На ветру, в шелках и с песней

Усть-Цильма отгуляла Петровщину и Горку

11 и 12 июля Усть-Цильма, как и многие сотни лет до этого, собралась на Петровщину и Горку. Старинные обряды соседствовали со свежеприобретенными традициями, народные костюмы – с современными, а жители села чуть ли не потерялись среди множества прибывших на праздник гостей.

Glava_gorka_09

Glava_gorka_11 DSC06110 DSC06117Старинное село на сей раз по­веселило орнитологическим ку­рьезом – летающими задом напе­ред чайками. На берегу Печоры почти всегда ветрено, а в этот раз два дня подряд по утрам задувало так, что ходили разговоры об от­мене традиционных гонок на мо­торных лодках. Всю мошкару, ко­маров и слепней из прибрежной части села выдуло напрочь, как и мелких птиц. Те, что покрупнее, пытались сражаться со стихией и лететь против ветра, но в лучшем случае висели в воздухе на месте, в худшем – старательно машущих крыльями чаек постоянно сноси­ло назад.

Флаги, установленные перед гонками по периметру судейской зоны, казалось, тоже изо всех сил старались хотя бы остаться на ме­сте, и это у них выходило явно лучше, чем у птиц. К вечеру ветер немного успокоился, но старт пе­реносили.

Наконец, экипажи пригласи­ли к судейскому столу, где участ­ников соревнований настоятель­но попросили в связи со сложны­ми погодными условиями «быть джентльменами» и в случае ЧП с соперником не о победе думать, а выручать попавшего в беду.

После этого в микрофон было объявлено о начале соревнова­ний, официальный старт которым дал прибывший в Усть-Цильму врио главы Коми Сергей Гапликов.

– Поздравляю всех, кто собрал­ся на этот удивительный празд­ник. Это и уникальная Горка, и со­ревнования для тех, кто действи­тельно храбр, у кого есть сильный дух, кто отважился сегодня сорев­новаться в такую непростую пого­ду. Желаю всем в первую очередь безопасно добраться до финиша, – поприветствовал собравшихся руководитель региона.

К счастью, неблагоприятная по­года крупных неприятностей участ­никам гонок не доставила, обо­шлось без опрокидывания лодок, и за бортом никто не оказался. А пару часов спустя у жителей райо­на и гостей из-за его пределов поя­вилась другая возможность проде­монстрировать удаль – и молодец­кую, и женскую. Здесь же, на берегу Печоры, прошли соревнования по армрестлингу, распиливанию бре­вен на скорость, а также перета­скиванию бревна. Последние со­стязания требовали немалой вы­носливости, поскольку перед бога­тырями стояла задача за 30 секунд перетащить бревно весом в полто­раста килограммов на как можно большее расстояние. Особо силь­ным удалось оттащить «снаряд» почти на сорок метров, а цена по­беды измерялась в сантиметрах.

Впрочем, силовые состязания – далеко не главная часть того, что происходило на берегу Печо­ры в Усть-Цильме вечером и но­чью 11 июля. В этот день отмеча­ли Петровщину, которая изначаль­но представляла собой поминаль­ный обряд, когда люди собира­лись вокруг костров, вспоминали почивших предков, пели ритуаль­ные песни и варили кашу, пото­му что она из зерна, а зерно – это пища птиц, в которых превраща­ются души умерших людей. Также в это же время принято готовить рыбу, уже по другой причине: Пе­тровщина – это канун дня апосто­лов Петра и Павла, а Петр считает­ся защитником рыбаков. Но если устьцилемы и поминали в этот день предков, делали они это весь­ма незаметно, а в целом Петров­щина напоминала массовый ноч­ной пикник с песнями как народ­ными, так и современными, танца­ми, смехом, а мангалов с шашлы­ками было едва ли не больше, чем котелков с ухой или кашей.

На следующий день состоя­лось то, чем в первую очередь и известна Усть-Цильма по всей России и за ее пределами, – об­рядовый праздник Горка. К ше­сти часам вечера в центр села начали подтягиваться нарядные женщины, с головы до ног разо­детые в шелка, атлас, парчу, что­бы участвовать в многовековом танцевально-песенном обряде. Старинных сарафанов было не так уж много, наряды в основном были либо совсем новыми, либо максимум шестидесятых годов пошива. Зато практически у каж­дой устьцилемки на голове красо­вался антикварный репсовый пла­ток, а в руке был сложенный зон­тик или сумка, из которой зонтик же и выглядывал. Небо хмури­лось, в любой момент мог пойти дождь, тогда те самые драгоцен­ные репсовые шали нужно было бы незамедлительно защищать от влаги. Некоторые дамы так и про­вели весьма продолжительный по времени танцевальный ритуал с сумками на плече.

Выяснилось, что держать при себе необходимые вещи во вре­мя исполнения горочных фигур – проблематично, поскольку карма­нов в классическом женском наря­де не предусмотрено. Зато за па­зуху нарядной рубахи, которая за­стегивается только на вороте, а на груди запахивается, можно спря­тать много чего. На глазах журна­листа «Республики» из этого хра­нилища ловко доставались смарт­фоны, кошельки и прочие вполне объемные предметы.

Среди приезжих, наблюдаю­щих за нарядными устьцилемка­ми, чьи одеяния отличались в за­висимости от семейного поло­жения и возраста, родилась шут­ка, что здешние костюмы рань­ше заменяли статусы в социаль­ных сетях – «замужем», «одино­ка», «в активном поиске». Посмо­тришь, к примеру, на макушку кра­савицы: видны волосы или же за­крыты головным убором – и сразу ясно, девица на выданье или муж­няя жена. А уж по богатству наря­да можно судить о том, насколько семья зажиточная. Хотя и тут бы­вали исключения: у устьцилемов ходит легенда о бедной прислуге, которая всю жизнь себе во всем отказывала, с хлеба на воду пе­ребивалась, а потом вывела свою подросшую дочку на Горку в таком наряде, что и богачкам не снился.

В исполнении традиционных горочных фигур участвовали пара женщин и один парень хоть и в этнических, но явно не в устьци­лемских костюмах, судя по всему – приезжие. Участвовать в риту­альном действе могут любые го­сти праздника – костюм можно взять напрокат, заранее пройти инструктаж относительно испол­нения фигур, заучить тексты пе­сен. Пожалуй, это куда интерес­нее, чем наблюдать за праздни­ком со стороны.

Первые шесть горочных фигур – «столбы», «круг», «на две сторо­ны», «на четыре стороны», «вож­жа», «плетень» – достаточно чин­ные, неспешные, а последняя – «плясовая» – озорная. Часть этой фигуры – игра-танец «Зеваха», за­водящие ее парень или девушка выбирают себе в хороводе напар­ника, тот в свою очередь ведет за собой еще кого-то, так и растут ве­село танцующие цепочки людей, пока гармонисты резко не обо­рвут мелодию. Тут главное не рас­теряться и срочно разбиваться на пары, крепко обнимая того, кто по­ближе стоял. Такие случайно сло­жившиеся пары – объект для шу­ток, потому что сочетания получа­ются порой курьезные, а тем, кому пары вообще не досталось, при­ходится выполнять творческие за­дания – петь частушки, танцевать. А потом танцуют все, гармонисты играют отрывки разных танце­вальных мелодий – от яблочка и кадрили до падеспаня и краковя­ка, а участники Горки быстро под это подстраиваются.

Несмотря на такой развеселый финал, держаться надо без из­лишних вольностей. Так, одна из молодых участниц «плясовой» по­лучила строгое замечание от стар­ших товарок за то, что подхвати­ла в руку подол сарафана и тряс­ла им.

Выполнению фигур сопут­ствует исполнение горочных пе­сен. Их очень много, запомнить все сложно, одна девушка, чтобы не ошибиться, в процессе ухитря­лась даже заглядывать в шпаргал­ку. Дабы неопытные участники не запутались, что за чем петь, на по­мощь им приходят современные технологии. Так Усть-Цилемское землячество в Архангельской об­ласти за несколько дней до празд­ника выложило на своей страни­це «ВКонтакте» подробнейший сценарий с перечислением, какие песни нужно спеть за время ис­полнения той или иной горочной фигуры.

Сергей Гапликов, впервые по­сетивший Горку, которая прово­дится сейчас два раза в год – 7 и 12 июля, конца действа не до­ждался, поскольку спешил на са­молет. Полюбовавшись исполне­нием «столбов» и «круга», он в компании министров и депутатов Госсовета Коми прошелся вдоль палаток развернутой тут же Пе­тровской ярмарки, купил распис­ные деревянные ложки, пообщал­ся с умельцами разных возрастов, получил от них в подарок ручку и домовенка-оберег. Таким обра­зом, у домового, приобретенно­го врио главы в январе в Визинге, появился коллега.

После этого часть официаль­ной делегации отправилась в Сыктывкар, часть осталась празд­новать с устьцилемами дальше. После окончания горочного дей­ства на той же поляне до второ­го часа ночи пели и танцевали уже под современную музыку.

Анна Потехина

Фото автора и rkomi.ru

DSC06274 DSC06190 DSC06202

Оставьте первый комментарий для "На ветру, в шелках и с песней"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.