В Сыктывкаре обсудят проблему пассажирских автоперевозок

16 частных автоперевозчиков Сыктывкара обратились в открытом письме к главе Коми Сергею Гапликову. По их словам, в ближайшее время они могут перестать выходить на линии, поскольку из-за изменений в российском законодательстве и особенностей заключения контрактов на перевозки в столице республики они автоматически стали «нелегалами». И в скором времени им грозит банкротство из-за штрафов. Что происходит в сфере автобусных перевозок в Сыктывкаре, чем это, вероятно, закончится и как можно решить проблему, разбиралась «Республика».

Субподряд под запретом

Как пояснил начальник отдела транспорта Министерства инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми Владимир Котов, проблема возникла в начале этого года, когда заработал федеральный закон №480. Этим законом предусмотрено, что перевозчик, который работает на маршрутах, должен иметь подвижной состав либо в собственности, либо на праве договора аренды. И иметь персонал, то есть водителей, кондукторов, в своем штате. Это подразумевает, что теперь фактически невозможны такие договоры подряда, когда один перевозчик привлекает к работе другого перевозчика со своим автопарком, сотрудниками. Если не хватает автобусов, перевозчик должен взять их в аренду, не хватает водителей – прибегнуть к найму. Но никакого субподряда.

Но в Сыктывкаре ситуация именно такая, которую новый закон не одобряет. Как пишут авторы открытого письма к Сергею Гапликову, «администрация Сыктывкара при проведении конкурса на право заключения муниципального контракта по оказанию услуг, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам, сформировала всего два лота, включив в них всю маршрутную сеть Сыктывкара (городских и пригородных маршрутов), в каждый из которых вошли маршруты, где требовались автобусы большой вместимости, в результате конкурс по обоим лотам выиграло ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №1». Пришлось продолжить деятельность с САТП №1 в качестве субподрядчиков».

Теоретически никто сейчас САТП №1 насильно расторгать договоры с частниками не заставляет: это внутреннее дело бизнеса. Но по закону карты маршрута теперь есть только у автобусов этого автотранспортного предприятия, а его субподрядчикам они не полагаются. А заниматься пассажирскими перевозками без этого документа нельзя.

– Частники сейчас в подвешенном состоянии. То есть сотрудники Управления государственного дорожного надзора могут в любой момент остановить автобус, работающий по субподряду, спросить: «Ребята, а где ваша карта маршрута? Нет? В суд!» – говорит Владимир Котов.

Вопрос формулировки

По словам Владимира Котова, теоретически предотвратить проблему можно было заранее.

– Например, в Кирове контракты, которые были заключены между перевозчиками и администрацией города, официально разрешали привлечение перевозчиков по субподряду. Это было отдельно прописано в муниципальном контракте. Соответственно, у них ничего не изменится. Там будет, конечно, коллизия между этим договором и требованиями местного УГДН, но арбитражный суд, который смотрит на ситуацию в целом, а не на отдельные требования, решит вопрос в пользу перевозчиков, – поясняет начальник отдела минпрома Коми. – Но в Сыктывкаре разрулить ситуацию по такой же схеме не получается. Почему? Потому что у нас в муниципальных контрактах была другая формулировка – перевозки выполняются собственными силами перевозчика. Я тут хорошо понимаю администрацию Сыктывкара, потому что она рассуждала примерно так же, как федеральный законодатель: нужно как-то уходить от практики субподрядов, когда договор заключает один, а возит другой. В итоге формулировка в контракте «собственными силами» сейчас трактуется разными сторонами двояко: то ли САТП №1 пообещало не брать субподрядчиков, то ли наоборот.

По словам начальника отдела транспорта, изначально планировалось создать республиканское предприятие – САТП-1, под крышей которого собирать других перевозчиков. Это предприятие по сути берет на себя функции организатора перевозок. И муниципалитету уже не надо заниматься этими вопросами фактически: предприятие само будет заключать договоры.

– Формально это тот же самый субподряд. Но претензии предъявляют подрядчику, а он их перепредъявляет тому же частнику, – объясняет Владимир Котов. – Для мэрии это была довольно удобная схема, все, что требовалось, – заключить контракт, а потом претензии можно направлять только одному перевозчику.

В поисках решения

Частники предлагают простой, на их взгляд, вариант по решению возникшей проблемы: сохранить хотя бы до конца года (до времени заключения новых контрактов) субподрядные договоры с САТП-1, и всех частников внести в карты маршрутов, чтобы не было претензий у УГДН.

Но проблема в том, что если ответственные лица из администрации города просто возьмут и внесут частников в карты маршрута, им тоже быстро внесут предписания правоохранительные органы.

– Чтобы вписать предпринимателя в карту маршрутов, нужно, чтобы между ним и администрацией был заключен контракт. Но контракт по закону не может быть заключен. Стало быть «просто взять и вписать» – это обойти закон о госзакупках, – поясняет Владимир Котов.

Еще один вариант: хотя бы до конца года, чтобы не платить штрафы, частные перевозчики могли бы сдать свои автобусы в аренду САТП №1, туда же после увольнения перейдут водители и кондукторы. Но и этот вариант сомнителен. Дело в том, что изрядная часть индивидуальных предпринимателей, работающих на ниве пассажирских перевозок в Сыктывкаре, в последнее время обновляла автопарк, беря автобусы в лизинг. И сдавать их в аренду сейчас просто убыточно, доход не перекроет платежи. Что касается автобусов 1982-1990 годов (есть в активе сыктывкарских частников и такие), так их просто само САТП №1 брать не захочет.

– Другой вариант: мэрия расторгает действующие договоры и заключает их заново, часть маршрутов достается САТП №1, другие – частникам (без конкурса можно заключать договоры до 100 тысяч рублей). Но у этого варианта тоже свои минусы. Для этого мэрии нужно иметь в штате целый отдел специалистов, которые будут заниматься регулированием перевозок в городе, то есть тем, чем сейчас занимается САТП №1. А это дело непростое, – говорит Владимир Котов.

Взять в руки и оптимизировать

Ситуацию с автоперевозками в Сыктывкаре обсудят на совещании с заинтересованными сторонами в Общественной палате Коми.

– Даже если с маршрутов начнут массово уходить частники, я не думаю, что горожане особо это заметят до осени. В июне в городе всегда идет спад пассажиропотока: часть населения просто начинает больше ходить пешком – хорошая погода, почему бы не пройтись пару-тройку остановок, часть пересаживается на личный транспорт, велосипеды, часть уезжает из города в отпуск. В целом снижение процентов на 25. Частники говорят, что в городе порядка ста их автобусов, по моим данным, летом реально ездят все же поменьше – где-то 80. Отсутствия половины из них просто не заметят, а остальное, думаю, сможет восполнить САТП №1 своими силами, – поделился своими мыслями о возможном транспортном коллапсе Владимир Котов. – Но что будет осенью и зимой, спрогнозировать сложно. Допускать до неконтролируемого варианта развития событий нельзя. Точно скажу: если это предприятие останется на рынке перевозок в городе монополистом – его деятельность должна быть прозрачнее прозрачного.

Как отметил Котов, сейчас большая часть автобусов на маршрутах в Сыктывкаре загружена не более чем на 20 процентов. В час пик автобус полный, в остальное время – загрузка минимальная. А принять решение и пустить автобусы реже – значит получить претензии граждан.

– Глас народа против – значит нельзя. А кто за это будет платить? В итоге те же частники ездят с такой частотой, как им сказали, а при недостаточном контроле не выполняют часть рейсов. Надеюсь, после завершения оценки пассажиропотока, которую сейчас проводит администрация города, будут приняты решения по оптимизации маршрутов, где-то необходимо увеличить количество рейсов, где-то уменьшить, – говорит Владимир Котов.

По словам чиновника минпрома, хороший пример организации пассажирских перевозок в Коми в достаточно сложных условиях – Воркута, другим муниципалитетам стоит обратить на нее внимание.

– Нет ничего хуже для транспорта, чем падение пассажиропотока, а Воркута – это хроническое уменьшение населения и сокращение муниципального бюджета, удержать на том же уровне движение пассажирского транспорта невозможно. И что делает администрация города? Она делает анализ, тщательно оценивает пассажиропоток, дальше принимает болезненное для населения решение по сокращению числа автобусов на некоторых маршрутах, убирает некоторые маршруты. Получает обратную связь, снова все просчитывает, где-то возвращает часть автобусов, где-то еще убавляет. Да, процесс болезненный, но в результате сейчас в Воркуте существенно уменьшилось количество обращений по сравнению с началом года, работают три частника, которые в целом справляются, между собой решают некоторые организационные вопросы. Но, подчеркну, основные решения принимает не частник, а администрация. И мэрия Сыктывкара при нашей поддержке может решить возникающие проблемы в части организации перевозок. И если будет решена проблема взаимопонимания между населением, перевозчиками и властью – качество перевозок только вырастет, – уверен Владимир Котов.

Заместитель руководителя администрации Сыктывкара Сергей Воронин на просьбу «Республики» прокомментировать ситуацию ответил:

– Изменения в законе действительно делают невозможной работу индивидуальных предпринимателей в рамках субподряда. Эту проблему мы начали обсуждать больше месяца назад, создана рабочая группа. Уже проведен и планируется в ближайшее время ряд встреч с заинтересованными сторонами для поиска юридически правильного решения. Мы готовы совместными усилиями решать этот вопрос для обеспечения бесперебойного транспортного сообщения в Сыктывкаре.

Анна ПОТЕХИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

Оставьте первый комментарий для "В Сыктывкаре обсудят проблему пассажирских автоперевозок"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.