Объединение в кооперативы поможет аграриям выйти на более высокий уровень жизни
17 августа в большом зале Госсовета Коми прошел первый межрегиональный семинар-конференция «Развитие кооперации на селе и устойчивое развитие сельских территорий», который собрал аграриев со всех уголков республики, руководителей муниципалитетов и глав сельских поселений, а также гостей-экспертов из российских регионов. Участником мероприятия стал и глава Коми Сергей Гапликов.
Поддержка вырастет втрое
Приветствуя участников семинара, глава региона сообщил, что в 2018 году ожидается почти троекратный рост поступления федеральных средств на прямую поддержку развития сельского хозяйства в республике. При том, что в 2017 году было привлечено около 155 миллионов рублей, в следующем году Коми получит более 442 миллионов рублей. Кроме этого ведутся активные переговоры по использованию инструмента льготного кредитования через Минсельхоз России в объеме, превышающем 3,5 миллиарда рублей.
Это лучшее подтверждение того, что развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации является одним из приоритетных направлений государственной аграрной политики, о чем в своем послании Федеральному собранию говорил президент Владимир Путин.
– В прошлом году в республике было реализовано девять инвестиционных проектов по строительству и реконструкции ферм. В этом году продолжается строительство масштабной фермы на 1200 голов в Прилузском районе. Строятся животноводческие комплексы в Удорском, Сыктывдинском, Усть-Куломском, Сысольском районах. Продолжается реконструкция ферм в Корткеросском, Койгородском и Сысольском районах. Мы объединяем ресурсы сельских территорий и потенциал промышленных предприятий. Один из таких примеров – Сосногорский тепличный комплекс. При участии теплогенерирующей компании в Сосногорске будет создано производство овощей закрытого грунта с применением новейших мировых технологий. Республика получит новое производство, новые рабочие места, свежую и качественную продукцию, – обозначил некоторые из планов глава Коми.
По словам руководителя региона, три года назад республика столкнулась с серьезными экономическими вызовами и санкциями, но опыт многих регионов и страны в целом показал, что они сыграли на руку сельскому хозяйству.
– Мы получили дополнительный импульс и возможности для развития. В то же время вполне очевидным стал тот факт, что главные причины торможения экономики кроются прежде всего во внутренних проблемах, и решать их надо, объединив усилия, – обратился к участникам семинара-конференции Сергей Гапликов. – Лучший способ сохранить и приумножить сельские территории – это вовлечение товаропроизводителей и жителей сельских территорий в различные формы кооперации, такие как сельскохозяйственная, потребительская, строительная, обслуживающая и кредитная. Кооперация нацелена на совместную деятельность и взаимопомощь участников, в основе которой заложен принцип: один пайщик – один голос, что в корне отличается от управления хозяйствующими обществами. Это позволит повысить заинтересованность экономическую и материальную посредством трудового участия членов кооператива, а также и социальную заинтересованность посредством улучшения благоустроенности самих сельских территорий. Законы успеха универсальны – мы твердо должны их придерживаться и развивать аграрный сектор на принципах сплоченности, партнерства и доверия.
Со словами приветствия также выступила спикер республиканского парламента Надежда Дорофеева, отметившая, что от конкуренции сегодня не уйти, но сила аграриев в единстве. А единство – это кооператив – действенный механизм для выхода на качественно новый уровень.
Потенциальные участники – мелкие хозяйства
Деловую часть семинара открыл доклад первого замминистра сельского хозяйства и потребительского рынка республики Наталии Колбасюк, которая рассказала, что в Коми зарегистрировано 527 крестьянско-фермерских хозяйств и более 92 тысяч личных подсобных хозяйств, они производят 35 процентов сельхозпродукции в регионе. Правда, эта доля неуклонно снижается. Но сегодня, по мнению замминистра, произвести не самое главное, главное – как выгодно продать продукцию. Малым формам хозяйствования делать это с каждым годом все сложнее. Самый верный способ решить проблему – создание сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Начало потребкооперации в Коми было положено 15 лет назад. В 2002 году в Княжпогостском районе создали первый в республике кредитный кооператив «Асъя кыа». В 2010 году на территории региона значилось уже 12 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в течение последующих шести появилось еще пять. На сегодня из 16 зарегистрированных потребкооперативов работает только 12.
– Какая польза от создания кооператива? Это вовлечение сельского населения в экономический оборот, увеличение вклада личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственное производство, обеспечение устойчивого развития сельских территорий, сохранение сельского населения и сельского уклада жизни. Для членов кооператива – это повышение доходов, доступность финансовых ресурсов для ведения хозяйства. С 2016 года эта работа активизировалась, чему способствовала грантовая поддержка. 60 процентов составляет сумма гранта, 40 процентов – средства членов кооператива. За три последних года в республике было поддержано шесть проектов, в основном на приобретение техники и оборудования. Общий объем поддержки составил шесть миллионов рублей. Да, деньги небольшие, но хочу подчеркнуть, что министерство сегодня готово пересмотреть объем господдержки и увеличить финансирование на грантовую поддержку хозяйств. Главное, чтобы были инициатива с мест и перспективные проекты, – подчеркнула Наталия Колбасюк.
Слово практикам
Как считают в минсельхозе Коми, найти таких инициативных людей, стать координаторами и помощниками для желающих объединиться в кооператив – задача руководителей районов и глав сельских поселений. Поэтому специально на семинар были приглашены московские эксперты, из уст которых присутствующие узнали, как все происходит на практике.
Президент Российской саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов «Агроконтроль» Андрей Морозов в своем выступлении подробнейшим образом разъяснил, что же такое сельскохозяйственная кооперация, чем такие кооперативы отличаются от других участников экономической деятельности, а также рассказал о некоторых тревожных тенденциях. По его словам, любой сельхозтоваропроизводитель – будь то сельхозорганизация, фермерское или личное подсобное хозяйство – постоянно недополучает доход. Он беднее, чем горожане, хотя те работают менее напряженно, нежели сельчане, – таковы законы рынка.
– Всегда добавленная стоимость произведенного в сельском хозяйстве вымывается другими отраслями. Если сельхозпродукция кем-то перерабатывается, добавленная стоимость вымывается переработчиком. Если сельхозтоваропроизводитель покупает удобрение, семена и так далее, добавленная стоимость вымывается теми, кто этим торгует. Если берется кредит – доходы достаются банку. Почему так? Потому что сельхозпроизводитель обычно маленький. А его партнеры по рынку – скупщики и переработчики сельхозпродукции, финансовые организации, производители ресурсов – большие и могут диктовать свои условия. Как сделать, чтобы из труда сельхозпроизводителя добавленная стоимость не вымывалась, чтобы он получал честную оплату своего труда и покупал ресурсы на честной основе? Каждый хочет, чтобы у него было свое личное картофелехранилище, свой магазин, своя переработка молока и так далее. Это понятно, только это невозможно. Надо искать такие способы, когда маленькие хозяйства находят возможность укрупняться. Это и есть сельскохозяйственная кооперация. В этом случае многие экономические процессы становятся более эффективными. Сколько стоит удобрение, если покупать мешок и если покупать вагон? Вагон – дешевле. Такая же картина с комбикормом. Сегодня функцию между теми, кому нужны малые объемы, и крупными покупателями выполняют посредники. А можно исключить это звено и самим стать покупателем и собственником, – пояснил эксперт.
Для наглядности Андрей Морозов рассказал о четырех моделях хозяйствования на примере предприятия по переработке молока.
Первая модель: частное предприятие покупает у личных подсобных хозяйств сырье по такой цене, по которой они еще готовы его поставлять, чтобы обеспечить простое воспроизводство. Переработчики молока платят своим рабочим зарплату, за которую те еще готовы работать и продают творог, сливки, сметану по цене, по какой можно еще продать. Результат этой деятельности – прибыль, которую получил владелец предприятия.
Вторая модель – это производственный кооператив, созданный работниками того же самого завода. Из того же самого молока делается тот же самый продукт, но нет частного собственника, а заводом владеют работники предприятия. Люди создали это предприятие, чтобы не просто получать зарплату, но и прибыль от работы предприятия. Это социально значимое предприятие, но на жизни сельской территории и благосостоянии сельхозтоваропроизводителей это никак не сказывается.
Третья модель – потребительское общество, когда предприятием владеют «те, кто этот творог кушают» – потребители продукции. Поставщики – те же самые независимые сельхозтоваропроизводители, но эффект достается потребителям.
И только четвертая модель предприятия ориентирована на повышение доходов сельхозпроизводителей. Завод и оборудование на нем те же самые, наемные работники трудятся за зарплату, потребители – посторонние люди и организации, обычные бизнес-партнеры. А хозяева – сельхозтоваропроизводители, которые поставляют на завод молоко. В данном случае прибыль возвращается владельцам личных подсобных хозяйств, фермерам.
Подобный опыт был представлен во второй части семинара – в онлайн-режиме участники кооператива из Липецкой области, который как раз занимается сбором и переработкой молока, рассказали, как три маленьких фермерских хозяйства и 12 личных подсобных хозяйств, объединившись, в складчину купили перерабатывающее оборудование и смогли поднять на несколько рублей цену закупки молока по сравнению с ценой, по которой покупали, когда были «индивидуалами».
– Сельскохозяйственный потребительский кооператив управляется и принадлежит этим самым сельхозтоваропроизводителям. Они выбирают руководителя, проверяют, честные ли сделки с ними заключают, честную ли цену им озвучивают. Они видят все движение средств и, если в кооперативе что-то неладно, вмешиваются или даже меняют руководящий состав, – отметил докладчик.
Но пока кооперативы не вытеснили частного собственника. В первую очередь по причинам ментальным, считает Андрей Морозов. Ведь кооператив создать очень тяжело, им нужно заниматься постоянно. Чтобы кооператив сложился, заработал, должно быть доверие, умение договариваться между собой и квалификация, перечислил практик три необходимых составляющих успеха.
Под занавес своего выступления эксперт коснулся и такой проблемы, как создание кооператива специально под бюджетную поддержку. Находятся предприимчивые люди, которые объединяются только для того, чтобы получить деньги из бюджета. Никакого влияния на сельскую территорию они не оказывают. И в перспективе такие кооперативы нежизнеспособны.
– Оценивать работу и эффективность кооперативного строительства нужно по тому, насколько более выгодным стало сельхозпроизводство в личных подсобных хозяйствах населения, насколько богаче стали члены кооператива, чем те, кто им не стал, и как подросла и приблизилась к городским стандартам жизнь на сельской территории, – заключил московский эксперт.
Галина ВЛАДИС
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
Оставьте первый комментарий для "Локомотив развития сельских территорий"