Историк Элеонора Савельева отметила юбилей
В Эрмитаже хранится несколько древних уникальных артефактов, найденных на территории Республики Коми. Самыми интересными среди них можно назвать обнаруженные при исследовании Веслянского могильника (Княжпогостский район) деревянную чашу и серебряный ритон. Это только две из многочисленных находок известного археолога доктора исторических наук Элеоноры Савельевой.
На этой неделе ученый отметила свой восьмидесятилетний юбилей. В среду она провела для журналистов небольшую экскурсию по музею археологии Европейского Северо-Востока Института языка, литературы и истории Коми научного центра.
Древний Веслянский могильник Элеонора Савельева нашла в 1961 году, а сенсационные находки на его территории сделала вместе со студентами-практикантами спустя тринадцать лет. На серебряный ритон в форме головы быка наткнулся студент Савельев, который от неожиданности воскликнул: «Элеонора Анатольевна, у нас золото пошло!» Оказалось, что это все-таки серебро. Ритуальный сосуд-ритон относится к изделиям так называемого сасанидского серебра. Это древнеиранские изделия из серебра (посуда, монеты, украшения), поступавшие в результате торгового обмена на Север в эпоху раннего Средневековья. А вот чашу из березового капа вырезали северные умельцы. У этого сосуда края были серебряные, а уши медведя – с позолотой.
– На территории России больше нигде не найдено такого ритона и чаши, – рассказала археолог. – Тогда мы раскопали первый в своем роде Веслянский курганный могильник, оставшийся от эпохи раннего Средневековья – VI-VII веков нашей эры. Здесь находились кинжалы, боевые ножи, кольчуги и монеты, а также серебряный ритон.
Эти артефакты, по словам археолога, свидетельствуют о приходе в наш край кочевников из южных степей. Пришельцы являлись опытными литейщиками, хорошо владевшими техникой обработки железа. А богатые захоронения принадлежали знатным воинам. В культуре кочевников прослеживаются сарматские традиции. Многие предметы, в том числе такие специфические детали погребального обряда, как золотые и серебряные наротники и наглазники, находят аналогии в древностях Северного Причерноморья. Пришельцы являлись опытными литейщиками, хорошо владевшими техникой обработки железа. Вероятно, пришлые группы людей из азиатских степей были немногочисленны и вскоре ассимилировались с местным населением. Зыряночки «переженили» их на себе, пришельцы обогатили коми культуру и «растворились» в местном народе.
По словам Элеоноры Савельевой, находка Веслянского могильника – одно из самых масштабных ее научных открытий.
– У меня тогда практически не было опыта, – вспоминает она. – Сложно сказать, каким образом я поняла, что в этом месте нужно копать. Наверное, важную роль в этом сыграла интуиция.
Как рассказала археолог, всю свою научную деятельность она посвятила изучению истории родного коми народа. Будущий ученый родилась в учительской семье в деревушке Семкапи села Пыелдино Сысольского района. После окончания истфака Уральского госуниверситета имени Горького в Свердловске ей предлагали остаться в аспирантуре, но выпускница решила вернуться на малую родину и стала третьим профессиональным археологом в республике. В 1959 году она приехала в Сыктывкар, поступила на работу в Коми филиал Академии наук СССР, и начались экспедиции в разные уголки республики. С самого начала работы она избрала темой своих исследований Пермь Вычегодскую.
– Основная территория обитания вычегодских пермян – это бассейн и долина реки Вымь, Средней и Верхней Вычегды, – рассказала Элеонора Савельева. – Коми жили вплоть до устья Вычегды, но в результате русской колонизации и освоения севера границы смещались на восток. Котлас в древности назывался Пырас, что по-коми означает «вход». С двенадцатого века в Коми крае появились первые русские поселения.
Поздравляя юбиляра, директор Института языка, литературы и истории Игорь Жеребцов в шутку присвоил ей звание «Мать коми археологии».
– Хорошо, что не бабушка, – пошутила в ответ Элеонора Савельева.
От лица всех журналистов юбиляра поздравил главный редактор журнала «Регион» Евгений Хлыбов.
– Меня греет мысль о том, что я еще успею сделать что-то полезное для людей, – отметила Элеонора Савельева. – А это очень важно. Наши идеи, наши представления о тех процессах, которые происходили в древности, – объективно-субъективные. Мы можем ошибаться в интерпретации. Но артефакты, которые мы нашли, – они останутся, и к ним будет обращаться последующее поколение исследователей. Это очень важно – знать историю своего народа. Мы еще очень мало знаем о древних страницах нашей истории, и коми земля таит еще немало загадок. В том же Татарстане работает большой институт археологии, в котором более чем полторы сотни сотрудников, летом там выезжают на раскопки в «поле» по восемь сотен человек. К сожалению, в Коми такого масштаба работ нет.
Элеонора Савельева продолжает активную научную деятельность: готовит к публикации свои работы, а также участвует в обобщающей работе Института археологии Татарской академии наук – многотомной «Археологии Волго-Уральского региона».
Артур АРТЕЕВ
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
Спасибо большое, Артур, за внимание к моей скромной персоне. Всегда с удовольствием читаю Ваши работы. Спасибо большое!