Усть-Цильма отгуляла Петровщину и Горку
11 и 12 июля Усть-Цильма, как и многие сотни лет до этого, собралась на Петровщину и Горку. Старинные обряды соседствовали со свежеприобретенными традициями, народные костюмы – с современными, а жители села чуть ли не потерялись среди множества прибывших на праздник гостей.
Старинное село на сей раз повеселило орнитологическим курьезом – летающими задом наперед чайками. На берегу Печоры почти всегда ветрено, а в этот раз два дня подряд по утрам задувало так, что ходили разговоры об отмене традиционных гонок на моторных лодках. Всю мошкару, комаров и слепней из прибрежной части села выдуло напрочь, как и мелких птиц. Те, что покрупнее, пытались сражаться со стихией и лететь против ветра, но в лучшем случае висели в воздухе на месте, в худшем – старательно машущих крыльями чаек постоянно сносило назад.
Флаги, установленные перед гонками по периметру судейской зоны, казалось, тоже изо всех сил старались хотя бы остаться на месте, и это у них выходило явно лучше, чем у птиц. К вечеру ветер немного успокоился, но старт переносили.
Наконец, экипажи пригласили к судейскому столу, где участников соревнований настоятельно попросили в связи со сложными погодными условиями «быть джентльменами» и в случае ЧП с соперником не о победе думать, а выручать попавшего в беду.
После этого в микрофон было объявлено о начале соревнований, официальный старт которым дал прибывший в Усть-Цильму врио главы Коми Сергей Гапликов.
– Поздравляю всех, кто собрался на этот удивительный праздник. Это и уникальная Горка, и соревнования для тех, кто действительно храбр, у кого есть сильный дух, кто отважился сегодня соревноваться в такую непростую погоду. Желаю всем в первую очередь безопасно добраться до финиша, – поприветствовал собравшихся руководитель региона.
К счастью, неблагоприятная погода крупных неприятностей участникам гонок не доставила, обошлось без опрокидывания лодок, и за бортом никто не оказался. А пару часов спустя у жителей района и гостей из-за его пределов появилась другая возможность продемонстрировать удаль – и молодецкую, и женскую. Здесь же, на берегу Печоры, прошли соревнования по армрестлингу, распиливанию бревен на скорость, а также перетаскиванию бревна. Последние состязания требовали немалой выносливости, поскольку перед богатырями стояла задача за 30 секунд перетащить бревно весом в полтораста килограммов на как можно большее расстояние. Особо сильным удалось оттащить «снаряд» почти на сорок метров, а цена победы измерялась в сантиметрах.
Впрочем, силовые состязания – далеко не главная часть того, что происходило на берегу Печоры в Усть-Цильме вечером и ночью 11 июля. В этот день отмечали Петровщину, которая изначально представляла собой поминальный обряд, когда люди собирались вокруг костров, вспоминали почивших предков, пели ритуальные песни и варили кашу, потому что она из зерна, а зерно – это пища птиц, в которых превращаются души умерших людей. Также в это же время принято готовить рыбу, уже по другой причине: Петровщина – это канун дня апостолов Петра и Павла, а Петр считается защитником рыбаков. Но если устьцилемы и поминали в этот день предков, делали они это весьма незаметно, а в целом Петровщина напоминала массовый ночной пикник с песнями как народными, так и современными, танцами, смехом, а мангалов с шашлыками было едва ли не больше, чем котелков с ухой или кашей.
На следующий день состоялось то, чем в первую очередь и известна Усть-Цильма по всей России и за ее пределами, – обрядовый праздник Горка. К шести часам вечера в центр села начали подтягиваться нарядные женщины, с головы до ног разодетые в шелка, атлас, парчу, чтобы участвовать в многовековом танцевально-песенном обряде. Старинных сарафанов было не так уж много, наряды в основном были либо совсем новыми, либо максимум шестидесятых годов пошива. Зато практически у каждой устьцилемки на голове красовался антикварный репсовый платок, а в руке был сложенный зонтик или сумка, из которой зонтик же и выглядывал. Небо хмурилось, в любой момент мог пойти дождь, тогда те самые драгоценные репсовые шали нужно было бы незамедлительно защищать от влаги. Некоторые дамы так и провели весьма продолжительный по времени танцевальный ритуал с сумками на плече.
Выяснилось, что держать при себе необходимые вещи во время исполнения горочных фигур – проблематично, поскольку карманов в классическом женском наряде не предусмотрено. Зато за пазуху нарядной рубахи, которая застегивается только на вороте, а на груди запахивается, можно спрятать много чего. На глазах журналиста «Республики» из этого хранилища ловко доставались смартфоны, кошельки и прочие вполне объемные предметы.
Среди приезжих, наблюдающих за нарядными устьцилемками, чьи одеяния отличались в зависимости от семейного положения и возраста, родилась шутка, что здешние костюмы раньше заменяли статусы в социальных сетях – «замужем», «одинока», «в активном поиске». Посмотришь, к примеру, на макушку красавицы: видны волосы или же закрыты головным убором – и сразу ясно, девица на выданье или мужняя жена. А уж по богатству наряда можно судить о том, насколько семья зажиточная. Хотя и тут бывали исключения: у устьцилемов ходит легенда о бедной прислуге, которая всю жизнь себе во всем отказывала, с хлеба на воду перебивалась, а потом вывела свою подросшую дочку на Горку в таком наряде, что и богачкам не снился.
В исполнении традиционных горочных фигур участвовали пара женщин и один парень хоть и в этнических, но явно не в устьцилемских костюмах, судя по всему – приезжие. Участвовать в ритуальном действе могут любые гости праздника – костюм можно взять напрокат, заранее пройти инструктаж относительно исполнения фигур, заучить тексты песен. Пожалуй, это куда интереснее, чем наблюдать за праздником со стороны.
Первые шесть горочных фигур – «столбы», «круг», «на две стороны», «на четыре стороны», «вожжа», «плетень» – достаточно чинные, неспешные, а последняя – «плясовая» – озорная. Часть этой фигуры – игра-танец «Зеваха», заводящие ее парень или девушка выбирают себе в хороводе напарника, тот в свою очередь ведет за собой еще кого-то, так и растут весело танцующие цепочки людей, пока гармонисты резко не оборвут мелодию. Тут главное не растеряться и срочно разбиваться на пары, крепко обнимая того, кто поближе стоял. Такие случайно сложившиеся пары – объект для шуток, потому что сочетания получаются порой курьезные, а тем, кому пары вообще не досталось, приходится выполнять творческие задания – петь частушки, танцевать. А потом танцуют все, гармонисты играют отрывки разных танцевальных мелодий – от яблочка и кадрили до падеспаня и краковяка, а участники Горки быстро под это подстраиваются.
Несмотря на такой развеселый финал, держаться надо без излишних вольностей. Так, одна из молодых участниц «плясовой» получила строгое замечание от старших товарок за то, что подхватила в руку подол сарафана и трясла им.
Выполнению фигур сопутствует исполнение горочных песен. Их очень много, запомнить все сложно, одна девушка, чтобы не ошибиться, в процессе ухитрялась даже заглядывать в шпаргалку. Дабы неопытные участники не запутались, что за чем петь, на помощь им приходят современные технологии. Так Усть-Цилемское землячество в Архангельской области за несколько дней до праздника выложило на своей странице «ВКонтакте» подробнейший сценарий с перечислением, какие песни нужно спеть за время исполнения той или иной горочной фигуры.
Сергей Гапликов, впервые посетивший Горку, которая проводится сейчас два раза в год – 7 и 12 июля, конца действа не дождался, поскольку спешил на самолет. Полюбовавшись исполнением «столбов» и «круга», он в компании министров и депутатов Госсовета Коми прошелся вдоль палаток развернутой тут же Петровской ярмарки, купил расписные деревянные ложки, пообщался с умельцами разных возрастов, получил от них в подарок ручку и домовенка-оберег. Таким образом, у домового, приобретенного врио главы в январе в Визинге, появился коллега.
После этого часть официальной делегации отправилась в Сыктывкар, часть осталась праздновать с устьцилемами дальше. После окончания горочного действа на той же поляне до второго часа ночи пели и танцевали уже под современную музыку.
Анна Потехина
Фото автора и rkomi.ru
Оставьте первый комментарий для "На ветру, в шелках и с песней"