В академическом театре драмы имени Виктора Савина прошел революционный капустник
Под знаком культурной революции в Международный день театра в Сыктывкаре прошел театральный капустник. «Революционный» настрой артистов объяснялся главной темой действа – оптимизацией театров в новых социально-экономических условиях.
Капустник, объединяющий практически все театры республики, уже можно назвать традицией. Первый стартовал в 2013 году и проходил под названием «Театральные деликатесы». В рамках театрального марафона профессиональные и любительские коллективы угощали зрителей приправленными юмором номерами.
Революционный капустник начался с видеотрансляции выступления на последнем съезде Союза театральных деятелей России председателя союза Александра Калягина относительно оптимизации театров. После чего неверно истолковавший тревожный настрой театрального лидера ревизор управления по контролю и качеству театральных услуг Василий Васильевич Огурцов (актер Игорь Янков) берется проконтролировать оптимизацию в субъектах страны и направляет стопы в Республику Коми. Ведущие Ольга Родович и Евгений Гаврилов представляют ревизору оптимизировавшуюся труппу театра драмы. Главным художником по свету параллельно является заслуженная артистка России Татьяна Темноева, а электриком – Вера Габова. Монтировщики – они же режиссеры и актеры Денис Рассыхаев, Евгений Софронов, Владимир Кузьмин. Огурцов в восторге: «Да вы просто народные оптимизаторы», но требует большего. Зачем в ансамбле «Тагъя сур» одну песню поют четверо? Можно же петь сольно. Одному в Сыктывкаре, второму – в Ухте, третьему – в Воркуте, четвертому еще где-нибудь.
В какой-то момент Огурцов вдруг интересуется, что делают в театре со списанными декорациями и костюмами, и, узнав, что все благополучно лежит на складе, предлагает продавать вещи с аукциона. Ведущий Гаврилов объявляет аукцион, который замечательно вписался в концепцию капустника.
Впервые аукцион, проведенный в рамках прошлогоднего театрального праздника, позволил собрать средства на восстановление мемориальной доски народному артисту СССР Ивану Аврамову. На этот раз средства пойдут на изготовление и установку мемориальной доски на доме, где жила художественный руководитель и главный режиссер Государственного театра оперы и балета Коми Ия Петровна Бобракова.
Первым лотом стала подарочная кукла Петрушка, специально изготовленная к 60-летию Государственного театра оперы и балета. Ее за пять тысяч рублей приобрела заместитель председателя Госсовета Коми Валентина Жиделева, которая, как выяснилось, собирает этих занятных персонажей русского народного театра. Стартовая цена игрушки составляла две тысячи рублей.
Комплект (колье и серьги из чешского стекла) из личной коллекции заслуженной артистки России Альфии Коротаевой, в котором актриса блистала в роли Виолетты в опере Верди «Травиата», ушел за четыре тысячи рублей, что на тысячу больше от первоначальной цены.
Самым дорогим лотом оказалась реконструкция шапки Мономаха из Национального музыкально-драматического театра. Шапка была изготовлена для трилогии «Мальчик из земли Вычегодской» по произведению народного писателя Коми Владимира Тимина. Новая хозяйка оценила головной убор в 10 тысяч рублей.
Четвертый лот – уникальный фрагмент газеты от 1937 года со статьей о первых гастролях театра драмы имени Виктора Савина в цене поднялся лишь на сто рублей, и в итоге его приобрели за 2100 рублей. Скульптура золотоискателя из оперетты «Роз-Мари», поставленной в театре оперы и балета в 1972 году Ией Бобраковой, была продана за 3500, поднявшись на 500 рублей.
Действие капустника продолжилось и с удвоенной силой начало набирать обороты. Не дождавшись реконструкции, разваливается здание театра оперы и балета, профсоюзы отключают свет в Национальном музыкально-драматическом театре (театр арендует площади у Дома профсоюзов), и все труппы просятся на постой к более благополучному коллеге – театру драмы. Пассаж завершает увешанная чемоданами председатель СТД республики Елена Пекарь, которая со словами «У нас аренда закончилась, нам сказали: «Денег нет, но вы держитесь», также перебирается под крышу театра драмы.
Все действо перемежалось песенными и хореографическими номерами, переделанными сценами из спектаклей, отличными текстами, подготовленными на злобу дня, как, например, разговор чиновников, трансформировавшихся из казаков спектакля «Панночка».
Самым забавным персонажем оказался неутомимый оптимизатор Огурцов, который давал советы а-ля Аркадий Райкин: «Балерину держишь – идете вкручивать лампочку, увольняйте электрика, продавайте стремянку», а музыкантам-духовикам идти продувать трубы в сантехнике, в конце концов оптимизировался сам до одних туфель.
В итоге главную задачу устроители театрального праздника донесли. Проблемы театров были обозначены так, что у зрителя осталось не ощущение безнадеги, а то, что театр, в каких бы условиях он ни существовал, будет всегда, а творческий человек готов служить искусству, невзирая ни на какие бы то ни было экономические коллизии. Это же подтвердил и вышедший на сцену в финале министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов:
– Есть огромное множество дел, которые нужно сделать, чтобы наша республика все в том же театральном смысле стала еще лучше. Я нисколько не сомневаюсь, что все наши планы воплотятся в жизнь с такими замечательными театрами.
Марина ЩЕРБИНИНА
Кукла Петрушка была изготовлена к 60 летию Государственного Театра Кукол Республики Коми ,который также принимал участие в концерте, а не театром оперы и балета.