автовзвода 34-го разведывательного батальона 34-й танковой дивизии Киевского особого военного округа, который стоял в селе Сандова-Вишня Львовской области.

«Это ведь неправда, будто мы вовсе не знали о готовящемся нападении фашистов, – рассказывал о том предвоенном лете Дмитрий Плотников. – 10 июня к нам в Сандову-Вишню приехал командующий бронетанковыми войсками Киевского особого военного округа Федоренко. Я почти дословно запомнил слова генерал-лейтенанта, сказанные нам, офицерам: «Если вы верите, что сосредоточенные у нашей границы 178 немецких дивизий всего лишь отведены на отдых после французской кампании, то вы не разведчики и даже не военные. Готовьтесь к войне, она – рядышком». Чувствовали: рядом, готовились, но не хотелось верить, что грянет».

Ровно в четыре утра

Для лейтенанта Плотникова война грянула 22 июня ровно в четыре часа утра.

«Нас вывели в район сосредоточения. Тучи низкие, ничего не видно. Только рвущий небо гул слышен: немецкая авиация волна за волной идет бомбить Киев, Житомир. Мы оказались южнее направления главного удара фашистов, танковые клинья которых били в направлении столицы Украины. Первый день войны – неразбериха, противоречивые приказы, бросающие наш разведбат то на юг, то на север. Ищем противника, чтобы вступить в огневой контакт, и не находим. А тем временем заставы на границе истекают кровью, – вспоминал Дмитрий Плотников. – Первый мой бой к вечеру 22 июня, когда нас бросили в сторону Львова. Нос к носу столкнулись с фашистской разведкой: четверо на трех мотоциклах. Фашист, сидевший в коляске мотоцикла, сразу открыл пулеметный огонь. Пули защелкали по броне моей головной машины БА-10. Пушка и пулемет моего броневого автомобиля были заряжены, открыл огонь, фашист в люльке раскинул руки и отвалился от пулемета. Потом мне доводилось убивать многих врагов, из винтовки и автомата, гранатами. Но этот первый, которого я лишил жизни, настолько потряс меня, что я оторопел. Надо было пулять по мотоциклистам-разведчикам, а я замешкался. Фашисты бросили мотоциклы и скрылись. Да, надо через человеческое в себе переступить, чтобы убить человека. Лишь позднее, насмотревшись на зверство фашистов, я понял, что убиваю нелюдей, врагов. Да ведь и они сколько раз меня убивали. На третий день войны мне в спину впился зазубренный осколок на излете, еще горячим. Сам его вырвал. На пятый день войны меня нашла пуля, но в горячке продолжал руководить боем».

Потом были тяжелые сражения, ранения, потери друзей, сражавшихся с ним бок о бок. Уже после войны Дмитрий Плотников вспоминал, что не кровавые бои, не встреча с врагом один на один, а подписание похоронных извещений было для него самым тяжелым и страшным.

«В моем батальоне были замечательные солдаты и офицеры, закаленные в боях. Надежные, честные, храбрые. Жалко было терять таких людей, – вспоминал Дмитрий Плотников. – Потому-то за всю войну моя рука так и не привыкла без дрожи записывать в скорбный список потерь павших в бою».

Переправа – малой кровью

Подвиг, который через полстолетия был отмечен высшей наградой России, Дмитрий Плотников совершил в марте 1944 года, когда 6-я танковая армия получила приказ взять город Могилев-Подольский и мосты через Днестр. Немцы организовали «непробиваемую» оборону переправы для своих отступающих войск: танки, пушки, авиация.

Дмитрий Плотников, который тогда был заместителем начальника штаба 2-й механизированной бригады 5-го корпуса 6-й танковой армии, сделал ставку на внезапность. С небольшим отрядом разведчиков он атаковал восточную окраину города и пробился к берегу Днестра. Там поставил задачу: быстро форсировать реку и занять оборону в тылу противника.

Повезло: отыскалась какая-то маленькая лодочка. За корму привязали проволоку, другой конец закрепили на берегу. Первым в лодку сел Дмитрий Плотников, с ним – двое разведчиков. На тот берег отправились втроем, попали под обстрел, к счастью, пули пролетали мимо. Когда трое бойцов высадились на берег, лодку за проволоку потянули назад, в ней переправились еще трое. За четыре рейса – двенадцать человек.

Самое удивительное, что никто из двенадцати под пулеметным огнем противника не погиб, не получил серьезных ранений, было несколько легких – по военным временам, считай, царапины. Много позже, наверное, уже в нашем тысячелетии кто-то сочинил об этом случае красивую легенду: якобы охраняли наших разведчиков от вражеских пуль силы небесные, поскольку было воинов двенадцать – по числу Христовых апостолов. Сам Дмитрий Плотников предлагал другое, вполне земное, объяснение их «неуязвимости»: «По нам палили из пулемета, но обошлось, видно, стрелок был из новобранцев».

Неизвестно, вспоминали ли во время той отчаянной переправы советские разведчики о Христовых апостолах, но если не высшие силы, то удача точно была на их стороне. Дюжина солдат выбила фашистов из ближайшей деревеньки и заняла там оборону – и снова с советской стороны ни одного погибшего, только раненые. Двенадцать человек около шести часов удерживали захваченный плацдарм до подхода батальона мотострелков.

«После в батальоне почти всех наградили, а пятеро стали Героями за форсирование Днестра и отражение четырнадцати немецких контратак. Моих разведчиков наградами обошли, – не без горечи вспоминал Дмитрий Плотников. – А все потому, что не согласовал я свои действия с высоким начальством. Да я и не особенно горевал, что остался без Золотой Звезды, зато переправа далась малой кровью».

Запад, Восток, Север

Потом было еще немало сражений. На многих перекрестках фронтовых дорог в Венгрии, Австрии, Чехословакии стояли таблички с буквами «Д.П.» – инициалами командира разведбата Дмитрия Плотникова, который прокладывал путь для танковых войск 9-го механизированного корпуса, – и стрелкой, указывающей на запад.

В 1944 году знаменитый Константин Симонов побывал в батальоне Плотникова, воевавшем тогда в Румынии. В книге «Разные дни войны» есть такие строки: «Командир разведбата капитан Плотников на четыре года моложе меня. Когда началось наступление, ему было еще двадцать четыре. Двадцать пять стукнуло в пути. Уралец, спокойный. За двенадцать дней боев, по его подсчетам, батальон уничтожил две тысячи немцев и взял больше трех тысяч пленных. Обо всем этом и вообще о боях ночью, когда мы приехали, рассказывал спокойно. А сейчас волнуется, ходит по шоссе вдоль колонны – все ли в ажуре? Как-никак, а в столицу иностранного государства приходится вступать первый раз в жизни. Может, не в последний, но пока в первый…»

Война на Западе для Дмитрия Плотникова закончилась по странному стечению обстоятельств тоже в 4 часа утра 10 мая 1945 года, когда батальон вошел в Прагу. Но потом – новые бои, уже на Востоке: началась война с союзником фашистской Германии – Японией. Только 2 сентября 1945 года японское правительство подписало акт о безоговорочной капитуляции.

После войны майор Плотников продолжил службу в армии. В 1960 году возглавил военный комиссариат Коми АССР. Как отметили в военкомате Коми, Дмитрий Плотников сделал многое для улучшения деятельности военных комиссариатов в Коми, развития военно-патриотического воспитания молодежи. В 1960-1967 годах по результатам работы военный комиссариат Коми АССР занимал первые места в Уральском военном округе.

С 1967 по 1973 год Дмитрий Плотников был военным комиссаром Курганской области. В июне 1973 года вышел в отставку. Почти 15 лет проработал в Курганском областном управлении строительства и эксплуатации автодорог. А в июле 1988 года переехал на постоянное место жительства в Пермь.

Рассказ о том, как была восстановлена справедливость и Дмитрий Плотников получил заслуженное звание Героя России, есть в книге «Легендарный разведчик», изданной в Перми. Однажды в беседе с военкомом Пермской области Дмитрий Плотников все-таки проговорился о том, как из-за «самоуправства» не получил звание Героя Советского Союза. Военком помог собрать необходимые документы, получить свидетельства однополчан, и военный комиссариат Пермской области вышел с ходатайством: «За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, полковнику в отставке Плотникову Дмитрию Павловичу присвоить высшее звание Героя России». Военный совет, командующий войсками Приволжского округа, поддержал это ходатайство перед коллегией Министерства обороны и лично перед министром обороны России.

2 мая 1996 года президент страны подписал указ о присвоении Дмитрию Плотникову звания Героя Российской Федерации. Вручил награжденному долгожданную Золотую Звезду Героя командующий войсками Приволжского военного округа, который специально для этого прибыл в Пермь.

Герой России Дмитрий Плотников скончался 4 сентября 2012 года.

Людмила ВЛАСОВА

Фото bel-biblioteka1.narod.ru

Оставьте первый комментарий для "Апостолы Победы"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.