Более двухсот работ представлены на выставке «Графические истории» в Национальной галерее Коми. На экспозиции, развернутой в двух залах и фойе, представлены художественные опыты не только графиков, но и работы живописцев, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. Это вторая изобразительная «история». Первая выставка – «Живописная история» была показана в Воркуте.
По словам куратора выставки Ольги Орловой (на снимке), графика в таком длительном историческом периоде – от 50-х до наших дней – это попытка провести связь времен между теми, кто участвовал в судьбе республики и писал освоение Севера, и теми, кто живет реалиями сегодняшнего дня. Тематика выставки свободная, включает станковые и пленэрные работы художников Сыктывкара, Ухты, Воркуты и других районов республики.
Ретроспективная часть выставки представлена классиками изобразительного искусства Коми ХХ века: графикой Евгения Борисевича, Вадима Краева, Аркадия Мошева, Владислава Мамченко, Анатолия Бухарова, Василия Игнатова. Работы выполнены в различных графических техниках (автолитография, офорт, линогравюра, монотипия, рисунок, сюжетные и портретные композиции).
Экспозиция начинается с потрясающих автопортретов и портретов Рема Ермолина, их герои – коллеги или родные художника, известные в Коми личности.
Работы художников пришли в экспозицию разными путями. Солидная часть – достояние галереи, фонды которой неизменно пополняются. Так, после смерти известного иконописца Германа Тонкова семьей были переданы в дар две иконы – прориси. Герман Тонков, как было отмечено на открытии, относится к редкому среди иконописцев кругу художников, бравших на себя смелость авторского переосмысления канонических тем и сюжетов и создававших сложные и развернутые иконографические изводы.
Часть выставленных работ организатор выставки нашла в мастерских художников, многие из них открылись совершенно в новом свете. Известный живописец Геннадий Дмитриев, например, персональная выставка которого прошла недавно в стенах галереи, оказался блестящим рисовальщиком, в экспозиции представлены его работы из серии «10 дней в Усинске» 1974 года и 1976 года, портреты друзей и знакомых. И в графике художник в какой-то степени проявляет себя как живописец, его работы, по словам Ольги Орловой, наполнены воздухом и светом.
Не дожили до сценического воплощения эскизы костюмов к третьей постановке балетного спектакля «Яг-Морт» мультипликатора и иллюстратора, народного художника Коми Василия Игнатова, представленные здесь же. Работая в Москве, создавая такие образцы мультипликации, как «Гадкий утенок» или «Петушок – золотой гребешок», художник никогда не терял связи с родной республикой. Он стал художником-постановщиком первого национального балета «Яг-Морт». Эскизы к третьей постановке экспонируются впервые.
Книжная иллюстрация представлена работами Владимира Осипова – «Народная поэзия коми», Виктора Порохни, Леонида Попова. Серию станковых работ «Вьетнамский дневник» живописец Станислав Торлопов создал во время поездки во Вьетнам. Графическая живопись или живописная графика – не будет ошибкой сказать о пленэрных работах Вадима Кононова, Татьяны Васильевой, Светланы Бутаковой, Сергея Гагаузова.
Работы Татьяны Васильевой «Жар уходящего солнца» и «Чей-то дом» из серии «Ёртомский альбом» сопровождают авторские прозаические эссе на тему Севера. «Мой Север. Север мой. Он настоящий, честный».
Любовь к симметрии, к упорядоченному ритму мазков и линий – технический стержень работ Юрия Лисовского, персонажи которых возвращают к финно-угорским мотивам и символам. По-своему – порой драматически, порой скептически или философско-иронически переживает пространство города и мастерской Ирина Дасюк.
В сложной, смешанной авторской технике выполнены работы Анжелы Размановой, которые художница подготовила к одной из «Ночи музеев», проходившей в Саду скульптуры галереи. Клубок нитей и линий, связующих времена, венчают работы молодых художников Инги Поповской, Татьяны Ракиной, Анны Сажиной, Дмитрия Стрелкова, Александра Крымова.
В течение года выставочный проект будет показан в Усинске и Воркуте.
Марина Щербинина
Фото Дмитрия Напалкова
Оставьте первый комментарий для "Графические истории в свете и цвете"