Владимир Андрианов: «Потребность общества в экономических знаниях возрастает с каждым годом»

В конце июня глава Коми предложил дополнить школьную программу основами ведения бизнеса. По мнению Сергея Гапликова, это позволит привлечь молодежь в реальный сектор экономики, помочь им с выбором будущей профессии. По мнению экономиста Владимира Андрианова, который в течение 15 лет проводил в различных учебных заведениях Сыктывкара обучение экономике по собственной, официально утвержденной авторской программе, данная идея хоть и хороша, но в обществе пока нет четкого понимания, как организовать эту бизнес-учебу и найти место новому предмету в перегруженных школьных программах. Об этом он рассказал в интервью газете «Республика».

– Как вы, профессиональный экономист, отнеслись к идее главы региона?

– Однозначно положительно. Скажу большее, потребность общества в экономических знаниях возрастает с каждым годом. Как можно грамотно вести экономику, строить свой бизнес, не имея даже малейшего представления о принципах, маркетинге, менеджменте, финансовом обеспечении хозяйствования в условиях рынка? Увы, об этом говорится с самого начала рыночных «реформаций», а точнее махинаций и псевдореформ на тему «а ля рынок». Но даже сегодня, спустя четверть века рыночных преобразований, нет четкого понимания, как организовать эту бизнес-учебу в школе. Нет понятных, ясных, необременительных представлениий, как и в без того перегруженные учебные школьные программы включить еще бизнес-обучение. Увы, ни один инстутут в стране не готовит учителей по бизнес-экономике. Следовательно, нужно начинать хотя бы с решения данных вопросов.

– Как и когда лично вы начинали создание своей учебной программы?

– Начинал, можно сказать, случайно. Работал я в это время (в 1986 году) главным инженером лаборатории НОТ в министерстве жилищно-коммунального хозяйства республики. Мы разрабатывали, точнее, создавали тарифы и нормативы различных сфер и направлений работы жилищно-коммунального хозяйства. Параллельно был руководителем ряда теоретических семинаров, в том числе в своем министерстве для работников министерства, и по совместительству координировал оказание шефской помощи средней школе №2 (сейчас это Русская гимназия): стеклом, красками, фасониной, лесоматериалами и т.п. Руководила школой Лидия Уляшова. И однажды она сказала мне: «Вот вы учите взрослых экономике, а кто будет учить детей, почему бы вам не организовать в школе факультативные занятия по экономике?» Я ответил, что подумаю над этим вопросом. И через три дня представил Лидии Ивановне свое видение, свою программу обучения экономике и уже через несколько дней начал вести в школе для учеников 10 и 11 классов свой, первый авторский экономический факультатив.

Должен сказать, что та программа оказалась достаточно удачной, хотя в последующие годы и приходилось ее совершенствовать и перестраивать в зависимости от желания руководителей учебных заведений и ряда других обстоятельств.

– Каких, например?

– Например, в выльгортской школе №2 по рекомендации заместителя главы Сыктывдинского района по экономике Надежды Ботош попросили меня акцент сделать на работе с ценными бумагами, пришлось вносить соответствующие коррективы, учитывая особенности работы на фондовом рынке. Сергей Григорьевич Кузнецов, директор сыктывкарской школы №12, внес предложение акцентировать на организации туристской и внешнеэкономической деятельности, очень перспективных для экономики республики. Посоветовашись с министром спорта Валентином Ивановым и министром внешнеэкономической деятельности Виктором Кармановским, с ведущими специалистами этих министерств, я разработал соответствующую программу. Должен сказать, что пять лет работы в школе №12 были, пожалуй, самыми удачными в моей школьно-экономической практике.

– Почему?

– Во-первых, уже во всех восьмых классах занятия по экономике проводились не как факультативные, а как официально включенные в учебный план по два часа еженедельно. В программе первого года обучения (во всех моих программах) ключевым направлением являлось изучение основ рыночной экономики, в рамках которой мною была разработана новая дисциплина – история хозяйственного освоения республики и использования ее огромного минерально-сырьевого и экономического потенциала. Обязательным было еженедельное, по 10-15 минут, тестирование, позволяющее максимально полно выявить потенциальные возможности ученика и наиболее эффективно выстраивать свою будущую карьеру, предрасположенность в выборе профессии и т.п. Кстати, это очень многим помогло и помогает использующим данную методику в будущем выборе профессии.

Почему я именно в первом же году обучения сконцентрировал внимание на рыночной экономике? Во-первых, после восьмого класса многие учащиеся уходили в профтехучилища, и знания рыночной экономики могли пригодиться им на практике. Должен сказать, что уже в восьмом классе мои учащиеся разрабатывали свои бизнес-планы, нередко очень интересные, могущие быть реализованными на практике. И, как показала последующая практика, многие из моих тогдашних учеников-восьмиклассников в дальнейшем действительно пошли в бизнес.

Во-вторых, уже на первом году обучения выявлялись ученики, которым изучение экономики было интересно и они решили связать свою дальнейшую жизнь именно с экономикой. Они стали продолжать обучение экономике, но уже по профилю «внешнеэкономическая деятельность и международный туризм». Из учащихся пяти восьмых классов были отобраны 25 учеников, пожелавших продолжать более углубленное изучение экономики. Из 25 учеников, окончивших в 1997 году мой экономический класс, сразу же поступили в вузы 22 ученика, причем примерно по половине на экономический факультет и на юридический. Закономерно, что в последующем экономисты получали вторую специальность юриста, а юристы оканчивали экономические вузы.

– Наверное, у вас есть известные ученики?

– Естественно. Так, уже первое вступительное тестирование в эжвинской 27-й школе показало, что у одной из учениц четко прослеживалась предрасположенность к биологии, лечению, работе с людьми. Я сказал об этом ей, посоветовав идти учиться на биолога. Она спокойно ответила мне: «Я знаю, но обучение в вашей бизнес-школе мне необходимо. Я планирую после окончания школы учиться на биологическом факультете Сыктывкарского университета, а затем создать свою фирму, которая будет лечить людей нетрадиционными методами». Все случилось именно так, как она планировала: девушка с отличием окончила университет, получила желаемую профессию и создала в Москве свою фирму. Сегодня это очень известный авторитетный специалист.

Примерно аналогичная ситуация произошла в той же школе с Натальей Мехедовой, вступительное тестирование которой показало предрасположенность к экономике и работе с людьми. Она была не только хорошим учеником, но одновременно, будучи старостой класса, показала явную предрасположенность к работе с людьми. Сегодня имя этой моей ученицы известно в республике, и я горжусь тем, что начальные азы экономики мне пришлось давать ей. Она оказалась десятым известным мне моим «школьным учеником», который стал кандидатом экономических наук. Имя этой моей ученицы – Наталья Алексеевна Михальченкова. Сегодня она – заместитель председателя правительства и министр образования Республики Коми.

– Что бы вы посоветовали сделать для реализации идеи главы республики ввести в школьные программы курс обучения экономике и бизнесу?

– Прежде всего необходимо на уровне министерства образования провести серьезное обсуждение данного вопроса. Затем нужно последовательно решать следующие первоочередные задачи: разработать программы обучения, решить задачу «нахождения» нужных преподавателей. Существует два варианта решения данной задачи. Первый – обучать педагогике экономистов, которые профессионально, грубо говоря, могут отличить показатели, например, выработки и производительности труда, дохода и прибыли и т.д.

И второй вариант – организовать дополнительное обучение экономике профессиональных педагогов. Должен сказать, что такой опыт был ранее, и мне не однажды приходилось проводить такие занятия в институте повышения квалификации. И, наконец, необходимо определиться по специализации данного курса обучения.

После того как мы определимся по первым трем уровням поставленной задачи, возникнут другие, более частные, хоть и не мелкие: организация экскурсионных, ознакомительных поездок, встречи с ведущими специалистами республики; обеспечение прохождения учениками производственной практики; определение тематики разработки учащимися своих бизнес-планов и организация выпускных работ или проектов; наконец, проведение выдачи наиболее достойным ученикам персональных рекомендаций для поступления в конкретный вуз. Тему можно продолжать и дальше, могу только сказать, что все отмеченные выше вопросы нами уже решались ранее и не получится ли так (в чем нет ничего плохого), что новым может оказаться хорошо забытое старое.

– То есть ранее вы сами проводили экскурсионные, ознакомительные поездки?

– Известно, что теория и практика неразделимы. И поскольку одним из ключевых предметов моего авторского курса было развитие экономики республики, то целью экскурсионных поездок было ознакомление с самыми интересными, значимыми производствами. В Сыктывкаре мы регулярно, как минимум раз в месяц, посещали, ознакамливались с работой (причем экскурсии по предприятиям проводили ведущие специалисты) Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, деревообрабатывающего комбината, фабрики нетканых материалов, мебельной фабрики (пока она работала), заводов железобетонных изделий, строительных компаний и т.д. Кроме того, мы выезжали в Серегово и знакомились с работой солевого завода и санатория, в Нювчиме осматривали местный чугунолитейный завод и его музей. Случались и более дальние поездки, их мы проводили в зимние каникулы в Ухту, где осматривали нефтеперерабатывающий, в Сосногорске – газоперерабатывающий завод, на Яреге спускались под землю на единственных в мире нефтешахтах, однажды посетили завод «Прогресс». Одни зимние каникулы мы провели в Воркуте и даже спускались в шахту «Южная» и «Юнь-Яга». Мои тогдашние ученики говорили, что самым интересным и значимым для них в школьные годы были именно эти экскурсионные поездки.

Тему экскурсионного обучения можно долго продолжать, но обязательным для всех учебных заведений, в которых мне довелось вести экономику, было детальное ознакомление с двумя базовыми музеями: Национальным музеем Республики Коми (отдел истории) и геологическим – одним из лучших в стране – в Институте геологии Коми научного центра АН СССР, а ныне РАН. Посещение этих музеев давало базовое представление о минерально-сырьевых и иных ресурсах республики и ее экономическом потенциале для дальнейшего развития.

А в целом я благодарен Сергею Анатольевичу Гапликову, что он подал такую здравую, значимую и срочно необходимую не только нашей республике, но и в целом для России идею всеобщего бизнес-обучения начиная со школы. Поскольку мы живем в условиях рынка, то необходимо возможно раньше учить человека базовым представлениям о данной модели общества и необходимости соблюдать определенные правила поведения.

Беседовал Игорь ПЕТРОВ

Фото УФСИН Коми

Добавить комментарий