Уникальные находки археологов Коми привезли из Эрмитажа в Сыктывкар
Уникальная выставка «Люди. Звери. Боги. Предметы первобытного искусства Северного Приуралья» открылась в Национальном музее Коми. Ее экспонатами стали более полутора сотен древних артефактов – в основном предметов пермского звериного стиля (ПЗС). Украшение экспозиции – хранящиеся в Эрмитаже бронзовые предметы из Ухтинского и Подчеремского кладов. Из главного музея страны привезены и деревянная чаша и серебряный ритон, найденные известным археологом Элеонорой Савельевой в Княжпогостском районе. Они экспонируются в Сыктывкаре впервые.
В советское время эти находки из-за своей исторической и культурной ценности попали в главный музей страны – Эрмитаж. В республиканском музее они представлены только в виде голограмм. Сейчас у сыктывкарцев появилась возможность увидеть оригиналы эрмитажных экспонатов. Всего же из Санкт-Петербурга привезено 36 предметов – бронзовые предметы из Ухтинского и Подчеремского кладов, а также ритуальная чаша и ритон из Веслянского могильника.
Новая выставка готовилась пять лет и стала совместным проектом Государственного Эрмитажа и Национального музея Коми. Экспозицию дополнили предметы пермского звериного стиля из музея археологии Европейского Северо-Востока ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН и музея археологии и этнографии СГУ имени Питирима Сорокина. Проект дает редкую возможность познакомиться с коллекциями из нескольких музеев в одном выставочном пространстве. Прорисовки некоторых экспонатов увеличили и представили на стенах зала в виде больших черно-белых графических листов.
– Это наш первый выставочный проект не только в Республике Коми, но и во всем Северо-Западном регионе, – рассказала научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Екатерина Шаблавина. – Мы рады этому проекту и надеемся, что он положит начало плодотворной творческой дружбе наших музеев. Данную выставку мы рассматриваем как часть проекта, который наш директор Михаил Пиотровский назвал «Большой Эрмитаж». В рамках этого проекта экспонаты Эрмитажа будут представлены на временных выставках в разных уголках России, в том числе и в Коми. Нужно сказать, что привезенные в Сыктывкар из Эрмитажа экспонаты уникальны не только своими художественными образами, но в них также отражен сложный духовный мир людей, которые до прихода христианства жили на территории Коми края.
Директор Национального музея Коми Ирина Котылева добавила, что выставка стала подарком к 105-летию музея. А в ноябре в музее пройдет круглый стол, посвященный проблемам находок и изучения предметов пермского звериного стиля, их связи с современным искусством и культурой.
Своего рода родственниками можно назвать хищную птицу на гербе республики и медведя на сыктывкарском гербе. Оба символа имеют многовековую историю и ведут свое начало от древних фигурок пермского звериного стиля. Приуральские мастера в течение многих веков (от неолита до позднего Средневековья) изготавливали из бронзы причудливые фигурки богов – своеобразные иллюстрации к своей мифологии. В середине и второй половине первого тысячелетия нашей эры это искусство металлического литья переживало свой золотой век. А поскольку впервые «шаманские бляшки» были найдены и описаны археологами на пермской земле, это литье получило название «пермский звериный стиль». Хотя более правильным было бы назвать его приуральским, или рифейским (Рифей – древнее название Урала). Равным образом пермский звериный стиль могут приписать себе коми, коми-пермяки, удмурты, ханты и манси. На территории Коми учеными было обнаружено около двухсот «шаманских бляшек». А сколько еще их было найдено случайными людьми – неизвестно.
Находят древние бронзовые фигурки практически на всей территории республики, но чаще всего на Печоре и Вычегде. Предметы пермского звериного стиля находили во все времена. Что-то из «чудских древностей» было даже в коллекции Петра Великого.
Одними из первых в середине XIX века этот стиль начали изучать отец и сын Теплоуховы, занимавшиеся ведением лесного хозяйства в пермском имении Строгановых. Они собрали значительную коллекцию «древностей камской чуди», которая хранится сейчас в Пермском краеведческом музее. Большинство произведений пермского звериного стиля обнаружено в могильниках и в местах, где совершались религиозные обряды. Иногда изображения реалистичны, а иногда совершенно фантастические: ящеры, человеколоси, птицы с головой человека и птицеголовые люди. По сюжетам все изделия древних мастеров делятся на три группы: зооморфные, птицевидные и сложные композиции с изображением людей, животных и птиц. Три яруса отражают представления древних о трех мирах: верхнем (небо), среднем (люди и животные) и нижнем (ящеры из подземно-подводного царства). Большинство изготовлено из меди или бронзы, но делали фигуры и из менее долговечных материалов: дерева, кости, глины и даже меха. Изображениями украшали орудия труда и оружие, конскую сбрую, одежду и предметы быта. Кроме эстетического значения фигуры имели колдовской смысл и изображали предков-тотемов, предохранявших от злых сил.
Золотым периодом художественного литья считаются VI-VIII века. Затем, сначала в Прикамье, а потом и в Западной Сибири все большую роль начинают играть привозные изделия из серебра. В IX-XV веках уральское «шаманское» литье начало постепенно приходить в упадок, окончательный удар по нему был нанесен православием. Но полностью ПЗС не исчез – резные деревянные коньки-охлупни на крышах «вышли» именно из бронзовых прототипов.
Об истории находок древних артефактов на открытии выставки рассказала доктор исторических наук Элеонора Савельева. Древний могильник она нашла в 1961 году, а сенсационные находки на его территории сделали спустя 13 лет. На ритон наткнулся студент Савельев, который от неожиданности воскликнул: «Элеонора Анатольевна, у нас золото пошло!» Оказалось, что он расчищал серебряный ритон. Этот ритуальный сосуд сделан не местными мастерами, а привезен издалека. Он относится к изделиям так называемого сасанидского серебра. Это древнеиранские изделия из серебра (посуда, монеты, украшения), поступавшие в результате торгового обмена на Север в эпоху раннего Средневековья. А вот чашу из березового капа вырезали северные умельцы. У этого сосуда края были серебряные, а уши медведя – с позолотой.
– На территории России больше нигде не найдено такого ритона и чаши, – отметила уникальность экспонатов археолог. – В Княжпогостском районе мы раскопали первый в своем роде Веслянский курганный могильник, оставшийся от эпохи раннего Средневековья – VI-VII веков нашей эры. Здесь находились кинжалы, боевые ножи, кольчуги, монеты. А также серебряный ритон в форме головы быка. Эти находки свидетельствуют о приходе в наш край кочевников из южных степей. Пришельцы являлись опытными литейщиками, хорошо владевшими техникой обработки железа. А богатые захоронения принадлежали знатным воинам. В культуре кочевников прослеживаются сарматские традиции. Многие предметы, в том числе такие специфические детали погребального обряда, как золотые и серебряные наротники и наглазники, находят аналогии в древностях Северного Причерноморья. Вероятно, пришлые группы людей были немногочисленны и вскоре ассимилировались с местным населением.
В составе той экспедиции работала и начинающий историк, а ныне кандидат исторических наук, сотрудник отдела этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Ирина Ильина.
– Это было летом 1974 года, – рассказала она «Республике». – Я окончила первый курс истфака нашего университета и попала на археологическую практику в деревню Весляна Княжпогостского района. Практикой руководила Элеонора Анатольевна Савельева. Она обнаружила курганный могильник еще за много лет до этого, и в 1974 году привезла нас, студентов, на масштабные раскопки. Но, наверное, никто не ожидал, что там окажется такой богатый памятник. Обнаруженный в земле ритон был в великолепном состоянии. И, кажется, внутри него находились монеты. В этой же экспедиции мы обнаружили деревянную чашу. Мы бы не смогли ее сохранить. Когда чашу достали из торфа, на воздухе она начала разрушаться, и нужно было ее законсервировать. Еще в этой экспедиции обнаружили кольчугу, золотые и серебряные погребальные маски, интересное женское налобное украшение. После этой практики и этих находок я стала заниматься серьезно археологией и профессионально изучать пермский звериный стиль. Аналогичный найденному нами ритон я нашла на одном снимке из Нью-Йоркского музея.
Ирина Ильина представила читателям «Республики» редкое фото, на котором она, ее однокурсники и Элеонора Савельева летом 1974 года осматривают уникальные находки.
Выставка продлится до 19 февраля, и в день ее закрытия сотрудники музея презентуют большой альбом-каталог, в который войдут снимки и описания представленных экспонатов.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
НЕТ в Пермском стиле Ящера. Ящерка изготовлена древними мастерами с изгибающимся хвостом.А то . что считают зверем нижнего мира — это Куница или песец. Много неточностей в прошлом трактовании звериного стиля