Первый показ фильма в Коми крае вошел в историю благодаря нетрезвому учителю
В Год российского кино незаслуженно забытыми оказались те, кто непосредственно знакомил зрителей с этим искусством. Киномеханики всегда оставались в тени и во время киносеансов незримо и неслышно работали за спинами зрителей. И только если рвалась кинопленка, зал вспоминал киномеханика недобрым словом и обзывал «сапожником». Сегодня благодаря интернету кино можно посмотреть не только в кинозале, но и дома, в транспорте или даже на скамейке в парке. А раньше, для того чтобы увидеть новый фильм, зрители собирались в темном зале, киномеханик запускал трещащий аппарат, и на экране оживали кадры.
«Погоня за женихом» в Усть-Сысольске
Первый показ кино в Усть-Сысольске прошел 16 августа 1905 года – спустя десять лет после того, как в Париже на бульваре Капуцинок в одном из залов «Гранд-кафе» братья Люмьер провели свой первый киносеанс, состоящий из десяти короткометражек. «Человеком с бульвара Капуцинов» в уездном городе на Сысоле оказался гастролирующий киношник из города Глазова Владимир Платунович, привезший французскую комедию «Погоня за женихом». Эта черно-белая немая короткометражка до нашего времени, скорее всего, не сохранилась. Собственно говоря, Владимира Платуновича можно смело назвать первым киномехаником Коми края.
В Усть-Сысольске фильм был показан в Народном доме. Зал был полон. Некий доброволец – знаток французского языка – переводил вслух титры. Любопытно, что это событие сохранилось в истории только благодаря хулиганской выходке местного учителя Михаила Лебедева, который в нетрезвом виде явился на показ «фильмы» и неожиданно для себя стяжал славу первого местного кинокритика. Он до конца сеанса громко возмущался, кричал, что «картины надо ставить выше или ниже, так как ничего не видно», и вообще это «шантаж, а полиции нельзя позволять ставить такие картины». Учителя из зала не выгнали, но уездный исправник накатал жалобу инспектору городского училища о неблаговидном поведении его подчиненного. Этот документ сохранился в архиве. Если бы учитель в тот вечер не напился, то первый киносеанс так бы и канул мимо историков в лету.
Здесь смотрели «Чапаева»
Первый кинотеатр в Усть-Сысольске возвели только в 1923 году. Деревянное одноэтажное здание стояло на перекрестке нынешних улиц Куратова и Кирова. В 1920-е годы демонстрировались только немые фильмы в сопровождении тапера. Перед сеансами играл оркестр, а буфетчица Людмила Попова торговала свежей выпечкой. Аппаратура для звукового кино появилась в Сыктывкаре лишь в 1932 году. В деревянном кинотеатре сыктывкарцы впервые увидели фильмы «Чапаев», «Ленин в октябре», «Кубанцы», «Путевка в жизнь», «Джульбарс», «Дети капитана Гранта», «Семеро смелых», «Александр Невский», трилогию о Максиме и комедии Александрова. В декабре 1939 года первый сыктывкарский кинотеатр сгорел. Но еще за пару лет до этого, в 1937 году, началось строительство нового кинотеатра. Возводили его на месте снесенной церкви с колокольней, принадлежавшей подворью Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря.
В марте 1940 года открылся кинотеатр, который затем получил название «Родина». В год открытия кинотеатр ежедневно посещали до 1300 зрителей. В декабре 1940 года с большим успехом прошла кинокартина «Моя любовь». Тогда же зрители увидели фильмы «Вратарь», «Минин и Пожарский», «Четвертый перископ», «Моя любовь», «Светлый путь», «Большой вальс» (США), «Пятый океан», «Возвращение», «Яков Свердлов», «Сибиряки», «Любимая девушка», «Ошибка инженера Кочина» и другие.
Хитами конца 1930-х годов стали фильмы о подготовке к войне и борьбе со шпионами. Это киноленты «Глубокий рейд», «Высокая награда», «Морской пост», «Два друга», «Партийный билет» и множество других. В газетном анонсе фильма «Линия Маннергейма» написано, что «его должен посмотреть каждый советский гражданин. Он поможет растить в советском народе патриотические чувства».
Листая в архиве пожелтевшие подшивки местных газет тех лет, можно узнать, что детские показы в столице Коми АССР проходили в 14 и 16 часов, взрослые – в 18 и 20 часов. Цены на билеты в кинотеатр варьировались от одного до пяти рублей.
О популярности фильмов свидетельствуют цифры. По данным статистики, в 1940 году «средний» сыктывкарец сходил в кино 14 раз. Годом ранее фильм «Человек с ружьем» только за неделю посмотрели 8910 человек (в том числе 1605 детей), «Александр Невский» за восемь дней – 10 854 (из них 2448 детей), «На границе» за восемь дней посмотрели 9927 человек (детей 2690) и фильм «Выборгская сторона» за семь дней – 8310 (детей 2160). Летом проводились детские кинофестивали, а в дни каникул работали киноустановки в Доме пионеров и в школах №2 и №14.
В годы войны фильмы в Сыктывкаре «крутили» в драмтеатре, клубе Лесозавода, в затонском клубе «Красный водник». С января 1944 года для студентов города при пединституте открыли студенческий кинотеатр. Каждое лето открывался кинотеатр в Кировском парке. Кино показывали и во всех райцентрах. Более того, в 1943 году в период сева и сплава для обслуживания колхозников и рабочих было организовано девять специально оборудованных фургонов и один киноагиткатер, которые провели 245 киносеансов. Совет народных комиссаров Коми АССР постановил обязать управление кинофикации при СНК Коми АССР довести к концу 1944 года киносеть республики до 123 киноустановок, а в Сыктывкаре организовать киноремонтную мастерскую и подготовить на курсах киномехаников сто человек.
Как-то в «Родине» случился пожар. 12 января 1947 года во время показа фильма «Сын полка» загорелась кинолента в аппарате. В зале началась паника, и в темноте сбили с ног четверых детей. Чрезвычайно горючие компоненты кинопленки на основе нитроцеллюлозы делали работу в киноаппаратной пожароопасной. Если пленка по какой-то причине застревала во время демонстрации фильма, то под горячим лучом она шла пузырями и вспыхивала уже через несколько секунд. В 1950-е годы нитроцеллюлозную пленку перестали выпускать.
От немого – к звуковому
Много лет главным сыктывкарским киномехаником считался Николай Петров. Он начал крутить кино сразу после Гражданской войны и стал первым профессиональным кинодеятелем Усть-Сысольска. О жизни Николая Васильевича рассказала его дочь Ольга Николаевна. Родился будущий киномеханик в 1894 году (таким образом, он на год старше кинематографа). С детства бегал в московский кинотеатр «Милан» смотреть, как показывают кино. С 16 лет трудился сначала учеником, а затем киномехаником в городе Рославле Смоленской губернии. В 1916 году Николая призвали в армию, и он угодил в германский плен. Сбежал через два года. В 1919-м приехал к брату в Усть-Сысольск и поступил электриком на строящуюся электростанцию. Год спустя его мобилизовали в Красную армию. Тогда же во время нахождения части в Усть-Сысольске начал работать киномехаником. После демобилизации остался в кинотеатре. С 1933 года он стал первым в Коми киномехаником-звуковиком.
Его дочь вспомнила, как одна из зрительниц ее отца рассказала о любопытном происшествии на одном из первых кинопоказов в Усть-Сысольске. В тот вечер Николай Петров должен был показать фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». В свое время эта короткометражка заставила парижан в панике броситься прочь от «приближающегося» локомотива. Точно так же отреагировали на картину усть-сысольские зрители, которые в ужасе выбежали из зала. Пришлось Петрову провести в фойе лекцию и объяснить, что ничего страшного не произойдет. Только после этого робкая публика вернулась в зал и с замиранием сердца снова начала наблюдать прибытие «железного чудовища».
С 25 ноября 1943 года Николай Васильевич – технорук горкинотеатра. В общей сложности он крутил кино 45 лет. Затем его дело продолжила дочь. Киномеханики в 1940-е годы работали через день с 13 до 24 часов. В аппаратной у двух аппаратов работало сразу два человека. С 13 до 15 часов проходила проверка технического состояния фильмов и аппаратуры, результаты которой докладывались техноруку. Ученики чистили и готовили аппаратуру. В 1941 году штат горкинотеатра состоял из 23 работников и 15 оркестрантов, в том числе директора, старшего киномеханика Петрова с окладом 450 рублей, двух киномехаников Ершова и Осипова (300 рублей) и ученика киномеханика (170 рублей). Рабочий день киномеханика длился от начала первого сеанса до финальных титров последнего. В работе с аппаратом всегда существовал риск травмировать руки о его движущиеся части или обжечься, да и испарения разогретой пленки были вредны для здоровья. Прибывшую фильмокопию перед показом требовалось тщательно обследовать: все ли части на месте, нет ли брака или повреждений. Регулярный техосмотр аппаратуры, чистка и смазка деталей тоже были на киномеханике. Специфика профессии заставляла механиков радоваться своей незаметности: ведь если за целый день никто не вспомнил о киномеханике, это значит, что все показы прошли без проблем, срывов, поломок и накладок.
Чудом уцелело украшенное медными канделябрами пианино, на котором играли в довоенном горкинотеатре. После списания раритет известной фирмы из Лейпцига «Julius Gustav Feurich» попал в дом Николая Петрова, выпросившего инструмент взамен премии. Реликвия до сих пор хранится у его дочери.
Уже в 1943 году в Сыктывкаре появилось «трофейное кино». Весенние афиши зазывали горожан на американскую комедию «Три мушкетера» и историческую драму «Леди Гамильтон». В основном это были фильмы голливудского производства. Поскольку государство не хотело платить за прокатные права, никаких исходных данных, а часто даже имен действующих лиц и исполнителей не указывалось. Фильмы начинались с белой надписи на черном фоне: «Этот фильм был взят в качестве трофея во время Великой Отечественной войны».
Райский житель Иванов
Несколько лет назад журналисту «Республики» в руки попал любопытный документ минувшей эпохи – рукописные мемуары уроженца сысольской деревни Рай Виталия Филипповича Иванова (1935-2002). Свои мемуары Иванов начал писать в 1997 году. Последняя запись сделана 2 января 2000 года. Свою жизнь автор описал в «Журнале приема и выдачи задержанных транспортных средств». Красиво оформленную рукопись он назвал просто: «Описание автобиографии Иванова В.Ф. стр. с 1 по 159 стр. Рассказы стр. со 159 по 200 стр. Арх. инв. №6. Листов 100». Всего в книге 17 глав автобиографии, 10 рассказов и ода на коми языке.
В послевоенные годы Виталий Иванов трудился киномехаником, затем двадцать лет прослужил в уголовном розыске и вышел в отставку в звании подполковника МВД.
«Рано или поздно от старых вещей избавляются, – так начал Виталий Иванов мемуары. – Освободился от подсвечников – стал искать красивые абажуры, затем люстры. Все это естественно. Неестественно, когда выбрасывают старые бумаги. Это печально и непоправимо. Документы, дневники, фотографии, письма, вырезки из газет – все то, что годами собирали наши родители, дедушки, бабушки, после их смерти большей частью выкидывают, сжигают, сдают в макулатуру. А зря. Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив… Когда-нибудь нашей жизнью заинтересуются внуки, правнуки, точно так же, как и к нам подступает с годами интерес к жизни предков, к тому, как они работали, как любили… Ежели кто-нибудь возьмет это мое описание жизни, то пусть хранит его и сам составит аналогичное. Надо, чтобы мое описание передали внукам. Из поколения в поколение. И чтобы оно умножалось и хранилось, как семейная реликвия. А, может быть, кто-нибудь из наших потомков станет писателем и использует написанное».
Виталий Филиппович подробно и увлекательно описывает свое военное детство, вспоминает про родителей, а также описывает свою работу киномехаником. В 1951 году, окончив школу, Виталий отправился в Сыктывкар, чтобы поступить в ремесленное училище на рулевого-моториста. Но молодого человека не приняли из-за малого роста – 138 сантиметров. Пришлось вернуться домой. А тут соседка – бухгалтер Сысольской кинофикации – сказала, что есть возможность поехать учиться на курсы киномехаников в Ленинград. Начальник районной кинофикации Михаил Титов вначале засомневался, что такой невысокий парнишка сможет быть киномехаником. Но присутствовавшая при беседе соседка резонно заметила, что и сам начальник тоже далеко не великан.
«Как-то его уговорили, – пишет автор. – Мне не исполнилось еще и 16 лет, поэтому паспорта не было. А без него ехать было нельзя. Уговорили милицию выдать паспорт, а сосед сшил из старого отцовского кителя (отец погиб на войне) пиджак, а из отцовских брюк скроили штаны, из материнского пиджака сделали полушубок, купили ботинки, нашли фанерный чемодан».
Так Виталия Иванова отправили в Сыктывкар. В республиканском управлении кинофикации собрались восемь юношей и девушек – будущих киномехаников. После медкомиссии молодых людей подбросили на машине до Княжпогоста, а оттуда уже поездом они направились в Ленинград. Школа киномехаников и общежитие здесь располагались в одном четырехэтажном здании возле Аничкова моста. Абитуриенты сдавали письменные экзамены по русскому языку (диктант) и по алгебре.
«Учиться было несложно, – вспоминает Виталий Филиппович. – Писали под диктовку конспекты, зарисовывали детали, закрепляли теорию на практике».
В школе учились как шестнадцатилетние, так и тридцатилетние – бывшие фронтовики, на потертых гимнастерках которых красовались боевые награды. Ежемесячная стипендия была 230 рублей (из них 30 рублей удерживалось за общежитие). Питались всухомятку – брали батон, маргарин, ливерную колбасу, студень. Некоторым студентам присылали продукты из дома, а у Виталия дома остались только мать и сестра – помочь они никак не могли. Однокурсники из пригородов Ленинграда привозили картошку, и ее сообща варили на примусе, прячась от коменданта в подвале или на чердаке. Деды-фронтовики гоняли молодежь за сигаретами «Nord» и шкаликами с водкой. И то, и другое стоило полтора рубля. В школе изучали десять предметов: советский кинофильм и организация кинопоказа, кинопроекционная техника, усилительная техника, пожарное дело, передвижная электростанция, математика, электротехника, слесарное дело, политзанятия и практика. На практике преподаватель поднимал Иванова под мышки и ставил на ящик около киноаппарата. Учился уроженец Коми в группе по узкопленочным киноустановкам. Срок обучения здесь был полгода. «Широкопленочники» учились девять месяцев.
Ленинград еще лежал в руинах. Но музеи уже работали, и любознательный парнишка побывал во многих из них. Будущих киномехаников раз в неделю водили в Дом кино на премьерные показы всех фильмов.
Школу Иванов окончил хорошо, только по политзанятиям была тройка. Зато практику он сдал на отлично. Выпускник получил удостоверение киномеханика узкопленочного кино II категории и в конце марта 1952 года вернулся в Сыктывкар. Здесь ему дали направление на работу в Троицко-Печорский район. Парень съездил на недельку домой и на самолете По-2 вылетел в Троицко-Печорск. В райцентре молодой специалист прожил месяц – показывал кино по лагерям от райцентра до Нижней Омры. На 20-километровом промежутке было несколько лагподразделений.
«Мы показывали кино зекам, – вспоминает Виталий Иванов. – Однажды, когда я ночевал в канцелярии администрации лагеря, у меня украли выручку. Начальник лагеря собрал всех зеков и объявил, что если деньги не вернут, то кино больше не будет. И уже через час украденную сумму мне вернули. Когда Печора очистилась ото льда, меня отправили работать в Митрофановскую кинопередвижку. Обслуживал шесть деревень и поселков. Жил у частников – хозяин был высланный литовец, а его жена – коми. Помощником у меня работал высланный из азербайджанской колонии Анинфельд немец Бруно Эстерли. Летом возили коробки с кино на катере, а зимой на лошадях или тракторе. В свободное время я охотился и рыбачил. В поселках жили в основном ссыльные и власовцы. Народ был очень гостеприимный, и нас принимали хорошо. Зараз мы возили по шесть-восемь картин».
Как-то зимой Виталий потерял по пути три ящика с кинофильмами. Весной, когда снег растаял, их нашли. За задержку и за порчу имущества с молодого киномеханика удержали полторы тысячи рублей (при его ежемесячной зарплате 350 рублей).
Летом 1953 года его перевели на кинопередвижку на Усть-Илычский куст и выдали моторную лодку. На ней Иванов вместе с помощником объезжали семь населенных пунктов. Кстати, общий вес оборудования кинопередвижки – около 250 килограммов. Это динамо-машина, кинопроектор, усилитель, динамики, автотрансформатор и коробки с кинолентами. Среди зрителей здесь были и участники геологических экспедиций, которые жили в лесу в палатках. Так в постоянных поездках киномеханик проработал до середины зимы 1954 года, а затем в Усть-Илыче открыли кинозал и Иванова перевели туда.
«Отремонтировали клуб, который находился в бывшей церкви, пристроили кинобудку, – пишет автор мемуаров. – И я больше не ездил как цыган. На стационарной установке я проработал до 24 августа 1954 года».
Потом Виталия призвали на три года в армию. После демобилизации он некоторое время проработал киномехаником в Куратово, затем год в Щугрэме. Осенью 1959 года Иванов стал работать на автокинопередвижке – одновременно киномехаником и водителем. Он ездил по деревням рядом с Визингой. В его обязанности входила и доставка дров в клубы, где проходили кинопоказы. В декабре 1961 года Иванов переехал в Сыктывкар и сменил профессию.
Кино Вась и отбитые локти
Тридцать семь лет киномехаником в корткеросском селе Большелуг проработал Василий Попов. Односельчане и по сей день называют его Кино Вась.
– Отец начал работать киномехаником в 17 лет, – рассказал «Республике» сын Кино Вася руководитель «Издательского дома Коми» Вячеслав Попов. – Зимой он на санках возил в соседние деревни за 5-7 километров кинофильмы. Из-за своей работы он почти всегда отсутствовал дома по вечерам. В клубе Большелуга зимой было холодно, и сельчане старались занять места поближе к батареям. Они располагались прямо под окошками, откуда шли лучи кинопроекторов. Кинопленка часто обрывалась, а отец мог этого не заметить из-за треска кинопроекторов. И тогда зрители, которые сидели на самых теплых местах, локтями били по стене, чтобы отец услышал, что пленка оборвалась. Он склеивал пленку, и просмотр продолжался. Некоторые зрители шутя высказывали отцу свои претензии, что все их локти были разбиты из-за обрывов кинопленок. Сельчане относились очень хорошо к кино, клуб был для нас местом, где мы проводили практически все вечера. Особенно пользовалось популярностью индийское кино, зал всегда был полный, когда его показывали. Люди перед фильмами общались, в кинозале они влюблялись в киногероев и очень ждали появления нового фильма. Хорошие были времена, и я вспоминаю с большой гордостью, что мой отец был киномехаником.
Артур АРТЕЕВ
Классный материал. Спасибо, Артур!!!
Это отличное представление!
Исполнители были на высоте, а спектакль был захватывающим и заставил задуматься.
Очень рекомендую всем посетить этот театр!
Отличное фото! Красивая
композиция и интересная игра света.
Очень атмосферно!
Specific line of work may apply for unique Commercial van insurance insurance prices.
Regularly state your job when getting insurance
coverage to see if you get approved for savings.