О чем рассказал «Мойдысь»

В Сыктывкаре завершился международный фестиваль кукол

В Академическом театре драмы имени Виктора Савина подвели итоги III Международного фестиваля театров кукол «В гостях у Мойдыся». Фестиваль, в котором приняли участие 12 театров из России и ближнего зарубежья, проходил с 15 по 22 октября при неизменно заполненном юным зрителем зале. Организаторами фестиваля выступили закоперщики самой идеи «Мойдыся» – Государственный театр кукол Республики Коми (Воркута).

Учитывая, что все спектакли шли по два-три раза в день, в общей сложности было представлено 25 спектаклей (13 названий). Жюри оценивало 12 постановок. Через день в зале театра состоялся подробный разбор полетов, которым заправляли председатель жюри Давид Бурман – театральный режиссер, продюсер, член экспертного совета по негосударственным театрам Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга и, наконец, президент и директор Международного фестиваля КУКАRТ и театровед, преподаватель республиканского колледжа культуры Вера Морозова. Спектакли также оценивала театральный критик, кандидат искусствоведения, заведующая  сектором фольклора Российского института искусств (Санкт-Петербург) Анна Некрылова.

Фестиваль открылся с замечательного, пронзительного спектакля театра кукол из Воркуты «Стойкий оловянный солдатик».

Спектакль – не классическая версия Ганса Христиана Андерсена, эта сказка создана автором инсценировки и режиссером Антоном Лабушкиным по мотивам произведений великого сказочника. Поэтому в сказке появляются такие герои, как елка, молодой слуга, помощник повара, рыба, которая  восторгается людьми, и, напротив, рыба, скептически относящаяся к людям, крыса, которая не просто промелькивает в эпизоде, но читает солдатику лекцию на тему «Война всегда найдется». Да и концовка, к счастью зрителей, у Лабушкина оптимистическая: никто не попадает в злосчастный камин, между солдатиком и балериной продолжается любовь. Замечательную музыку к спектаклю написал Артем Чупров.

Сказка Владимира Орлова «Золотой цыпленок», которую привез театр из Набережных Челнов, – история о том, как парочка аферистов – лиса и волк хотят разбогатеть, отобрав у бабы с дедом золотое яичко, которое снесла Курочка Ряба. В надежде, что из яйца вылупится еще одна златоносная курочка, они мечтают: «Мы честно разбогатеем, честно отберем у деда с бабкой дом и будем честно жить-поживать, добра наживать». Но красть и высиживать яйцо приходится одному волку. Цыпленок появляется на свет, и волк начинает любить его как сына. Лиса, сообразив, что от цыпленка яиц не дождаться, решает откормить его и съесть. Волк спасает цыпленка и остается работать собакой у деда с бабой. Вот что делает настоящая любовь. Спектакль получился добрым, дети, а в афише значилось 2+, искренне сопереживали волку, криками «уходи» гнали прочь хитрую лису. Актерский ансамбль играл на удивление слаженно, а актриса, исполнившая роль цыпленка, – Минзария Туткарова в итоге получила диплом в номинации «Лучшая женская роль».

Театр кукол из города Чебоксары представил спектакль «Лопо-ухий Илюк».

Это история о маленьком слоненке, который жил с родителями в Индии, но однажды решил отправиться в далекую Чувашию к своей подруге Хеведусь. По дороге он нашел себе много новых друзей, которые не раз выручали его, помогая справляться с трудностями.

– Данный спектакль полностью адаптирован и способен стать средством полноценного общения ребенка-инвалида с внешним миром. Создание такого рода постановок – это большой шаг на пути к адаптации, улучшению качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, – отметила директор Воркутинского театра кукол Людмила Дубровина.

Спектакль был отмечен жюри в номинации «Лучшая работа художника» (Анатолий Розов).

Спектакль «Мартынко» по произведению замечательного поморского писателя Бориса Шергина – история о том, как простоватый и никогда не унывающий солдат Мартынко искал свое счастье. Ему повезло – он нашел золотые карты, с которыми невозможно никому проиграть. С помощью них он взбирается вверх по карьерной лестнице, становясь министром финансов королевства, а потеряв их, опускается на самое дно и попадает в тюрьму. Сломит ли это героя? Или наоборот – придаст еще больших сил в желании осуществить свою мечту? Что он выберет – счастье или богатство? «Мартынко» – мужской спектакль. В нем играют всего четыре актера, и каждый, видно по всему, просто влюблен в свою куклу. Нужно видеть, с каким вниманием, терпением и осторожностью они проживают с ними эту историю. Спектакль музыкальный, с элементами танцев и трюков, наполненный юмором, необычным говором и философией.

Видимо, в силу этого спектакль вызвал больший резонанс у воспитателей, чем у шестилеток, которых привели на просмотр. В афише значилось 6+, но дети не поняли ровным счетом ничего, педагоги поделились своим мнением с корреспондентом «Республики». Спектакль, утверждали они, все-таки рассчитан на подростков.

«Дочь золотого Змея» – спектакль костромского театра, поставленный по мотивам уральских сказов. Режиссер – Сергей Балыков.

Зрители переносятся на уральское озеро Иткуль, где храбрый охотник Айлып повстречал прекрасную девушку с золотой косой. Но его ослепил свет золота, а не любви.  Шестеро свидетелей тех событий рассказывают зрителям о том, как легко потерять родного человека и как тяжело его вернуть. «Так в чем настоящее счастье – в любви или золоте?» – спрашивают герои сказки.

В постановке много находок, оставалось удивляться, например, как лихо управляются актеры золотым гигантским хвостом Змея, при этом оставаясь незамеченными. Очень удачно был выстроен прием, когда главного героя Айлыпа преследует золотая лиса, которая разбрасывает золотые нити. Лиса то превращается в небольшого огненного зверька, то через полсекунды выглядывает огромным огнедышащим хищником. В какой-то момент из-под небес спускается на паутине «заложник» золота – огромный паук, дети в зале поднимают крик от «ужасного» вида паука. Спектакль очень красивый, зрелищный.

Удивительно теплый спектакль представил театр из Мурманска «Сказки бабушки Зимы», режиссер-постановщик Никита Шмитько, художник Андрей Запорожский. В постановке используются штоковые марионетки и теневые куклы.

Всю зиму бабушка вяжет детям сказки в своей комнате, сидя у волшебного шкафа. Главные герои – маленькие снеговички. Они отправились на поиски солнышка, ведь другим обитателям зимнего леса так без него холодно. Это история об альтруизме, смелости, взаимопомощи и, конечно же, о дружбе.

Замечательная история, тем не менее председатель жюри увидел то, что вряд ли увидит обычный зритель, но что несомненно сделает спектакль лучше. Почему, например, вредная летучая мышь сильно шепелявит? Если это присуще героине, значит, должна быть и история этого «фефекта речи». Может быть, она постоянно врезается в деревья и теряет зубы? То же самое с одним из снеговичков. Почему он пришепетывает, может, бабушка, насаживая клубки, из которых он сделан, чуть промахнулась?

– Театр, а особенно кукольный, состоит из мелочей, чем больше подробностей, тем интереснее, – отметил Бурман.

Он также посчитал, что в сказке не хватает фокусов, без которых сказка теряет сказочность, а сама бабушка Зима выглядит недостаточно «волшебно» и слишком бытово. Но главная претензия председателя была высказана по поводу авторства пьесы. Давид Семенович наказал передать «автору» – режиссеру-постановщику Никите Шмитько свое «фи», отметив, что пьесу создал по мотивам румынской сказки Александр Веселов.

Отменную, местами даже филигранную актерскую игру отметили члены жюри в постановке саранского театра «Здравствуйте». Это спектакль о том, что значит быть воспитанным. Щенок, поросенок, птичка, бабушка и кот-проказник рассуждают на тему вежливости. На сцене разворачивается спор, в котором каждый приводит свои доводы. В итоге все понимают, что к окружающим нужно относиться с уважением.

Общая оценка постановки: крепкий, достойный спектакль с интерактивной игрой с детским зрителем, что всегда дается очень нелегко, так как требует мгновенного переключения с детей на сказку. Постановка отмечена в номинации «Лучшая мужская роль» (Иван Чиндяйкин).

Спектакль «Здравствуйте» был отмечен как лучший интерактивный спектакль фестиваля.

Более всего теплых и добрых слов от жюри прозвучало в адрес спектакля вологодского театра «Теремок» «Как вам это понравится» (по произведению Шекспира «Сон в летнюю ночь»).

По замечанию Веры Морозовой, удивительно, как Шекспир был уложен в один час 20 минут. Давид Бурман отметил, что это настоящий абсурдистский театр, где не нужно искать логику существования, а нужно просто смотреть и наслаждаться. Он пообещал труппе театра включить спектакль в афишу международного фестиваля театров кукол КУКАRТ. Спектакль – единственный на фестивале, идущий под знаком 16+, был отмечен в номинации «Лучшая режиссерская работа».

На посошок Давид Семенович посоветовал всем участникам как можно более плотно завязывать коммуникации на каждом кукольном фестивале. В пример он привел режиссера спектакля «Как вам это понравится» Христину Арсенову, с которой вологодские артисты познакомились именно на фестивале КУКАRТ. Театр «Теремок» был награжден в номинации «Лучший актерский дуэт».

Спектакль главного устроителя фестиваля – Государственного театра кукол республики из Воркуты – «Гуси-лебеди», тепло встреченный зрителем, отметили в номинации «Креативное музыкальное решение и исполнение». Авторы спектакля – Вячеслав Борисов и Ярослав Узенюк.

Марина ЩЕРБИНИНА

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

1 Комментарий для "О чем рассказал «Мойдысь»"

  1. Дмитрий Ши | 01.11.2017 в 12:03 | Ответить

    Вот интересно, знакомы ли авторы статьи с корпоративной этикой? Известно ли им те самые правила хорошего вкуса (или хотя бы профессионализма), при котором ни один человек не стал бы выносить на столь широкое обозрение, то что говорилось на внутренних обсуждениях и предназначалось исключительно участникам фестиваля… Также к сожалению, в данной статье, я, как обычный читатель , не увидел собственного мнения журналиста,что он/она думает об увиденном. Быть может, человек, который писал эту статью и не смотрел спектакли, а довольствовался чужим мнением?…

    Остаётся пожелать коллективу издания — как можно больше профессионализма и непреодолимого желания узнавать новые горизонты. Хотя бы тех направлений, про которые они пишут .

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.