Надежда Беляева: «Революция способствовала развитию коми искусства»

Национальная галерея Коми подготовила масштабную выставку «Сто лет революции». В экспозиции представлены произведения изобразительного искусства, так или иначе посвященные октябрьским революционным событиям 1917 года. В рамках выставки планируется ряд мероприятий: научно-практическая конференция, дебаты и тематические экскурсии. Накануне открытия выставки мы пообщались с одним из ее кураторов научным сотрудником галереи Надеждой Беляевой.

– Много ли в фондах галереи экспонатов, посвященных революции 1917 года?

– Всего около сотни работ живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Это не только сюжетные композиции, посвященные событиям революции и Гражданской войны, но и многочисленные портреты Владимира Ленина и его соратников, а также героев Гражданской войны, многие из которых в советские времена обросли мифами, а некоторые даже стали героями анекдотов. Такие как Чапаев и Котовский. Большинство произведений выполнено российскими художниками к юбилейным датам. Особенно много произведений было создано в 1967 году, когда в СССР широко праздновалось 50-летие Октября.

– Как попадали в Коми АССР работы художников из других городов и регионов?

– В Советском Союзе была своя система закупки и распределения произведений искусства. Существовала организация, которая называлась «Росизопропаганда». Она ведала распределением закупленных государством работ, которые, конечно же, отвечали требованиям соцреализма. Именно благодаря ей в нашей галерее собралась целая коллекция российского искусства, а работы коми художников попадали в музеи других регионов.

– Что, на ваш взгляд, самое интересное из представленных работ?

– Наверное, это все-таки работы коми художников. Наши художники почему-то уделяли революционной тематике не так много внимания. Зато особняком стоит воплощение образа Домны Каликовой. Коми героиню Гражданской войны отображали гораздо чаще остальных, и, как правило, это были впечатляющие своими масштабами полотна. Многие из картин давно не экспонировались, как, например, живописное полотно Николая Жилина. Оно интересно своей мифологичностью и театральностью. На нем Домна Каликова совсем не похожа на реальный прототип. Это красивая, яркая женщина, даже с легким налетом эротизма. Дело в том, что свою работу художник писал под впечатлением от спектакля, шедшего на сцене драмтеатра и поставленного по пьесе Николая Дьяконова и Степана Ермолина. Пантелеймон Мысов, игравший в этом спектакле антагониста Домны – Степана Латкина, говорил, что главной его задачей было вызвать в зрителях революционную ненависть к врагам народа. А Латкина называли не иначе как «палачом коми народа».

– Другая театральная постановка, героиней которой также стала Домна Каликова, оставила нам ряд любопытных работ Василия Игнатова.

– В 1967 году в Сыктывкаре поставили оперу Бориса Архимандритова «Домна Каликова». Ее оформлением занимался известный мультипликатор Василий Игнатов. Тогда же он написал две темперные работы: «Похороны коми партизанки Домны Каликовой» и «Плач над телом Домны Каликовой». Спустя десять лет Игнатов еще раз обратился к данной теме, создав триптих о Домне Каликовой. В свойственной ему манере, которую сам художник называл «инеем», он изобразил «Вступление Домны в Красную армию», «Казнь Домны Каликовой» и «Плач над Домной». Игнатов применял в живописи энергичные мазки одного тона, в результате чего получались декоративные, яркие, почти сказочные композиции. Игнатов интересовался историей коми народа, изучал его верования, делал в музеях многочисленные зарисовки народного костюма, утвари. Поэтому его работы на тему Гражданской войны больше походили на изображение неких языческих обрядов. Персонажи одеты по старинке, фигуры людей, дома, церкви написаны стилизованно, облака причудливо клубятся, символизируя эпоху перемен, стихийного движения масс, – тем самым создавался непривычный образ исторических событий. Подобная трактовка оформления спектакля была воспринята негативно, критиковались некоторые вольности в сюжете оперы.

Примечательно, что местные художники изображали Домну Каликову чаще, чем Ленина и Сталина. Героиню увековечили в живописи, графике и скульптуре. Домна Каликова родилась в 1892 году в Выльгорте. В детстве работала на кирпичном заводе, в юности – на заводах Архангельска, Вологды, Петрограда. После революции вернулась на родину. В конце 1919 года вступила в партию большевиков, добровольцем пошла в Красную армию. В декабре 1919 года во время разведки под селом Аныб была схвачена белогвардейцами. После допросов и пыток расстреляна на берегу Вычегды возле села Помоздино. Тело трогать запретили, так оно и пролежало до весны. В марте 1920 года большевики привезли ее тело в Усть-Сысольск и похоронили на Кирульском кладбище. В тридцатые годы кладбище сровняли с землей и могилу Домны Каликовой утеряли.

Сохранилась одна-единственная фотография Домны. На основе этого снимка художники и создавали свои работы. Самой масштабной стала картина 1959 года Энгельса Козлова. На ней Домну ведут на расстрел. В 1979 году сыктывкарцы впервые увидели созданную Владимиром Рохиным большую металлическую скульптуру, изображающую девушку с ружьем за плечами. Поначалу она стояла у входа в Дом политпроса как символ зональной выставки «Советский Север», проходившей в Сыктывкаре. После закрытия выставки памятник перенесли к школе №2, носившей ее имя.

– Очень необычная картина – «Сталин у Ленина в Разливе». А разве в реальности была такая встреча вождей на пеньках?

– Предыстория появления этой картины Пантелеймона Митюшева такова. В декабре 1949 года вся страна дружно, в «едином порыве» отмечала семидесятилетний юбилей «вождя всех народов» Сталина. В столице Коми это событие решили ознаменовать выставкой. Именно к ней Митюшев и написал работу с изображением соратников, уютно сидящих перед шалашом у костра на фоне умиротворенной природы. Менее идеологизированная публика оценила новаторство художника, запечатлевшего двух вождей не на трибуне или в революционной массе, а в непринужденной обстановке, как бы подчеркнув их человеческие качества. Однако многие критиковали автора, не сумевшего «показать их величие». Уютный пейзаж, по их мнению, отвлекал внимание от революционных идей.

Сюжет картины «Сталин у Ленина в Разливе» полностью вымышленный. Два вождя здесь никогда не встречались, а планы по подготовке вооруженного восстания если и обсуждались, то в других местах. Тем не менее вопрос об историчности запечатленного момента никого не волновал, миф художника был безоговорочно воспринят как само собой разумеющийся факт. В сознании народа Сталин был «соавтором» революции. Аналогичные картины встречи Ленина и Сталина в Разливе писали и другие советские художники. А представленная картина считается одной из лучших композиций Митюшева, ценится за душевность, обилие света, за мастерски выполненные лесной колорит и воздушную среду.

Еще у нас выставлен уникальный бюст Сталина. Он необычен тем, что Иосиф Виссарионович с обнаженным торсом, без одежды и привычного френча. Для нас так и осталось загадкой, почему Сталин голый. Бронзовый бюст, созданный в 1940 году Григорием Кепиновым, поступил к нам уже в этом веке. Его прислали из «Росизо», организации – наследника «Росизопропаганды». Бюст был покрыт слоем гипса, чтобы скрыть, что отлит из бронзы, поскольку после смерти Сталина и особенно после
ХХ съезда партии изображения свергнутого вождя массово переплавлялись. Этот бюст благодаря «маскировке» выжил. Не так давно он был очищен от гипса нашей сотрудницей Инной Пономаревой и показан на выставке одного произведения.

– Сегодня «революционные» картины представляют историческую или художественную ценность?

– С одной стороны, работы демонстрируют те идеологические установки, которые навязывались обществу. С другой стороны, советская школа изобразительного искусства была очень сильной. И если посмотреть на работы, представленные на выставке, можно отчетливо ощутить, как сильно «просело» современное искусство в плане рисунка, живописных навыков, умения компоновать и создавать многофигурную композицию. Если в середине прошлого века искусство было описательным, литературным и слегка фотографичным, то ближе к восьмидесятым годам оно стало более разнообразным. У художников появлялись своя манера, свой стиль, своя образность. Революционная тематика для них была возможностью использовать новые выразительные средства: некоторые работы напоминают лубок, коллаж, монтаж или даже популярный сейчас этнофутуризм, как это получилось у Василия Игнатова.

– Как современные зрители воспринимают эти картины?

– С интересом. Во-первых, потому что сами революционные события уже далеки от нас. Тем более от молодежи, которая в меньшей степени знакома с историей страны, в том числе с историей советского периода. У старшего поколения работы вызывают ностальгические настроения. Для них это «страна, которую мы потеряли». А новое поколение видит в этих картинах романтику и явные признаки большого стиля, единого и достаточно мощного, какого нет в современности.

– Можно ли утверждать, что революция способствовала развитию коми искусства?

– Революция способствовала развитию всего советского искусства, в том числе и в Коми области, а затем в Коми АССР. Это был большой эксперимент, связанный с пропагандой коммунистической идеологии, с госзаказом. И этот эксперимент был, как мы видим, достаточно успешным. В любом случае было создано оригинальное и колоссальное направление – социалистический реализм – оно до сих пор вызывает большой интерес у зрителя, как у нашего, так и у западного. Но надо помнить и о тех художниках, которые не вписывались в рамки соцреализма, ушли во внутреннюю эмиграцию, были забыты и даже репрессированы. Потому что искусство – это все-таки свободное выражение автора, и любые насильно насаждаемые каноны и темы рано или поздно приводят к его стагнации.

– Что-то помимо произведений искусства будет представлено на выставке?

– Зрители увидят значки из частной коллекции. Это без малого полтысячи значков, посвященных 50-летию Октябрьской революции. Собрал их известный краевед Анатолий Попов. Будут показаны и несколько изделий народно-художественных промыслов из фондов галереи. У нас есть дымковская игрушка на революционную тематику «Пионер» и композиция «Тачанка», а также шкатулки с миниатюрной росписью из Палеха и Федоскино. Промыслы, связанные с миниатюрой, были созданы после революции на базе иконописных центров и оказались в меньшей степени подвержены влияниям идеологии, во многом сохраняя традиции.

Беседовал Артур АРТЕЕВ

Фото Натальи СКОРОХОДОВОЙ

Оставьте первый комментарий для "Надежда Беляева: «Революция способствовала развитию коми искусства»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.