В марте в России отмечается День народного дружинника. Этот неофициальный пока праздник ведет свою историю от Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране», принятого 2 марта 1959 года. Советский опыт в этой сфере был признан достойным применения и в современной России. Правда, если советские дружинники работали в основном «за идею», то сейчас на первый план выходит материальное стимулирование. О работе народных дружинников в наше время в интервью «Республике» рассказал первый заместитель министра юстиции Алексей Осташов.
– Чем была вызвана необходимость фактического возрождения советской практики привлечения к охране общественного порядка добровольных народных дружинников?
– Остро вопрос создания добровольных народных дружин встал в 2012 году, когда произошла реорганизация МВД и милиция стала полицией. Тогда сократили двадцать процентов личного состава. Возникла нехватка сотрудников для обеспечения общественного порядка на улицах. А добровольные народные дружины неплохо зарекомендовали себя во времена существования СССР, поэтому появилась идея задействовать дружинников. Деятельность ДНД на федеральном уровне регламентируется законом №44 от 2 апреля 2014 года «Об участии граждан в охране общественного порядка», на региональном – законом №134 от 10 ноября 2014 года «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории РК». Первая ДНД в Коми появилась в Сыктывкаре еще до вступления в силу регионального закона – 6 ноября 2014 года, на несколько дней «моложе» дружина Усинска – она образована 17 ноября.
Сейчас в регионе зарегистрировано уже 27 народных дружин, в которых состоят более трехсот человек. Буквально неделю назад появилась ДНД в Усть-Цилемском районе, теперь в республике остался только один муниципалитет, где нет народных дружинников, – Троицко-Печорский район.
– С чем это связано?
– Официальное объяснение: в Троицко-Печорске не могут найти трех активных граждан, которые стали бы учредителями ДНД. Но я уверен, что такого просто не может быть, активные граждане есть везде. Ведь в Коми добровольные народные дружины организуются не только в городах и райцентрах. Есть они, например, в поселках Чиньяворык, Мещура, Синдор Княжпогостского района, в селе Зеленец Сыктывдинского района, в селе Краснобор, в поселке Щельяюр Ижемского района. Кстати, по моему мнению, в небольших удаленных от райцентров населенных пунктах создание ДНД, участники которой оказывали бы помощь полицейским, необходимо.
Если уж в маленьких поселках и деревнях находятся желающие на добровольных началах охранять общественный порядок, то и в Троицко-Печорске такие люди есть. Просто главе администрации надо предметно заняться решением этого вопроса.
К тому же МВД оказывает методическую помощь в организации добровольной народной дружины, заготовлены бланки документов, которые необходимо только заполнить. При Министерстве юстиции РК создан республиканский штаб народных дружин, который возглавляет министр юстиции региона, в него входят представители правительства, Госсовета, ветераны МВД. На заседаниях этого штаба прорабатываются вопросы оказания правовой и методической помощи ДНД. Так что всю необходимую помощь мы окажем, и, уверен, уже в этом году добровольная народная дружина в Троицко-Печорске появится.
– Вы считаете, что в небольших населенных пунктах, где подчас нет постоянного присутствия полиции, добровольные народные дружинники смогут заменить стражей порядка?
– Ни в коем случае. Члены ДНД не должны и не могут выполнять функции полиции, так же как и самостоятельно нести охрану общественного порядка – они могут действовать только вместе с сотрудниками МВД. При этом, подчеркну, члены ДНД могут применять силу только в условиях крайней необходимости или необходимой самообороны – так же, как и любой гражданин. Применение ими спецсредств законом не предусмотрено.
Зато добровольные народные дружинники в небольших населенных пунктах могут помочь сотрудникам полиции, когда те приезжают для проведения рейдовых мероприятий, оказать содействие участковому.
– В чем состоит задача народных дружинников, если прав у них не больше, чем у обычных граждан?
– Законом определены формы участия граждан в охране общественного порядка. Это, в частности, патрулирование вместе с сотрудниками полиции улиц и общественных мест, обеспечение правопорядка во время массовых мероприятий – члены ДНД, например, могут стоять в оцеплении. В каждом муниципалитете дружинников привлекают к решению актуальных задач. В Сыктывкаре это обследование пустующих аварийных домов для предупреждения поджогов и проникновения неизвестных лиц, рейды по выявлению нарушений правил торговли. В Инте члены ДНД участвуют в мероприятиях ГИБДД, направленных на соблюдение правил дорожного движения. В Сыктывдинском районе дружинники помогают проверять торговые точки, которые продают спиртосодержащую продукцию непищевого назначения. Чаще всего дружинники выступают в качестве понятых и свидетелей.
По итогам 2016 года вместе с сотрудниками полиции добровольные народные дружинники в республике пресекли 1575 административных правонарушений, задержали 1064 правонарушителя, раскрыли два преступления. По-моему, с учетом того, как недолго существуют дружины, это неплохой результат.
– А кто становится добровольным народным дружинником?
– Самые разные люди – и по профессии, и по возрасту. Очень часто это активные пенсионеры МВД, есть студенты, в основном те, кто после получения диплома собирается служить в правоохранительных органах.
Вообще, стать членом ДНД может гражданин России, достигший восемнадцати лет. Но закон накладывает ряд ограничений: например, путь в народные дружинники закрыт для тех, кто имеет неснятую и непогашенную судимость, в отношении кого расследуется уголовное дело или есть сведения о причастности этого человека к преступлениям экстремистской направленности, террористической деятельности. Не могут охранять общественный порядок граждане, страдающие психическими расстройствами, алкоголизмом или наркоманией, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, неоднократно в течение года привлекавшиеся по решению суда к административной ответственности.
На сайте МВД Коми есть раздел, который так и называется «Народные дружины», там размещен реестр региональных народных дружин, в котором указаны контактные данные всех командиров народных дружин в республике. Желающим принять участие в охране общественного порядка надо обратиться к командиру дружины в своем населенном пункте, заполнить анкету, на проверку сведений и принятие решения командиру дается месяц. Если гражданин соответствует требованиям, предъявляемым законом, то он станет дружинником.
– В СССР дружиннику в качестве поощрения предоставляли три дополнительных дня к отпуску. А какие «бонусы» есть у дружинника сейчас?
– Практика показывает, что лучший стимул – материальное поощрение. Но пока рублем дружинников стимулируют отнюдь не во всех муниципалитетах.
Если говорить о том, что гарантировано законом, то все народные дружинники застрахованы на случай получения увечья или гибели во время охраны общественного порядка. Суммы невелики, минюст прорабатывает возможность их повышения. К счастью, ни одного трагического случая с членом ДНД в Коми не происходило. Дружинники имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте во время патрулирования. Далее все зависит от региона и муниципалитета.
В Коми по республиканской программе «Юстиция и обеспечение правопорядка» выделено 372 тысячи рублей на приобретение светоотражающих жилетов с надписью «Народный дружинник» и изготовление бланков удостоверений. Мы решили, что у наших дружинников должна быть, условно говоря, униформа, которая отличала бы их от других граждан. Светоотражающий жилет будет выделять дружинника и в темноте, поскольку вечером нетрезвый правонарушитель не всегда обращает внимание на нарукавную повязку. А жилет он не сможет не заметить.
В Ухте, Сосногорске, Усть-Вымском районе дружинникам выплачивается денежное вознаграждение. В Усть-Вымском районе предусмотрено единовременное вознаграждение за активное участие в охране общественного порядка – от одной до четырех тысяч рублей. В Ухте за час дежурства в будни дружинник получает 46 рублей, в выходные и праздники – 69 рублей. В соседнем Сосногорске – 100 рублей за час дежурства в будни, 110 – в выходные и праздники. За четыре часа дежурства в день можно получить 400 рублей, для кого-то это неплохая прибавка к зарплате, поэтому сосногорцы более активны в охране общественного порядка. Да и на дежурства там выходят не хрупкие студентки, а крепкие мужчины, которые одним своим видом способны оказать серьезную психологическую поддержку сотрудникам полиции.
Есть и другие меры поощрения: в Сыктывкаре и Усть-Вымском районе дружинникам предоставляется возможность бесплатно посещать бассейн и тренажерный зал, в Усинске – для тех дружинников, которые трудятся в муниципальных учреждениях, предусмотрены два дополнительных дня к отпуску. Каждый муниципалитет изыскивает свои способы поощрения дружинников.
Беседовала Людмила ВЛАСОВА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
По информации МВД Коми, в рамках муниципальных программ на обеспечение деятельности народных дружин, включенных в региональный реестр, в 2016 году планировалось выделить 1195 тысяч рублей для Сыктывкара, Ухты, Печоры, Инты, Усинска, Сосногорска, Сысольского и Усть-Вымского районов, а также сельских поселений «Выльгорт» и «Зеленец». Фактически по состоянию на 31 декабря 2016 года из них освоено 903,2 тысячи рублей.
Кроме того, для осуществления своей деятельности 18 из 25 народных дружин, включенных в региональный реестр, выделены служебные помещения. В остальных муниципальных образованиях вопрос о предоставлении отдельных помещений народным дружинам находится на обсуждении.
По результатам очередного заседания штаба народных дружин Коми органам местного самоуправления предложено проработать вопрос о предоставлении членам народных дружин льгот на посещение спортивных и иных культурно-массовых учреждений.
Были утверждены макеты информационных памяток о правах и обязанностях народных дружинников, об административной ответственности за неисполнение законных требований народного дружинника и ответственности народных дружинников за неправомерные требования, нарушающие законные права и интересы граждан, а также рекомендации по организации деятельности народных дружин.
Оставьте первый комментарий для "Алексей Осташов: «Только в одном районе Коми нет добровольной народной дружины»"