Артисты «Асъя кыа» впервые выйдут на сцену в ижемских нарядах
Государственный ансамбль «Асъя кыа» Коми республиканской филармонии уже много лет покоряет зрителей своими песнями, танцами и музыкой. Российская и зарубежная публика в восторге не только от выступления коллектива, но и от ярких сценических костюмов. Бывает, что за один концерт артистам приходится менять несколько образов и переодеваться. Корреспондент «Республики» побывал за кулисами филармонии и побеседовал с заведующей костюмерным цехом и художником по костюмам Ларисой Ветошкиной.
Четырнадцать лет назад уроженка Корткероса Лариса Ветошкина пришла в филармонию костюмером, а сейчас разрабатывает и создает сценические образы. В ее послужном списке работы для доброго десятка концертных программ и номеров. А еще она реставрирует и обновляет костюмы для произведений из золотого фонда ансамбля «Асъя кыа», сама шьет по своим эскизам и руководит пошивом сценических нарядов, который производится в швейных мастерских Сыктывкара и других городов страны по заказу филармонии. Без согласования с ней на изготавливаемых изделиях не появится ничего лишнего. Максимальное приближение особенностей народных костюмов к требованиям сцены нуждается в затратной по времени и обширной подготовительной работе. Как художник она черпает вдохновение в самых разных источниках. Это музейные выставки, архивные и современные фотографии, книги, альбомы, научные исследования и творческие экспедиции.
Как рассказала Лариса Ветошкина, в работе по созданию сценических нарядов хватает и мелкой – самой сложной работы. Она не ограничивается только пошивом платьев, сарафанов, рубашек, брюк или малиц. Образ завершают еще и пояса, фартуки, а также головные уборы. Кокошники самых невероятных размеров, в том числе и трехрядные удорские, и стилизованные русские или усть-цилемские, создаются исключительно и полностью вручную. Изделия, как и костюмы, расшиваются стеклярусом и стразами, потому что на сцене все должно быть ярким и сверкать под светом софитов.
Сегодня в творческом багаже Ларисы удорские, русские, цыганские и кантри-костюмы. Она оформляла одноактный балет «История любви, или Ромео + Джульетта на все времена», сюиту «Память через поколение» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также все номера юных артистов Национальной студии при ансамбле «Асъя кыа». Благодаря ей обрели визуальное воплощение Кӧдзыд Пӧль (коми Дед Мороз) и герои коми легенд в театрализованном представлении для детей в рамках общереспубликанской акции «Добрый Новый год». А первой большой работой Ларисы Ветошкиной стало создание костюмов для концертной программы «Под небом России». Главной задачей тогда, по ее словам, было представить в едином стилизованном воплощении разные детали костюмов регионов Северо-Запада.
Сейчас она создала эскизы и работает над коми-ижемскими костюмами для премьеры нового блока «Самобытная Ижма». Он будет завершать концертную программу «Гажöдчысь войвыв» («Север праздничный») ансамбля «Асъя кыа». Программа представляет традиции народных гуляний в разных районах республики.
– Традиционные ижемские женские костюмы шьются из богатых, ярких, но тяжелых тканей, – рассказала «Республике» мастерица. – Но жизнь – это жизнь, а сцена – это сцена. Танцевать в таких сарафанах на сцене просто невозможно. Да еще и под жарким светом софитов. Поэтому мне необходимо было создать такие сценические костюмы, которые будут намного легче народных. Но при этом они визуально не должны отличатся от тех, что северянки надевают на праздники. Я уже работала с костюмами разных районов республики. В отличие от них ижемский более сложный, многослойный, да и выглядит богаче. Он выигрывает за счет роскошных тканей, отделки, брошек, бус и прочих украшений. Главное, чтобы было понятно, что это именно ижемский костюм.
Особая сложность при создании костюма с обилием украшений – необходимость их как-то закреплять. Артисты на сцене очень много двигаются, а бусы и броши не должны доставлять им дискомфорта и прочно держаться на ткани. Тут в ход идут различные ухищрения, к которым настоящие мастера приходят с получением опыта.
До создания блока «Самобытная Ижма» у артистов ансамбля еще не было возможности примерить наряды именно этого района. Лариса Ветошкина, для того чтобы лучше узнать особенности ижемского костюма, специально побывала в северном районе. Материалы удалось собрать в том числе благодаря солистке хора «Асъя кыа» Валентине Ковальчук, которая сама родом из старинного ижемского села Сизябск. Именно она познакомила художницу со своей бабушкой, которая показала старинные парчовые сарафаны и рассказала, как их шили и носили. Вдобавок мастерицу проконсультировали в местной швейной мастерской.
Еще один непростой вопрос, который решается при создании народного костюма, – это подбор тканей. Они должны выглядеть правдоподобно, но при этом быть функциональными. В новой постановке используются парча, шелк, атлас и жаккард.
Для того чтобы представить объемы проделанной работы, достаточно упомянуть, что для одного блока – четвертой части концертной программы созданы двадцать балетных костюмов и тридцать восемь хоровых. К этим цифрам еще нужно добавить два наряда для солистов балета, а также женские и разные виды девичьих головных уборов, которые имеют свои отличия. Часть костюмов Лариса Ветошкина сшила сама, а часть заказали в мастерской одного из сибирских городов.
Перед тем как «растиражировать» сценический костюм, а именно запустить его в производство, обязательно проводят апробацию пары экспериментальных образцов на сцене. Артисты остались довольны. Зрители же смогут увидеть премьеру новой постановки уже грядущей осенью.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Лара! Ты наше золото!!!!
Горжусь тобой,умница.
Ларочка, ты- большая Молодчинка!!! Мы годимся тобой!!!
Ларочка, ты- большая Молодчинка!!! Мы гордимся тобой!!!