Родовые костры на лугу

Хороводами народного праздника «Луд» Ижма отметила 450-летие

Межрегиональный народный праздник «Луд» прошел на минувшей неделе в Ижемском районе Коми. Коми-ижемцы изо всех уголков республики, из Сибири, с Кольского полуострова, Ямала на несколько дней собрались на своей исторической родине. В этом году в праздновании приняли участие более трех тысяч человек (год назад число участников было на полтысячи меньше). Почетным гостем юбилейных торжеств стал глава Коми Сергей Гапликов. Впервые на празднике побывала гостья из Страны восходящего солнца – чтобы увидеть коми народную культуру, в Ижму специально приехала японская туристка Такако Канакура.

Преданья старины глубокой

В этом году Ижма отметила 450-летний юбилей. Старинное село было образовано в 1567 – 1576 годах. Его основателями стали коми, переселившиеся сюда с Выми и Верхней Мезени. Побывавший здесь в конце XIX века архангельский губернатор Александр Энгельгардт упомянул в книге о своей поездке старинную летопись ижемской церкви. В древней рукописи было указано, что Ижма возникла в 1567 году.

Праздник «Луд» (в переводе с коми – «луг») сегодня стал одним из современных туристических брендов района, да и республики в целом. А своими корнями он уходит в далекие языческие времена. «Луд» – это своего рода поклонение солнцу, природе и воде. Здесь и хороводы в виде солнца, и обычай сбора ижемских воды и земли. До революции ижемцы в одну из белых летних ночей традиционно выходили «лудын войлыны» (гулять на лугах). В середине 1930-х годов, в разгар борьбы с религией и «пережитками прошлого», традиция прервалась. Попытки возобновить гулянья были предприняты только в 1997 году. Регулярно проводить «Луд» стали с 2004 года, а через год праздник получил статус республиканского. Сейчас «вырос» и до межрегионального. Конечно, современный вариант праздника уже отличается от того, что было в позапрошлом веке. Ранее каждое село или деревня праздновали в разные дни, а современный праздник проходит в первые выходные июля – в канун сенокосной страды. Сменилось место проведения праздника. Когда-то он проходил на большом острове напротив села Ижма в междуречье Ижмы и Курьи, и туда добирались на лодках. В наши дни выбрали более доступное место – заливной луг на левом берегу реки Ижмы, рядом с понтонным мостом, ведущим в зареченские села.

До революции праздник начинался с того, что перед гуляньем молодые парни прогоняли вокруг луга табун лошадей. Этот обряд должен был уберечь остров от нечистой силы, а заодно лошади вытаптывали неровности на земле. К тому же в мифологии многих народов конь являлся символом солнца, которое практически не заходит за горизонт в течение всей «лудной» ночи. Традиция преобразовалась в спортивные конные скачки, в которых участвуют как парни, так и девушки.

Но сохранилась главная особенность народного праздника: здесь нет зрителей, а каждый становится участником древнего обряда встречи солнца и поклонения ему. Все разводят костры, готовят пищу, играют, поют и танцуют. Костры на лугу горят всю ночь, и только утром народ расходится по домам. В этом году природа преподнесла ижемцам настоящий подарок – все выходные над районом стояло по-летнему жаркое солнце, а ночью на лугах практически не было комаров.

«Ижемские вöрöта» растянулись по всему селу.

Говорит Ижма!

Другим подарком к празднику стало открытие районного FM-радио. Старт его вещанию торжественно дал Сергей Гапликов.

– Это знаковое событие для нас, – отметила руководитель районной администрации Любовь Терентьева. – Люди давно спрашивали, когда появится возможность слушать местное радио. Выбор музыкального наполнения радиостанции будет зависеть от предпочтений самих местных жителей.

Добавим, что радиус вещания «Радио Дача Ижма» – пятьдесят километров. В эфире будет отведено время для выпусков местных новостей, планов работы администрации муниципалитета, сообщений МЧС и рекламных объявлений. В республике «Радио Дача» есть в Сыктывкаре, Усть-Куломском, Усть-Цилемском районах, а теперь и в Ижемском.

Праздничную программу, которая началась в полдень 1 июля на сцене перед районным Домом культуры, открыл руководитель региона.

– Мне очень приятно видеть всех вас на этом празднике, – обратился Сергей Гапликов со сцены к зрителям. – От всей души поздравляю жителей и гостей этого замечательного уютного уголка нашей республики. Четыреста пятьдесят лет – это огромная история, традиции, фольклор и культура. Сегодня мы станем свидетелями уникальных традиций, бережно хранящихся нынешним и будущим поколениями. Даже погода сама за себя говорит. Сегодня солнце улыбается всем тем, кто собрался не только здесь, но и во всей Ижме. Дорогие, уважаемые, любимые ижемцы, низкий вам поклон и слова благодарности за вашу преданность и за ваше неравнодушие, заботу и любовь к родной земле. Счастья, любви и процветания. С праздником, Ижма!

Сергей Гапликов вручил почетные грамоты и благодарственные письма за вклад в развитие района и республики. Затем он прошел по праздничным улицам села и пообщался с жителями. Многие дети хотели сфотографироваться с важным гостем, и Сергей Гапликов не отказывал им в этой просьбе.

На площади перед Домом культуры собрал зрителей концерт «Величальная Ижме», а на улице Советской развернулись подворья, выставки и мастер-классы, развлекательные программы. Для гостей работали более полусотни разных площадок. Коми ремесленная палата провела в Ижме первый республиканский конкурс-смотр «Мастеровые Коми». Свое искусство показали полтора десятка мастеров из Сыктывкара, Печоры, Сысольского, Прилузского, Сыктывдинского и Усть-Цилемского районов. Они представили ряд традиционных ремесел: обработку бересты, ткачество, народных кукол, узорное вязание, роспись по дереву, обработку глины и художественное литье. Победителем конкурса стала Александра Никулина из Прилузского района, которая занимается плетением поясов. Сергей Гапликов не только ознакомился с работой мастеров, но и приобрел у них несколько сувениров.

Известный мастер по художественному литью Игорь Самохвалов впервые представил в Ижме свои работы. Он показал Сергею Гапликову процесс изготовления литых сувениров. Как рассказал мастер, для формы он уже много лет использует землю, набранную на старом карьере под Нювчимом. Эту уникальную землю когда-то использовали в своей работе мастера местного чугунолитейного завода.

Сергей Гапликов приобрел несколько сувенирных кукол, вязаный шарф и шаманский бубен.

– Буду брать его на сессию в Госсовет, – пошутил глава региона.

Он с интересом постучал в бубен и предложил стоящему рядом руководителю администрации главы и правительства Коми Михаилу Порядину взять и опробовать на звук второй бубен – получился слаженный дуэт. Звук всем понравился, и Сергей Гапликов прибрел на память музыкальный инструмент.

Ни один гость праздника не уехал без ижемских сувениров.

Преображенская церковь преобразится

Над старинным селом Ижма возвышается купол старинного храма Преображения Господня. Его необычные очертания отлично видны с противоположного берега реки. Открытый в далеком 1828 году храм считается архитектурным символом района. «Это самое старое каменное здание на Ижме, да и во всем Печорском крае, – писал в 1970-х годах про ижемскую церковь известный исследователь Русского Севера Генрих Гунн. – Ижемские оленеводы могли гордиться своим храмом – второго такого на всем Севере не было». Но в начале 1937 года храм закрыли и передали красивое и добротное здание под склад сельского потребительского общества. И вот сейчас, по мнению общественности и властей района, назрел момент восстанавливать его былое величие. Сергей Гапликов побывал внутри храма, а затем обсудил с православной общиной района планы по его восстановлению. Экспертный совет благотворительного фонда «Преемственность» рекомендовал включить церковь в перечень первоочередных проектов по восстановлению и сохранению объектов культурно-исторического наследия республики. Напомним, что фонд «Преемственность» создан минувшей осенью по инициативе Сергея Гапликова для оказания помощи, направленной на восстановление и сохранение прежде всего разрушенных православных храмов региона.

В феврале 2016 года в Ижме начал работу попечительский совет по восстановлению храма. В него вошли представители органов местного самоуправления, предприниматели, священнослужители. Возглавляет попечительский совет Иван Артеев. На средства, собранные ижемцами, уже проведены геологические изыскания, работы по обследованию фундамента, стен, кровли, купола, барабана и подкупольной части здания. Благодаря стараниям районного отдела культуры еще лет десять-пятнадцать назад удалось залатать дыры на крыше и закрыть выбитые окна. После этого сельчане несколько раз проводили субботники по уборке помещения церкви и прилегающей территории. Здание было, как говорится, «законсервировано». Четыре года назад при содействии районной администрации была отремонтирована кровля.

Также Сергей Гапликов во время поездки в Ижму встретился с десятью выпускниками Красноборской школы – победителями и призерами различных конкурсов. Три выпускника школы получили медали за особые успехи в учении (одну золотую и две серебряные). Общаясь с ребятами, Сергей Гапликов затронул темы любви к малой Родине, патриотизма, вспомнил свои школьные и студенческие годы. Глава региона отметил, что сегодня у школьников широкие возможности в выборе профессиональных образовательных организаций для получения образования по самым разным направлениям, в том числе в самой республике.

– Республика Коми – поистине уникальный и очень перспективный регион, – отметил он. – И, конечно, хотелось бы, чтобы молодежь это понимала и после защиты дипломов в учреждениях республики или даже за ее пределами возвращалась в родные места. Нам вместе нужно развивать нашу республику. Мы нуждаемся в молодых кадрах, в свежих, новаторских идеях.

Сергей Гапликов пожелал выпускникам светлой и яркой жизни, успешного поступления и самореализации в выбранном профессиональном пути. Также он оценил ход подготовки школы к учебному году и дал поручение региональному минобразу обеспечить к 1 сентября красноборских школьников комплексом для обучения правилам дорожного движения.

Качели на ночном лугу.

Шаньги на скорость и памятник комару

Новшеством праздника стал турнир по скоростному поеданию коми шанег. Его организовала ижемка Инесса Орел.

– В прошлом году турнир по скоростному поеданию шанег прошел в Сыктывкаре, сейчас в Ижме, – рассказала она «Республике». – Ижма – это родина самых вкусных шанег. Участники попробовали шаньги с разными начинками и вовсе без них. Специально для нашего турнира напутственное слово записал ведущий программы «Поедем, поедим!» телеканала НТВ Джон Уоррен, который в прошлом году снял передачу про нашу республику. За участниками и их состоянием наблюдали медики. У нас получилась очень дружная компания, в которой и едоки, и зрители не остались голодными.

За победу в турнире боролись едоки шанег из Москвы, Челябинска, Ухты, Щельяюра и Ижмы. Каждому из шести «шанеежек» нужно было съесть восемь шанег и два колобка. Но девушки осилили только по три-четыре шаньги. Победа в турнире досталась молодому щельяюрцу Леониду Каневу, который за десять минут съел более десятка шанег.

Когда дневная программа праздника завершилась, а вечерняя еще не началась, я решил показать гостьям праздника – японке Такако Канакуре и москвичке Анастасии Васильевой одно из сел заречья – Сизябск. Небольшая экскурсия началась у старинного колодца-журавля в центре села. Заглянув внутрь колодезного сруба, японка с удивлением обнаружила на стенках колодца толстый слой льда. Затем гости подошли к обетному кресту, украшенному множеством небольших разноцветных лоскутков с нашитыми крестиками. Эта святыня с незапамятных времен стоит в центре села. Каждый год 9 августа – в «Пантелеймон лун» к кресту совершают тайное паломничество больные и страждущие. Впрочем, жаждущие исцеления приходят и в любой другой день, вернее, ночь. Под ее покровом на старом дереве креста появляется множество новых лоскутков ткани с нашитыми на них крестами. Желательно, чтобы они были сшиты из одежды жаждущего исцелиться паломника. Затем я показал недавно появившийся в селе новый арт-объект – металлический памятник комару. Японка не только сфотографировалась с гигантским комаром, но и щедро побрызгала его из баллончика средством против комаров. Старинные двухэтажные дома, храм и традиционные заборы тоже произвели впечатление на гостей.

А вот на ижемцев сильное впечатление произвела Анастасия Васильева. Все удивлялись, как хорошо говорит на коми языке молодой преподаватель из Москвы, не имеющая коми корней и только второй раз приехавшая в республику. Многие хотели сфотографироваться с девушкой, которая самостоятельно изучила коми язык.

– Мне очень понравился праздник, – рассказала «Республике» Анастасия Васильева. – Впечатлили река Ижма и шикарное вечернее шествие по селу. На лугу посмотрела хороводы и конкурс невест. Записала несколько видео. Ижемцы говорят очень быстро, поэтому изучающему коми язык понимать их сложнее. К тому же у них еще есть диалектные слова, но у меня трудности больше из-за скорости речи. Надеюсь, что еще неоднократно вернусь в Ижму.

Такако Канакура рассказала «Республике», что ей больше всего в Ижме понравились белые ночи и ранний восход солнца.

– Еще мне понравилось гостеприимство ижемцев, – добавила японка. – Я не могу отличить ижемцев от других групп коми народа, как и коми народ от русских. Мне не заметна разница в культуре и быте. Разве что отличается язык. Дома и одежда такие же, как на Русском Севере. Особенность коми трудно заметить. Как будто коми растворились в русских или русские в коми. Кажется, что русские – это финно-угорский народ, которые говорят по-русски. С удовольствием приеду в Ижму еще раз.

Ухтинская журналистка Александра Бадич (Чуманова) впервые приехала на «Луд».

– Как часто я думала о том, что, живя в Коми, имея под боком массу возможностей увидеть девственную природу и самобытную красоту местных деревень, ее жителей и их традиции, мы сидим дома и лишь изредка где-то в СМИ видим пару-тройку фотографий с национальных праздников, – высказала она свое мнение «Республике». – И вот мы с подругой и средним сыном отправились в Ижму. Добирались на маршрутке за три с половиной часа и остановились в гостеприимном доме села Сизябск. Невероятно красивые места. Село приятно удивило чистотой и ухоженностью. Чувствуется, что люди любят эту землю, любят дома, в которых живут, любят гостей, которые к ним приезжают. Общаются на коми языке. И так здорово его слушать! Прекрасный праздник, замечательное приключение, незабываемые впечатления на всю жизнь!

Японка Такако сан впечатлилась размерами северного комара.

Все на луг

В пять часов пополудни на лугу прошли конные скачки. А в восемь часов вечера по главной улице села прошествовали с песнями и танцами все собравшиеся коллективы и участники обряда. В масштабном шествии «Ижемские вöрöта», которое растянулось на несколько километров, участвовало около тысячи человек. Практически все женщины были в старинных парчовых сарафанах, которые передаются из поколения в поколение. В Ижме сейчас возродилась мода на традиционные сарафаны. А так как старинных одеяний с каждым годом остается все меньше и меньше, девушкам приходится шить новые наряды. И для них в Ижму, как и пару веков назад, начали специально привозить китайские ткани. Многочисленные зрители по обеим сторонам улицы сопровождали участников проходки, снимая их на фото- и видеокамеры. Девушки делали селфи на фоне шествия.

Затем участники шествия и все желающие отправились на другой берег Ижмы, где на свежескошенном лугу загорелись родовые и семейные костры. Все деревни и села возвели небольшие подворья – «сикты». У каждого была своя изюминка. Сизябск – традиционно оленеводческое село – представлял чум, на ластинском подворье можно было пострелять из лука и метнуть копье в мишень. Это связано с тем, что в Ласте много охотников, и именно там уже несколько лет проводится ижемский День охотника. Отдельные костры в этом году были для гостей праздника и для приехавших в Ижму представителей ряда национально-культурных автономий республики.

Праздник на лугах начался с представления всех его участников. Сцена была сделана в виде солнца, от которого лучами вытянулись все коллективы района. Провожая заходящее солнце, они водили хороводы и пели. За общим хороводом последовал «хоровод невест». Нарядных девушек по очереди выводили на сцену и расписывали все их таланты и достоинства, демонстрировали публике девичьи рукоделия и кулинарные творения.

На празднике встречаются ижемцы, чьи предки-оленеводы в поисках новых пастбищ разъехались по всему Северу – от Финляндии до Ямала. Их потомки берут саженец черемухи с малой родины, ижемской земли, и везут домой. Саженцы раздают в горшках, земля в которых собрана со всего района, а политы они водой, также привезенной изо всех сел и деревень.

Москвичка Анастасия Васильева (слева) беседовала с ижемцами на их родном языке.

Гулянья продолжились до рассвета. У каждого была возможность посоревноваться в национальных видах спорта, поучаствовать в охотничьих забавах, попробовав себя в стрельбе из лука и метании копья, покачаться на огромных качелях. Завершилось гулянье глубокой ночью выступлением сыктывкарской группы OldSchoolKomi и эстрадных коллективов. Кстати, этой ночью солнце практически так и не ушло за горизонт.

На следующее утро в ижемской межпоселенческой библиотеке прошла встреча «Гожся литературнӧй аддзысьлӧмъяс» («Летние литературные встречи»). Посвящена она была уроженцу села Краснобор, участнику Великой Отечественной войны, активному общественнику и экологу, почетному жителю Ухты Алексею Терентьеву.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора и rkomi.ru

2 ответов на Родовые костры на лугу

  1. Аноним:

    Артур, здравствуйте! Съездили в д. Черноборская.

Добавить комментарий