Еще несколько лет назад Коми переживала настоящий бум создания органов территориального общественного самоуправления (ТОС). Такие объединения активных граждан появлялись одно за другим, чуть ли не ежедневно приходили новости, что в том или ином селе ТОС выиграл грант, построил детскую площадку или отремонтировал колодец. О том, чем сейчас занимаются общественники, в интервью «Республике» рассказал руководитель Ассоциации органов ТОС по Коми (АТОС РК), координатор по развитию ТОС в регионе Дмитрий Сизев.
– В 2013-2014 годах, когда появлялся ТОС, можно было чуть ли не со стопроцентной вероятностью угадать, чем он займется – благоустройством населенного пункта. Либо детская площадка, либо дорогу отсыпят, либо новый сруб для общественного колодца поставят. Такая тенденция сохранилась или появились проекты другого плана?
– Инфраструктура по-прежнему на первом плане. Но появилось много проектов в области культуры. Стоило одному ТОСу получить грант на поддержку поселкового самодеятельного ансамбля, приобрести на эти средства новую аппаратуру, инструменты, пошить костюмы, как в других селах и поселках тут же брали это на заметку. Очень интересный проект сейчас реализует ТОС поселка Гарьинский Сыктывдинского района. Они победили в федеральном конкурсе «Активное поколение», суть которого – объединить людей разных возрастов. В случае с нашим ТОСом – детей и пенсионеров. Совместно они организовали кукольный театр на базе местного Дома культуры, на грант купили ноутбук, аудиосистему, материалы. Сами изготовили кукол, и маленьких, и ростовых, декорации. Часть средств намереваются потратить на гастроли по другим муниципалитетам.
И это, кстати, очень интересно в плане взаимодействия этого ТОСа с другими территориальными органами общественного самоуправления, различными некоммерческими организациями. Например, одна НКО, с которой сотрудничает АТОС Коми, разработала глобальный проект: хотят построить Театр юного зрителя в поселке под Максаковкой, где живут многодетные семьи. Сейчас это очень востребованная тема – организация досуга детей, особенно если они живут далеко от города.
Кроме того, появились проекты в области развития туризма. Например, проект «Парное молоко» в деревне Сёйты в том же Сыктывдинском районе. Там местная активистка Ольга Беляева организовала музей в родовом доме драматурга. Как могла собрала экспозицию из старинной утвари, когда приезжают туристы (школьники в основном), местные бабушки приносят им выпечку и свежее молоко. Кроме того, экскурсия по окрестностям, осмотр местной часовни. Вроде бы ничего экстраординарного, но в качестве тура выходного дня – замечательно. Сам уже там два раза побывал. Проект этот участвовал в конкурсе грантов, чтобы получить средства на приведение в порядок того самого дома-музея: проводку поменять, крыльцо отремонтировать. Есть идея по развитию туризма и у ТОСа Гажакереса в Усть-Вымском районе. Они хотят построить гостевой домик, в нем же поместить музей и организовать мастер-классы местных умельцев.
– Три-четыре года назад ТОСы появлялись как грибы после дождя. Сейчас их количество увеличивается? Или, может, наоборот, уменьшается?
– Количество ТОСов последние годы стабильно – порядка девяноста, фактически не убавляется и не прибавляется. Но, возможно, это «затишье перед бурей». Недавно был семинар глав ТОСов, на нем присутствовали общественники из населенных пунктов, где территориального общественного самоуправления нет. Так вот, после этого семинара мне звонили беспрерывно, хотели получить консультации относительно создания ТОСа. Опять же в первую очередь хотят заниматься инфраструктурными проектами. Вот, кстати, о тех же детских площадках. Я нередко слышу даже от высокопоставленных чиновников: «Да сколько этим вашим ТОСам можно площадки строить? Ничего другого сделать нельзя?» А я вот даже ругаться готов: «Это для горожан – «какая-то площадка», мы живем в комфортных условиях, детям есть куда выйти погулять и поиграть, вода из крана течет, под ногами асфальт. А на селе все не так. Этих площадок нужно еще раза в три больше, чем сейчас есть».
Или вот, например, у меня родная бабушка в Вогваздино живет. Там у них огромная лужа посреди дороги, которую не в каждое время года обойдешь. И во многих селах такая же ситуация. И вот представьте, создается ТОС, чтобы получить средства на то, чтобы с этой лужей справиться, водоотвод сделать, дорогу отсыпать. Горожанину это смешно – ТОС ради засыпки лужи, а для села это важно, чтобы поднять уровень комфорта. Вот когда сельские ТОСы разберутся со всеми этими лужами, места отдыха благоустроят, колодцы отремонтируют, тогда они и будут разрабатывать интересные культурные проекты, социальное предпринимательство развивать.
– ТОС – это по-прежнему явление сельской жизни или же в городах они тоже начали появляться?
– Нет. Городских ТОС как были единицы, так и остались. Один в Сыктывкаре, три в Инте. Причем один из интинских что-то затих в последнее время, возможно, закрывается. В ментальности дело. На селе все друг друга знают, привыкли проблемы сообща решать. А в городе кто для нас сосед? Плохой незнакомец, который или вам мешает, или – хорошо, что его не видно и не слышно. Но, я думаю, можно людей и в городах растормошить. Когда АТОС выиграл проект по созданию уличного тренажерного комплекса по улице Славы в Эжве, мы в процессе его монтажа подходили к прохожим, просили помочь. Многие охотно участвовали, к примеру, байк-клуб «Полярные волки» очень помог – подвезли песок, щебень; устанавливать площадку помог общественный деятель Руслан Искандеров.
– А по какой причине закрываются ТОСы?
– Закрывшихся не так уж много, есть «уснувшие», которые делались под один проект, чтобы получить средства на решение той или иной проблемы. Сделали то, что хотели, и больше про них не слышно ничего. Иногда ТОС создавался по инициативе главы сельского поселения. Надо ему ту же детскую площадку поставить, заборы отремонтировать или еще что-то, а денег в бюджете нет. Вот он и применяет административный ресурс, фактически сам этот ТОС и создает, проблему решает. А тосовцы сами делать ничего и не хотят. Я не исключаю, что где-то ТОСы создавались для галочки. Потому что есть такие, что уже три года, как созданы, а никогда ни с каким проектом не заявлялись. Не знаю, может, им средства не нужны, сами все в складчину делают. Но я этого не понимаю. Давайте будем откровенны: самоорганизоваться общественность прекрасно может и без всякого ТОСа. А ТОС по большому счету нужен для получения грантов. Появится завтра другая форма общественного самоуправления, которая по каким-то причинам будет финансироваться лучше, чем ТОС, – люди пойдут туда.
– Есть ли ТОСы, которые, реализовав один проект, наоборот, вошли во вкус и стали участвовать в различных грантах. Много таких?
– В основном у активных ТОСов за плечами по два-три проекта. Но есть и исключения. Глава одного ТОСа мне недавно рассказывает: «Мы в этом году заявили пять проектов, три уже выиграли. Есть еще идеи, но, пожалуй, хватит». А почему хватит-то? Есть что заявить – давайте, хоть пятнадцать проектов, хоть двадцать. Есть ТОСы, у которых общая сумма грантов за два миллиона перевалила, притом что единовременно ТОС получает до 250 тысяч рублей. Очень активны ношульский ТОС «Пионер», в Гажакересе, летские «Непоседы», «Пятигорск» в Усть-Куломском районе. Здорово, что в больших селах бывает по нескольку ТОСов. В Летке, например, их шесть. Больше ТОСов – больше средств, лучше жизнь на селе.
– Беда в том, что не все сельские общественники представляют, куда за этими грантовыми средствами податься.
– А мы их консультируем. И в плане бухгалтерской отчетности, написания проектов, кстати, тоже помогаем. Сейчас, когда опыт уже наработан, с этим проще. Многие до сих пор не знают, что по многим госпрограммам возможно федеральное софинансирование. По линии минсельхоза, например. Была такая история, приехали к нам в 2014 году журналисты федерального телеканала делать сюжет про ТОС села Вомын. Разговорились, они нас спрашивают: «А вы по программам минсельхоза почему не участвуете? Там же больше всего денег, миллиарды, в том числе на благоустройство сельских территорий». Мы стали разбираться, нашли эту грантовую программу, обнаружили, что участвовать в ней довольно просто, пакет документов небольшой. Обратились в наш минсельхоз, а там ответили: «А вдруг мы заложим деньги на софинансирование, а муниципалитеты не представят проекты, как мы перед федералами выглядеть будем?» Тогда АТОС Коми выступил гарантом: «Вы только средства заложите, а мы отвечаем за то, что проекты будут». Так круг замкнулся. В 2014 году у нас уже было семь проектов, получивших гранты по линии минсельхоза, в 2015-м тринадцать, дальше – больше, а в этом году очередь уже из 50 проектов. Это показательный случай, надо его тиражировать, а для этого надо работать всем вместе.
Беседовала Анна ПОТЕХИНА
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА
За прошедшие два года 38 ТОСов получили субсидии Министерства экономики РК. Общая сумма – 8 913 782 рубля на реализацию 45 проектов. Детские площадки построили ТОС «Родные просторы» и «Урожай» сельского поселения Спаспоруб, «Возрождение» из села Лойма, «Зимовка» (с.п. Подзь), «Мечта» (с.п. Межег), «Надежда» (с.п. Важгорт), «Эском» (с.п. Гам), «Сельчаночка» (с.п. Визинга), а также ТОСы Кажыма, Зимстана, Гажакереса. ТОС улицы Набережной села Зеленец не только построил детскую площадку, но и благоустроил дворы, а ТОС «Лопыдино» (с.п. Намск) кроме детского спортивно-игрового проекта еще и местные дороги отремонтировал. ТОС поселка Гарьинский расширил существующую площадку, оборудовав ее тренажерами. Кроме того, спортивные площадки и тренажерные залы под открытым небом появились благодаря стараниям ТОС «Затейники» (с.п. Летка), «Центр» (с.п. Вольдино), «Тимшер», «Академгородок» (с.п. Донаель), «Палауз», «Энтузиасты» (с.п. Межадор), «Надежда» (с.п. Гам). Различные спортивные проекты реализовали ТОС «Луза» (с.п. Вухтым), «Бодрячки» (с.п. Летка), ТОС деревни Черемуховка. А тосовцы Мутницы воплотили в жизнь целых три подобных идеи – создали зону активного отдыха, Workout-площадку и обустроили лыжную трассу. Приводили в порядок сельские дороги «Надежда» (с.п. Гам), «Выль туй» (с.п. Додзь), ТОСы Приозерного и Чернутьево, а «Югыд туй» (с.п. Ижма) еще и отремонтировал уличное освещение. «Аэропорт» (с.п. Хабариха) построил тротуары на двух улицах. Благоустраивали территории своих населенных пунктов и организовывали зоны отдыха «Пионер» (с.п. Ношуль), «Березники» (с.п. Читаево), «Дебют» (с.п. Сторожевск), «Иоссер». Проекты, касающиеся водоснабжения, реализовали «Коржа» (с.п. Лойма) и ТОС Приозерного. «Сельыб» (с.п. Чернутьево) воплотил в жизнь проект по возрождению песенных традиций Удоры, а «Ёлькыб» (с.п. Кослан) создал этномузей.
Как отсчитываются за проведенную работу ТОС
ТОС без НКО, на какую помощь от администрации может зачитывать? Если в ТОС нет имущества, цель ревизионной контрольная, и благоустройство, озеленение, без бизнеса. Налоги нужно будет платить
У нас частный сектор в городе Владивостоке. Дорога убитая, грунтовая, по ней так же ездит крупная техника застройщиков. Освещения нет по всей дороге вдоль улицы. Детские площадки не планируем. Территорию по своей улице убираем самостоятельно, дворников и управляек у нас нет. В ТОС заинтересовали несколько моментов, связанных с публичными слушаниями. Уже готова была создать ТОС и людей уговорила, но когда дали образец подписанных листов, там оказалась графа с паспортными данными. Соседи в наше недоверчиво время отказались подписывать такие листы. Да я сама бы с паспортные данные ни кому не дала. Как быть в такой ситуации? Живем между трех строек