Горячие дебаты о приоритетах

Депутаты Госсовета Коми поспорили, на чем экономить и во что вкладываться

Последнее в уходящем году декабрьское заседание регионального парламента выдалось по-настоящему бурным и затяжным. Больше всего времени в сравнительно небольшой повестке дня ушло на принятие республиканского бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, обсуждение целесообразности налоговых льгот на имущество для крупных компаний, а также на споры по поводу нового порядка предоставления компенсации за родительскую плату в детских садах.

ANT_8892

Самый скромный и социально направленный

Основные параметры республиканского бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов представила министр финансов Коми Галина Рубцова. Доходы в следующем году составят 58,2 миллиарда рублей, в 2018 году – 60,2 миллиарда, в 2019 – 63,5 миллиарда. Расходы соответственно: 66 миллиардов, 66,7 миллиарда, 66,3 миллиарда рублей. Дефицит – 7,7 миллиарда, 6,5 миллиарда, 2,7 миллиарда. Госдолг к концу следующего года может приблизиться к 50 миллиардам (91 процент к уровню доходов), а к 2020-му – 97 процентов.

На 80 процентов доходы региона складываются из трех видов налогов – на прибыль предприятий, на доход физических лиц и на имущество организаций. Именно из-за изменений федерального законодательства и произошли наиболее значительные потери.

– С 1 января 2017 года уменьшается зачисление налога на прибыль, вместо 18 процентов будет 17, мы теряем порядка 909 миллионов рублей. Также 30 ноября был принят 409-й федеральный закон, по которому изменились нормативы зачисления акцизов от нефтепродуктов – вместо 88 процентов будем получать 61,7 процента в 2017 году, в 2018-м – 57,4, в 2019 году – 60,2 процента. В итоге мы теряем один миллиард рублей. А поскольку наш дорожный фонд складывается из доходов от акцизов на нефтепродукты и транспортного налога, объем дорожного фонда будет значительно ниже, чем в текущем году. В 2015-м было 3,4 миллиарда, в 2016 – 3,9 миллиарда, в 2017 – три миллиарда рублей. Это, конечно, отразится на строительстве и содержании дорог, – пояснила Галина Рубцова.

Что касается безвозмездных поступлений из федерального бюджета, то пока известно лишь о 3,7 миллиарда, которые придут в регион. Впрочем, еще не все трансферты распределены, поэтому есть надежда, что объем федеральных средств увеличится.

При этом бюджет республики сохраняет свою социальную направленность. Бюджетные ассигнования на выполнение социальных обязательств, в том числе на реализацию майских указов, предусмотрены в полном объеме, подчеркнула министр финансов. Бюджетные инвестиции в сферу здравоохранения составят один миллиард 700 миллионов рублей, в сферу образования – 837 миллионов, на физическую культуру – 187 миллионов, в сферу культуры – 60 миллионов. Кроме того, на 70 миллионов увеличена господдержка сельхозтоваропроизводителей.

В целом расходы отраслевые министерства будут распределять исходя из установленных приоритетов, от неэффективных трат придется отказаться, констатировала Галина Рубцова. При этом объем межбюджетных трансфертов для муниципалитетов не изменится.

Чтобы снять пиковую нагрузку на бюджет и рационально распределить средства, правительство региона продолжит размещать облигационные займы, будет привлекать коммерческие кредиты, активизировать участие в федеральных программах софинансирования, взвешенно подходить к принятию на себя новых обязательств, а при расходовании средств руководствоваться критерием адресности и нуждаемости.

Председатель Контрольно-счетной палаты Коми Елена Филимонова, вынося свой вердикт по бюджету, также сделала акцент на недопустимости неэкономного расходования средств:

– На первый план выходит эффективность. Мы должны получить отдачу от каждого потраченного рубля, – подчеркнула глава КСП, указав, что отдельные гос-программы до сих пор требуют перезагрузки. – Тревогу не может не вызывать и рост госдолга республики. Но в целом оснований для отклонения законопроекта о бюджете нет.

После этого пришел черед выступлениям депутатов. Коммунист Олег Михайлов спросил, найдется ли в республиканской казне 40 миллионов рублей на завершение строительства бассейна в Микуне. Министр финансов пояснила, что сметная стоимость проекта завышена. В этом виноваты власти муниципалитета, поэтому именно им необходимо найти недостающие средства на завершение всех работ. В начале следующего года специалисты минфина вместе с администрацией района посмотрят, где можно взять деньги.

– В любом случае не бросим и поможем, определимся с окончательной суммой. Мы понимаем, что объект должен быть достроен, – заверила Галина Рубцова.

Депутат Михаил Брагин, которому в ноябре изменили меру пресечения на подписку о невыезде, обрушился с критикой на крупные предприятия, заявив, что они мало вкладывают в республику. Например, до сих пор не подписано соглашение с «Газпромом». На обвинение не смог не ответить глава компании «Газпром трансгаз Ухта» депутат Александр Гайворонский, который на цифрах доказал, что концерн является крупнейшим налогоплательщиком в регионе: каждый шестой рубль в бюджете республики – «газпромовский». Компания вложила средства и в строящийся в Микуне бассейн, и в санаторий «Серегово», и во многие другие объекты, поэтому вправе спросить за рациональное расходование этих средств, заявил депутат.

После продолжительных дебатов бюджет был принят парламентским большинством, четыре депутата проголосовали против.

Аванс для инвесторов

Не меньший всплеск депутатской активности вызвал и закон о налоговых льготах для компаний, которые зарегистрированы в Коми и обеспечили ежегодный прирост налогооблагаемой базы более 10 миллиардов рублей. В этом случае налог на имущество предприятия уменьшается на 0,6 процента.

Многие парламентарии еще накануне, на заседаниях комитетов, задались вопросом, а что это даст региону, к чему такие поблажки в тяжелые времена, когда республика и так недополучает доходы?

Как объяснили разработчики из минэкономики, в первый год, действительно, ожидаются потери в доходах, но в последующем экономическая выгода будет исчисляться сотнями миллионов рублей. В целом к 2020 году бюджет недополучит 1,2 миллиарда, но прирост налога на имущество составит 1,7 миллиарда. То есть чистый интерес республиканского бюджета – 500 миллионов рублей. Вырастет не только налогооблагаемая база предприятия, делающего такие крупные инвестиции, но и благодаря возведенным объектам увеличится число новых рабочих мест. Льгота может привлечь в республику и других крупных инвесторов.

Уже на самом заседании сессии депутат Брагин ехидно поинтересовался у депутатов-промышленников:

– А если закона не будет, вы что, не будете инвестировать средства в свои проекты?

Представители крупных компаний отметили, что льготы – обычная практика привлечения инвесторов, подобные преференции действуют  во многих соседних регионах.

Тем не менее последовала новая порция возражений от представителей парламентской оппозиции – справедливоросса Татьяны Саладиной и коммуниста Олега Михайлова, которые выступили против того, чтобы засчитать эту льготу за 2016 год.

Вице-спикер Владимир Косов возразил на это, приведя в пример Калужскую область, где бизнес максимально освободили от налогов, и теперь этот регион – один из самых бурно развивающихся.

– Не надо скупиться, скупой платит дважды. Мы сейчас отдаем часть, чтобы в будущем получить больше, – резюмировал депутат.

Адресная компенсация

Следующим пиковым моментом декабрьской сессии стали дебаты по поводу изменений в закон «Об образовании». Они касаются введения критерия нуждаемости при предоставлении компенсации родительской платы за детский сад.

Пикировки парламентариев по этому поводу начались еще до утверждения повестки дня и стали продолжением полемики, которая разгорелась на предсессионных заседаниях комитетов. Сразу несколько парламентариев предложили перенести рассмотрение этого законопроекта на следующее заседание, чтобы не принимать столь социально значимое решение скоропалительно. Однако убедить в этом большинство депутатского корпуса им все же не удалось.

Главное, что возмутило многих депутатов, – вариант законопроекта, который они увидели сейчас, радикально отличается от того, который они обсуждали прежде. Министерство образования переработало документ, значительно его улучшив, учтя все замечания по итогам обсуждения в Общественной палате Коми. Тем не менее обсуждение только на площадке палаты оппозиционно настроенные народные избранники сочли недостаточным.

Суть поправок в закон «Об образовании» заключается в том, чтобы компенсация родительской платы за детский сад выплачивалась адресно. Для этого вводится критерий нуждаемости, который привязан к доходам семьи. Право на получение компенсации представляется семьям, где среднедушевой доход не превышает полуторной величины прожиточного минимума, установленного в регионе.

Так, чтобы получить компенсацию (к примеру, в среднем по Сыктывкару на первого ребенка компенсация составляет 367 рублей), семья из двух человек (родитель и ребенок) должна иметь доход до 36 тысяч рублей в месяц в южных районах республики и до 43 тысяч на севере. Для семьи из трех человек доход ограничен соответственно 54,6 тысячи и 64,8 тысячи рублей. Для семьи из четырех человек это 71,9 тысячи и 85,9 тысячи рублей и так далее.

Как отметила представлявшая законопроект на заседании сессии заместитель председателя правительства – министр образования Коми Наталья Михальченкова, исходя из таких расчетов компенсацию гарантированно будут получать все родители-сельчане и бюджетники.

Из 51 600 семей, кому сейчас перечисляется компенсация, под критерий нуждаемости не подпадают 10 тысяч семей. Их доход превышает указанные суммы, и вряд ли для них сумма в 367 рублей будет существенной.

Депутат Татьяна Саладина попросила представить ей финансово-экономическое обоснование – сколько в результате сэкономит бюджет и на какие цели будут направлены сэкономленные средства.

– Экономия составит 46 миллионов рублей, все эти средства останутся в отрасли и пойдут на поддержку детей из малообеспеченных семей, – ответила Наталья Михальченкова.

Однако этих доводов депутатам-оппозиционерам показалось недостаточно. Они выразили опасения, что не все семьи смогут подтвердить свой статус малообеспеченных из-за невозможности добыть нужную справку и так далее.

Точку в дискуссии поставила вице-спикер Валентина Жиделева, которая заверила, что комитет по социальной политике возьмет на контроль разработку правительством порядка предоставления компенсации. Затем вице-спикер обратилась к Наталье Михальченковой с просьбой учесть мнение общественности и распределить высвобождающиеся средства на поддержку семей, которые действительно являются нуждающимися.

Итоги

Подводя итоги осенней сессии, спикер Надежда Дорофеева привела цифры: принято 122 нормативных акта, из них 81 закон и 41 постановление.

– Самое главное, что принят закон о бюджете. Было много острых моментов, жарких эмоциональных споров, но в итоге правительство прислушалось к части наших предложений. В работе над бюджетом депутаты уделили особое внимание выполнению социальных обязательств, завершению недостроенных социальных объектов (их у нас сейчас 30), изысканию внутренних резервов и повышению инвестиционной привлекательности республики. В условиях дефицита бюджета мы должны переформатировать свое мышление – льготы, меры соцподдержки должны получать только нуждающиеся. Сегодня в республике начата огромная работа по инвентаризации социальных льгот, поэтому так болезненно и так эмоционально реагируют люди. Но наша задача – объяснить и на примерах показывать, что не только потеряют, но и приобретут жители республики от мер социальной поддержки, которые мы приводим в соответствие с федеральным законодательством и реалиями нашего бюджета. Главное – правильно расставить приоритеты и объяснить это нашим жителям, – заключила Надежда Дорофеева.

Лина Перова

Фото пресс-службы Госсовета Коми

thumb655.39

Оставьте первый комментарий для "Горячие дебаты о приоритетах"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.