В Москве обсудили совершенствование деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Уполномоченный при главе Коми по правам ребенка Нелли Струтинская в интервью «Республике» рассказала о том, какие вопросы по работе с многодетными семьями и защитой прав детей обсуждали в ходе всероссийского совещания.
– Какие задачи поставила перед региональными омбудсменами новый уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова?
– Задачи-то по сути не изменились. Они прописаны в президентском указе – содействие соблюдению прав несовершеннолетних детей, восстановление их нарушенных прав, выстраивание межведомственных взаимоотношений и контроль над деятельностью органов исполнительной власти в плане защиты интересов несовершеннолетних детей. Но поскольку одной из составляющих работы уполномоченных по правам ребенка является правовая помощь семьям, акцент был сделан именно на этом.
– Были определены какие-то новые векторы развития в этом вопросе?
– Анна Кузнецова сделала акцент в целом на необходимости работы с семьей, но особенно – многодетной. Это не обязательно должна быть семья неблагополучная, которая требует постановки на учет. На практике каждая многодетная семья в силу своей особенности имеет проблемы, которые надо помогать ей решать.
– Что под этим подразумевалось – усиление внимания к проблемам многодетных или какие-то новые формы работы?
– Все, что касается поддержки многодетной семьи, законодательно прописано. Другое дело, что в многодетных семьях и проблемы свои, специфические. Ближайший пример: выделение земельных участков. Вроде бы какие там права нарушены? Но ведь жилищные проблемы семьи так или иначе затрагивают интересы детей. А с выделением земельных участков в Сыктывкаре, например, еще много сложностей.
Кроме того, Анна Кузнецова высказала мысль о разработке закона о многодетной семье. Сегодня у каждого региона свои критерии многодетности. У кого-то многодетной считается семья, где трое детей, а в некоторых регионах – пять и более. По мнению уполномоченного, критерии во всех субъектах должны быть одинаковые. И в этом есть смысл.
Еще один важный момент, который рассмотрели участники совещания, – необходимость уравнивания в правах детей-сирот и детей-подкидышей. Сегодня в России более 800 детей имеют статус подкидышей. Но в отличие от детей-сирот им не назначается пенсия по потере кормильца. Этот вопрос должен решиться на уровне Госдумы.
– Несмотря на снижение числа детей-сирот как в целом по стране, так и в Коми, по-прежнему много проблем остается в сфере работы с приемными и опекунскими семьями. Были ли подняты эти вопросы на совещании?
– Тема семейного устройства детей-сирот действительно остается социально острой. Ведь ребенок, находящийся под опекой, все равно находится под защитой государства. И когда его передают в семью, государство должно быть уверено, что он в этой семье получит все необходимое для своего физического и душевного развития. Однако по всей стране идет рост возвратов опекунских детей в детские дома. И что показательно: обычно отказываются родственники, взявшие ребенка под опеку. Ведь когда ребенок остается без родителей, органы опеки в первую очередь работают с родственниками. Причем не так уж часто они соглашаются взять ребенка к себе. Причины называют разные: то возраст уже не позволяет, то нет жилищных условий. Есть, конечно, и те, кто берет без вопросов. Но, когда у ребенка наступает подростковый возраст, многие не справляются с воспитанием и возвращают его в интернат. А это уже классифицируется как вторичное сиротство.
Бывает, возьмут под опеку двоих детей, а возвращать хотят одного: мол, этот плохой, а с этим я справляюсь. Но органы опеки в таких случаях изымают из семьи и второго ребенка. Потому что сам факт отказа уже говорит о невозможности опекуна справляться с воспитанием. На совещании мы обсуждали, что необходимо предпринять, чтобы уменьшить процент таких возвратов. В частности, предлагалось разделить опеку родственную и не родственную и соответственно разработать критерии по отношению к этим двум группам. Опять же на данный момент родственники берут ребенка в семью, не пройдя курс обучения в школе приемного родителя. Участники совещания были единодушны в вопросе необходимости привлекать к обучению в школе приемного родителя и родственников-опекунов тоже.
Было также сказано о необходимости выстраивания межведомственного взаимодействия в вопросах защиты прав детей. На этот счет могу уверенно сказать, что в Коми в этом вопросе все обстоит неплохо. К примеру, в моей практике нередко бывает так: человек звонит, просит не называть его имени и сообщает, что его соседи пьют и постоянно оставляют маленького ребенка без присмотра, голодного. Я сразу, без всяких предварительных письменных запросов, звоню в комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки, чтобы факты были проверены. И далее при необходимости мы уже работаем совместно. Благодаря налаженным рабочим контактам очень многие вопросы удается решать по телефонному звонку.
Беседовала Галина ГАЕВА
Оставьте первый комментарий для "Нелли Струтинская: «В центре внимания – семья и дети»"